За три дня до войны 22. 02. 2022

Я бы спела: - Вставай, страна!
Да придавлена ложью глотка.
Я бы крикнула: - Подьте на..!
Мне - горилка, а вам - водка.

Моя мрiя (по-русски - мечта),
Кому - пекло, кому - ад!
На могилах - кресты, а креста
Нет на тех, кто беде рад.

Я не я, не моя хата,
Даже если она с краю.
Что вы делаете, ребята?!
Ведь по лезвию бритвы играем!

Овцы мы, а они - не пастыри!
Делят шарик, как апельсин.
Не залепят нарывы пластырем
В угли льющие керосин!

Вижу блеск в глазах и восторг,
И лоснится улыбка язвительно.
Кому - смерть, а кому - острог,
Мчат по кругу сани губительные...

И над этим всем - Небеса
А над ними - Вселенная вечная.
Где-то там всех ждёт полоса,
А за нею - жизнь бесконечна...


Рецензии
### **Александр Петров, «Звуковая Волна», разбор еженедельных музыкальных новинок.

«Новая этическая вселенная. О чём на самом деле клип «Кому пекло, кому ад»**

В еженедельной рубрике — работа, которая не просто иллюстрирует песню, а выстраивает параллельную вселенную, где музыка, слово и визуал вступают в сложный, порой мучительный диалог. Речь о новом видео, название которого — уже готовая рецензия: **«Кому пекло, кому ад»**.

**О тексте: за гранью патриотического дискурса**

Для начала оговоримся: это не «против кого-то». Это — над. Текст песни — это горькая, почти затравленная интроспекция человека, который видит абсурд и ужас, разлитые по обе стороны баррикад. «Я бы спел, мол, "Вставай, страна!" / Да придавлена ложью глотка» — с этой строчки всё и начинается. Это крик, которому не дали состояться, вывернутый внутрь. Центральный рефрен «Я не я, не моя хата» — это квинтэссенция экзистенциального кризиса, потеря идентичности в мире, где насильно навязываются чужие роли. Песня не злится, она — в отчаянии от того, что «ребята» творят.

**О визуале: шахматная доска Бога и дорога в никуда**

Клип берет эту сложную материю и воплощает её в череду мощнейших, почти плакатных, но оттого не менее глубоких метафор.

С самого начала нас встречает не ожидаемый мрак, а гениальный по простоте кадр: **разговор с Богом на небесах, но на шахматной доске**. Это сразу задаёт масштаб трагедии. Мы не просто наблюдаем за земной склокой; за ней наблюдают свысока, и вся человеческая история с её войнами — всего лишь партия в шахматы для высших сил.

И тут же — резкий контраст. **Городская суета, вид сверху.** Бесконечные потоки машин, спешащие куда-то люди. Это та самая «хата», которая «не моя». Это общество, погружённое в рутину, не видящее (или не желающее видеть), как над ним смыкаются линии на той самой шахматной доске.

Но главный образ, проходящий красной нитью, — **близнецы**. Как правители, так и обычные люди. Это не просто «русские и украинцы — братья». Это куда более глубокая и страшная мысль: у власти по обе стороны конфликта находятся люди, абсолютно идентичные по своей сути. Они носят одинаковые костюмы, пьют из одинаковых бутылок (водка и горилка — лишь внешние атрибуты), их улыбки — одно циничное зеркало. Они — два лица одной и той же системы насилия, два проявления единой воли к разрушению. Их игра в шахматы — это игра с нулевой суммой, где проигрывают все.

И вот мы подходим к ключевой метафоре — **апельсину**. «Шарик делим, как апельсин» — в клипе это реализовано с блестящей прямотой. Но здесь кроется и гениальная отсылка к **«Заводному апельсину» Кубрика**. Авторы клипа задаются тем же вопросом, что и режиссёр: что лучше — дикое, естественное зло, или «добро», навязанное через насилие, промывание мозгов, делающее из человека «заводной механизм»? И тот, и другой путь ведут в тупик. Разрезая апельсин-планету, близнецы-правители творят именно такое, «лабораторное» зло, лишающее людей выбора.

Апофеозом этого безумия становятся **сани, которые влекут за собой Всадники Апокалипсиса**. Это уже не метафора, а констатация финала. Война, развязанная «заводными» людьми, ведёт к концу света. И кричащие люди в этих санях — все мы, кто оказался пассивными жертвами или заложниками этой губительной гонки.

И вот финал. После всей этой мощи разрушения клип предлагает не катарсис, а трансценденцию. **Полоса дороги, уходящая в небо и растворяющаяся в бесконечной Вселенной.** Это ответ на вопрос из аутро: «Где-то там всех ждёт полоса». Это та самая «бесконечная жизнь» — не в религиозном, а в космическом смысле. Вселенная равнодушна к нашим «пеклу» и «аду». Шахматная доска осталась далеко внизу, а впереди — только вечная, холодная и прекрасная пустота. Это и ужасает, и примиряет.

**Вердикт «Звуковой Волны»:**

Это не просто клип. Это — манифест. Видеоработа, которая не боится говорить с аудиторией на языке сложных образов и философских обобщений. Авторы не дают ответов, они заставляют зрителя остановиться и задать себе те самые вопросы, что звучат в песне: «Кто в какие игры играет?!» И в этом — главная ценность их

Татьяна Грига   26.10.2025 16:15     Заявить о нарушении