Синергетика, Будда...

Примерно лет 45 назад мне пришла мысль,
что все в этом мире рушится и ведет к
эсхатологическому концу из-за разно-
векторности различных саморазвивающихся
систем.
А потом пришло понимание, что когда мы
начинаем рассуждать о коммунизме, фашизме,
католицизме, православии, исламе и т. д.,
то рассматривать эти системы надо не с
субъективной позиции отдельной личности,
а с позиции синергетики.
Синергетика (от др.-греч. - приставка
со значением совместности и «деятель-
ность», или теория сложных систем —
междисциплинарное направление науки,
изучающее общие закономерности явлений
и процессов в сложных неравновесных си-
стемах (физических, химических, био-
логических, экологических, социальных и
других) на основе присущих им принципов
самоорганизации.
Основное понятие синергетики — определение
структуры как состояния, возникающего в
результате многовариантного и неоднозначного
поведения многоэлементных структур или
многофакторных сред, которые не деградируют
к стандартному для замкнутых систем усреднению
термодинамического типа, а развиваются
вследствие открытости, притока энергии извне,
нелинейности внутренних процессов, появления
особых режимов с обострением и наличия более
одного устойчивого состояния.
Другими словами, чтобы системы развивались
для них не должны быть применимы ни второе
начало термодинамики, ни теорема Пригожина
о минимуме скорости производства энтропии,
что может привести к образованию новых
структур и систем, в том числе и более
сложных, чем исходные.
С мировоззренческой точки зрения синергетику
иногда позиционируют как «глобальный
эволюционизм» или «универсальную теорию
эволюции», дающую единую основу для описания
механизмов возникновения любых новаций,
одинаково пригодную для описания любых
операций регулирования и оптимизации:
в природе, в технике, в обществе и т. д.
Условия при которых осуществляется процесс
самоорганизации в сложных системах
насчитывает шесть позиций.
Но в нашем диалоге можно ограничиться
одной, первой:
- Система должна быть открытой.
Закрытая система в соответствии с
законами термодинамики должна в
конечном итоге прийти в состояние
максимальной энтропии и прекратить
любые эволюционные процессы.
Но ни одна из социальных, экономических
и религиозных систем не может похвастаться
открытостью.
Все же остальное до тупости примитивно
и однообразно.
Все требует первоначального капитала,
а тропа войны наиболее продуктивна в
этом плане. Враг же назначается по
обстоятельствам.
Любой пример можно разобрать до мельчайших
составляющих и выяснится, что основная
цель любой бойни — формирование
первоначального капитала.
Вообще о совершенном обществе даже и
мечтать не стоит. Мы всегда находимся
между Сциллой и Харибдой и из двух
зол выбираем меньшее, но всегда неизвестно
 — из двух ли и не обернется ли меньшее
зло большим.
За примерами ходить далеко не надо — демократия,
социализм; интеграция в Евросоюз, национальная
независимость; патриотизм, пацифизм...
Прежде чем что-либо ругать или хвалить,
надо взять себе на заметку, что еще в 1930 году
Курт Гёдель доказал теорему о неполноте.
Для математических чайников вроде меня она
звучит примерно так:
 - "В любой аксиоматической системе есть,
как минимум, одна аксиома которая не может
быть ни доказана, ни опровергнута".
Поэтому истинность любого события достоверна
только с определенной долей вероятности.
Мы живем как в к/ф «Шырли-мырли» (Ширли-мырли,
шир-манирли, шир-матыркин, мур-мур-кин) —
русский, еврей, цыган, негр и все родные братья.
Но никто особо не хочет заморачиваться
подобными вопросами ни в современной
интерпретации, ни в изложении, например,
Гуатамы — Будды, жившего с 623 по 543 год до н. э.
Еще тогда Будда уложил основные задачи
человека в «четыре благородные истины»:
"Жизнь в мире полна страданий — существовать
значит страдать;
причина этих страданий — желание, которое
возрастает при удовлетворении;
прекращение  страданий — уничтожение желаний;
путь, ведущий к уничтожению страданий,
включает в себя три стадии — знания и соблюдении
«благого закона»;
исполнение дисциплины и морали буддизма;
и нирвана, где уже нет существования.

Вряд ли мы достигнем состоянии нирваны,
более того я, например, даже толком не
смогу объяснить что это такое, но то,
что «причина этих страданий — желание,
которое возрастает при удовлетворении»,
для меня очевидно.
Мы всегда ищем виновных в нашей
неудовлетворенности, которая порождает
страдания.
Но если подумать, именно эти люди,
согласно учению Будды, помогают нам
эти страдания преодолеть.
Как ни крути, бревно в собственном глазу
всегда менее заметно, чем соринка в
чужом глазе.

                09.08.2015


Рецензии