Чудеса часть 136

Чудеса часть 136

Из описания Евгения Шулера:
«Чтобы обеспечить строительными материалами строительство общественных зданий, каждая лодка и каждая тележка, приходящая в город, должны были привозить с собой определенное количество крупных камней. «Рабочие и колонисты были отправлены туда из всех частей империи. В ноябре 1713 года было приказано отправить 34 000 человек в течение следующего года. Таким образом, город быстро рос, и нам сказали, что в апреле 1714 года было 34 550 зданий больших и малых, а в 1718 году еще на 10 000 больше»
Т.е. в первые 10 лет каждый год строилось примерно по 3500 зданий, или более 9-и зданий каждый день. В течение последующих 4 лет – по 2500 зданий каждый год или около 7-и каждый день. Или цифры, передаваемые европейским и американским корреспондентам, были  очень и очень завышены. Но к 1884 году, как сообщает Евгений Шулер, из зданий времен Петра 1 в Петербурге осталось лишь несколько. Все остальные здания были построены его преемниками:
«Единственными видными зданиями времени Петра все еще остались части университета и соседний дворец Меньшикова, теперь превращенный в школу курсантов.»
В настоящее время называется 6 сохранившихся объектов времен Перта 1 в самом городе: летний дворец Петра, Дворец Меншикова, Кикины палаты, Петропавловские ворота Петропавловской крепости, Церковь Благовещенья Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря, Здание Кунсткамеры, Здание двенадцати коллегий.
И 5 объектов за городом: Дворец Меншикова, Константиновский дворец (Большой Стрельнинский дворец), и в Петергофе: Большой дворец (центральная часть), Монплезир, Марли, Эрмитаж.
Если учитывать, что приходилось также восстанавливать или ремонтировать здания после частых наводнений, то интенсивность строительства должна была быть еще выше. И это всё, возможно, без тачек и лопат… Возможно, были еще и пожары, но самый большой из первых упоминаемых произошел в Петербурге в 1737 году, т.е. через 12 лет после смерти Перта 1. Описание пожарного дела в Санкт-Петербурге при Петре 1:
«В «Описании» Петербурга 1717 года дана яркая картина того, как производилось в городе тушение. «Удивительно, - пишет автор, - что хотя город построен из дерева, тем не менее редко сгорает больше двух домов, как бы плотно они не стояли друг к другу, ибо для предохранения от огня принимаются такие хорошие меры предосторожности, что можно не опасаться больших убытков». Эти меры заключались прежде всего в том, что на башнях днем и ночью выставлялась стража, которая в случае обнаружения пожара «ударяла на особый манер в колокол», этому звону вторили на других колокольнях и тотчас в городе поднималась пожарная тревога. «Как только это случится, уже видно, как со всех сторон спешат несколько сот плотников с топорами в руках. Они бегут так быстро, будто у них головы горят, ибо они, так же как солдаты, суровыми наказаниями приучены быть под рукой мгновенно». Из того же «Описания» известно, что когда Петр I находился в городе, то «бывал обычно на пожаре первым». Его царское величество был обычно «среди рабочих и там, где имеется наибольшая необходимость, он вскарабкивается с топором в руке на дома, наполовину обгоревшие, и действует сам, от чего присутствующие приходят в ужас». Если же Петра в городе не было, руководство тушением пожара брали на себя либо генерал–губернатор Петербурга, князь, комендант Петропавловкой крепости или другие старшие офицеры. Сам процесс тушения сводился к тому, что «ближайшие дома по обе стороны от уже горящего дома организованно ломаются, и так как тем временем к тушению присоединяются большие пожарные трубы, то с необычайной быстротой не только справляются с огнем, но и уже горящие здания частенько спасаются наполовину». Источник
Этот же источник сообщает о том, что  к 1725 году в городе проживало 40 тыс. человек. Не знаю, откуда они взяли эту цифру, но она явно не совпадает с количеством домов из зарубежных источников. Ведь получалось, что в каждом доме максимум жил лишь один человек. А некоторые дома стояли вообще пустые? Или в эту цифру не вошли строители города? Мне довелось принимать участие в строительстве атомной электростанции. Для ее строительства сначала был построен город, в котором проживало как раз 40 тыс. человек. Конечно, не все из них были строителями, но большинство. Пенсионеров тогда в городе еще не было, детей было мало, неработающих взрослых не было совсем, задействованных в обслуживании – минимальный процент. Атомная станция строилась таким количеством населения при помощи всей самой современной на тот момент техники в течение 10 лет. Но строителей в Петербурге, возможно, было больше. За границей имелась информация, что только погибших при строительстве было 200 000 человек:
«Частые наводнения, плохой климат и болотистая почва, все это вызвало болезни, а смертность среди рабочих, занятых в строительстве города, была ужасной. В 1717 году князь Алексий Черкасский предложил царю, что работа по контракту была бы лучше, чем принудительный труд. Он сказал, что тысяча рабочих в год, а иногда и больше, либо умерла, либо убегала, а еще многие были прикованы к постели болезнью. Эти цифры, возможно, были меньше реальных, но даже учитывая холод, сырость и дизентерию, невозможно поверить утверждению, ходящему за границей скоро после этого, что 200 000 человек погибли при строительстве города, что должно было составить по 10 000 в год в течение 20 лет. В то же время мы должны помнить, что даже сейчас Санкт-Петербург - смертоносный город, и один из немногих в мире, где смертность всегда превышает рождаемость. Он поддерживается только иммигрантами из страны».
Однако, Петр называл Санкт-Петербург "раем", и через 10 лет, к 1714 году, город был уже построен настолько, что можно было подумать о том, чтобы назначить его столицей и перевести в него правительство:
«Петербург был зеницей ока Петра. Это был его «рай», как он часто называет его в своих письмах. Это всегда было препятствием, а иногда и единственным препятствием на пути к миру. Петр был готов отказаться от всего, что он завоевал в Ливонии и Эстонии, и даже в Нарве, но он бы ни за что не уступил устье Невы. Но, несмотря на то, что позиция Санкт-Петербурга укрепилась настолько, что он стал иметь определенное значение, как торговый порт и крепость, управляющая устьем Невы, он продолжал оставаться деревней. Стены крепости были, наконец, выложены камнем, но дома были построены в лучшем случае из бревен, и в течение многих лет, несмотря на болотистую почву, улицы остались не мощеными. Если судьба бы вынудила уступить город, немногие бы сожалели об этом. Постепенно Петру пришла идея сделать его столицей. В 1714 году сенат был доставлен туда из Москвы, но войны и иностранные предприятия занимали внимание царя, и только в 1718 году были полностью перемещены туда коллегии или кабинет министров, и Санкт-Петербург стал столицей империи»
Екатерингофский дворец сначала в деревянном варианте был основан в 1711 году. Так он выглядит на гравюре Зубова 5 лет спустя. Деревья нарисованы довольно большими. Но, может, их сажали уже взрослыми?
Не надо забывать еще и том, что кроме города, строился еще и флот. И тоже довольно быстрыми темпами.
Большое подспорье в строительстве – это транспортное сообщение. У Санкт-Петербурга в этом плане было все очень сложно. Со стороны суши до 1709г. город с материком связывала только река Нева с ее опасными Ивановскими порогами. В 1709 г. начала функционировать Вышневолоцкая водная система - водный путь, связавший реку Тверцу, приток Волги, с Балтийским морем. Этот путь открыл возможность снабжать Санкт-Петербург продовольствием и другими товарами, поставляемыми из центральной России. И только в 1712 году началось строительство сухопутной дороги, соединяющий Санкт-Петербург с Москвой. Т.е. фактически, уже после того, как город был построен до такой степени, чтобы получить статус столицы Российского государства. Со стороны же моря город имел выход только на вражеские территории. Что вызывало лишь дополнительные траты и времени, и денег, и главное, людских жизней. Так как приходилось строить укрепления и постоянно защищать подступы к строящемуся городу. Поэтому дома в городе строились из дерева и раскрашивались под кирпич:
«К этому времени в Санкт-Петербурге велось деревянное строительство. Архитекторы города не могли выполнить каменную застройку города по объективным причинам: этому препятствовала трудоёмкость и низкие теплотехнические свойства материала. Кроме того, подвозка строительных материалов в город была отдельной непростой задачей. Особенностью строительства города было проектирование и строительство деревянных зданий, покрашенных под камень. Одно такое здание было сохранено в первозданном виде в виде музея основателя города.» Бунин М. С. «Мосты Ленинграда»
Для того, чтобы покрасить бревна под кирпич, их сначала обтесывали. Т.е. это дополнительная трата времени и сил, хотя выглядит эстетичней. Но ведь Петр 1, как утверждают, менее всего думал об эстетике. И где брали краску в таких количествах, чтобы окрасить все здания в городе? Краска, а особенно цветовой пигмент – тоже вещь не дешевая. Или эту версию придумали позже, чтобы оправдать наличие большого количества строений, выглядевших вполне каменными, на первых изображениях Санкт-Петербурга?
Генеральный план Санкт-Петербурга
Как это ни странно и ни парадоксально, но считается, что при строительстве Санкт-Петербурга не было какого-то первоначального плана застройки города, и он строился стихийно.
«Было бы сравнительно легко превратить Санкт-Петербург в красивый и регулярный город, но нынешнее расположение города - оставляя без внимания украшения, сделанные последующими монархами – обязан частично случайностям  и частично постоянным изменениям Петром своих планов. Сначала материк был предназначен только для Адмиралтейства и для использования морского флота. Все дворянство и даже купечество было вынуждено строить свои резиденции в окрестностях крепости, возле небольшого дома, который Петр первым построил для себя. Здесь также до 1720 года были размещены все правительственные здания. Потом Петру пришла идея, что торговля процветала бы лучше, если бы все коммерческие учреждения были размещены в Кронштадте; поэтому каждой провинции было приказано выставить на этом острове большие каменные здания для приема товаров - здания, многие из которых никогда не использовались, и которые быстро пришли в упадок, потому что сразу за этим последовал проект по размещению города выше по течению реки, где более возвышенная земля защитит его от наводнений. Наконец Петр решил размещать центр на Васильевском острове. Здесь, на голландский манер, был устроен регулярный город с каналами по всем улицам. Но опасность затопления на этом низком грунте, трудности осенью и весной, когда плавающий лед в реке отрезал этот остров от всякой связи с материком, не смогли повлиять на решение царя, и снова дворяне были вынуждены построить на этом острове большие и дорогие дома, пропорциональные размерам их поместья. Со времен Петра модный квартал и правительственные ведомства были переведены на материк, но Васильевский остров по-прежнему остается центром торговли. Каналы на острове и многие на материке были засыпаны; но их местонахождение  можно узнать любопытным обозначением сторон улиц как «линий».
Только в 1712 году вышел указ о составлении плана, но не всего города, а только Московской стороны (позже названной Литейной частью), района на левом берегу Невы, в котором началось расселение царской семьи и приближённых, прибывших из Москвы. Первый генеральный план Санкт-Петербурга появился в 1716г. Сделан он был Доменико Трезини (тем самым «итальянским» архитектором, которого Петр 1 и пригласил специально для этой цели еще в 1703 году):
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Генеральный план 1716—1717 годов, Доменико Трезини, 1716 Источник
Петр 1 решил организовать конкурс и поручил сделать второй генеральный план Жану Батисту Леблону. Но его план оказался менее удачным, чем план Трезини и был отклонен.
Генеральный план 1717 года, предложенный Жаном Леблоном
Существует еще один генеральный план развития Санкт-Петербурга, изготовленный в Париже французским картографом Николасом де Фером:
План нового города Петербурга (Plan de la nouvelle ville de Petersbourg), Николас де Фер, 1717г.
Надпись на плане:
«Петербург - новый город в Финском заливе Балтийского моря в устье Невы в начале этого века установленный Петром Алексеевичем, царем и великим князем Московии. Считается, что идея этого принца состоит в том, чтобы сделать этот город столицей его государства и местом своего постоянного проживания, а также своим любимым городом. Он обеспечил доступ к городу, как по воде, так и по суше, и для этого он проложил дороги, вырубив просеки в лесах, построил дома вдоль дорог на Москву, Вероницу, Киев, Смоленск. Так как эти дороги прямые, они сокращают примерно пятую часть пути. Вдоль дорог имеются столбы, на которых отмечается расстояние от мест в окрестности. И поскольку он хочет сделать этот город очень состоятельным благодаря торговле, он не жалеет денег. И не только московиты поселились там, но и большое количество иностранцев, которые находят там свой порт, красивый и удобный, красивые и прямые улицы, пересеченные каналами, украшенными причалами, домами, хорошо построенными из камня и кирпича, населенными всякого рода ремесленниками. Соединение рек Свирь и Шексна даст связь с Волгой, и через Волгу с Доном или Танаисом,  создаст для Петербурга возможность общаться со всеми народами мира. Также царь работает над сообщением Петербурга с Архангельском, через водную систему Онежского, Ладожского озер, рек Свирь и Невы.»
Тут, видимо, имеется в виду обводной Ладожский канал, строительство которого было завершено в 1730 г. Сам французский картограф в Петербурге не был и рисовал своей план по рисункам, предоставленным ему Петром 1. Мы видим, что планировка Васильевского острова на его плане совпадает с планировкой, предложенной Трезини. Возможно, он ее просто перерисовал, а возможно, Васильеский остров уже был застроен к тому времени, как это утверждают Георг Добсон с Евгением Шулером? Но тогда совершенно невозможным было бы предложение Леблона полностью снести существующую застройку города? Или только та часть, которая на его плане совпадает с другими планами, и была застроена на момент 1717 года? Мнение эксперта:
Формально предложенная форма эллипса плохо сочеталась с уже сложившимися реалиями — существовавшими на тот момент частями города. Так за пределы эллипса вышли Троицкая площадь, часть Адмиралтейской стороны и даже Летний сад.  Реализация этого плана потребовала бы сноса или основательной перестройки уже созданных частей города. (И. И. Лисаевич. "Доменико Трезини")
Возможно, на этой карте Санкт-Петербурга показана реальная застройка на момент 1725г:
План Санкт-Петербурга, 1725г.
Не похоже, что на Васильевском острове вообще присутствовали какие-то каналы, как это было описано выше. Или они были уже засыпаны к тому времени.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии