Чудеса часть 135

Чудеса часть 135

Техника сооружения такого рода оснований не была нова. Ее использовали для укрепления берегов рек или возведения причалов и мостов еще, вроде как, в античные времена. Описание устройства такого фундамента на льду:
«Стройка на льду у места установки. Зима является наиболее удобным временем для устройства подводных ряжевых фундаментов в тех районах, где вода замерзает и образуется прочный ледяной покров, способный выдержать весь необходимый для подобных работ груз. В месте, предназначенном для ряжа, во льду делают прорубь, несколько превосходящую по размерам основание будущей конструкции. Через прорубь перебрасывают ряд брёвен, на которых производят сборку дна и 4—5 нижних венцов сруба. После этого поддерживающие брёвна убирают и продолжают сборку ряжа на воде. По мере сборки ряж загружают камнями, погружая его в воду настолько, чтобы было удобно работать плотникам. Крен ряжа в ту или другую сторону исправляют с помощью привязанных к нему канатов. Погрузку камня зимой следует производить как можно быстрее, не допуская образования льда внутри ряжа. Когда сруб доведен до проектной высоты, производят окончательную загрузку его камнем, при этом ряж принимает окончательную осадку.» Источник
И все-таки, несмотря на, казалось бы, вполне реальное описание строительства такого основания, существующих аналогов в мире, относящихся к тому времени, практически нет.  Форт был построен за одну зиму. И не на острове, а на мелководье, т.е. посреди моря, другими словами, в 30км от берега. Есть индийский форт Murud-Janjira, но он расположен на побережье, на скальном основании. Французский форт Лувуа. Но он был построен на отмели, недалеко от берега, строился во время отлива, т.е. на твердом основании, сами строители ходили, и материалы для строительства подвозили посуху. И, думаю, известный многим по телеигре французский форт Бойяр. Идея построить его возникла еще в 1666 г. Однако легендарный инженер-фортификатор Себастьян Ле Претр де Вобан, которому Людовик XIV предложил возглавить строительство, отказался, возразив королю: «Сир, легче ухватиться за луну зубами, чем построить крепость в таком месте». И начали строить форт только в 1801 году, а закончили в 1857. Т.е. строили его 56 лет. А тут за одну зиму, установили и фундамент, и крепость, и при этом голыми руками, что называется, если верить автору, утверждающему, что ни лопат, ни тачек у строителей Санкт-Петербурга не было.  Да если бы и были, посреди моря они все равно оказались бы бесполезны.
Надпись на картинке в центре: «План крепости Кроншот в финском морском заливе в сочетании с планами самых известных крепостей того же залива. Из русских и шведских источников, предоставленных  Коменном Ербеном, 1750г.» Аналога этому флагу мне найти не удалось. Видимо, это был флаг именно этой крепости. Он похож на Андреевский флаг, но все же отличается от него дополнительной вертикальной полосой. В левом верхнем углу написано: «Финская морская бухта от Кронштадта до Санкт-Петербурга», в правом верхнем углу: «Кронштадт на острове Ребусарри находится в 9 немецких милях западнее Санкт-Петербурга. "Ребу" – по-фински означает "лиса", а "сарри" – "остров". По-русски он называется остров Котлин. Финны называли его "лисьим", видимо, из-за его формы – в виде лисьего хвоста. Крепость Кроншлот на карте Кронштадта:
Намного позже, уже в 1838-1845гг. был построен еще один форт, также на искусственном острове – форт «Император Александр I». Реальность его строительства в указанное время тоже у многих вызывает сомнения.
Строительство Ладожского канала
Строительство крепости было не единственным дополнением к строительству города, необходимо было еще и строительство канала, тобы облегчить единственный в то время способ связи города на Неве с материком:
«Работа по строительству кораблей продолжалась в течение всего 1704 года, но только поздней осенью дополнительные корабли смогли добраться до Невы. Северные ветры и штормы на Ладожском озере очень затруднили пересечение озера и ставили корабли в постоянную опасность прибивания к берегу южного побережья. Эти трудности, с которыми Петр несколько раз столкнулся лично, заставили его обосновать Адмиралтейство в Санкт-Петербурге, а также впоследствии начать строительство канала вокруг южной оконечности Ладожского озера, которое теперь является одним из соединяющих воды Волхова и Невы. Атаки Де-Проя против Кроншлота и Майделя против Санкт-Петербурга в 1704 году были легко отбиты, как и попытка Майделя поразить Кроншлот зимой, пройдя по льду. Но в 1705 году шведский флот под командованием адмирала Анкерштерна совершил гораздо более серьезную попытку. Русские попытались защитить свой небольшой флот, воткнув колья в протоке между Кроншлотом и островом Котлин и связав их вместе. Эти высокие колья и столбы шведы приняли за мачты многочисленного флота и стали более осторожными. Они держались на таком расстоянии, что их бомбардировка была неэффективной, и две их попытки высадиться на острове были отражены. После очередной тщетной попытки шведский флот отошел. Майдель, занимавший позицию на северном берегу Невы и иногда на некоторых дальних островах, оказался безуспешным как в попытке захвата Петербурга, так и Шлюссельбурга. После этого шведы больше не беспокоили Санкт-Петербург до 1708 года»
И еще одна карта, на которой показана дорога вдоль канала, видимо, предполагаемая к строительству:
Стратегическое значение Петропавловской крепости
Как только Кроншлот был построен, Петропавловская крепость утратила свое оборонительное значение. Т.е. фактически уже в 1704 году, не успев начаться строиться, крепость стала не нужна. Шулер считал, что и весь город был построен напрасно:
«Строительство Санкт-Петербурга кажется почти чудаковатым. Так как оно стало страстью Петра, и никаких препятствий не было достаточно, чтобы не допустить его к осуществлению своих планов; но это было не что иное, как очень дорогостоящая и почти бесполезная игрушка. Крепость, на которую столько денег и столько жизней было потрачено, сейчас не защищала ничего. Ее орудия никогда не могли достичь врага, если только город не был ранее взят. Теперь она охраняет только монетный двор и собор, в котором хранятся имперские гробницы. Сначала некоторые из ее казематов были предоставлены в распоряжение торговцев для хранения вина и других товаров; и один из первых политических заключенных, которые здесь были заключены в тюрьму, и был доведен до смерти таким образом, который всегда оставался тайной, был собственный сын Петра I, Алексей. Во время правления преемников Петра, стены Петропавловской крепости использовались в качестве подходящего фона для огней и иллюминаций, а ее казематы - для приема политических заключенных. Стратегически необходимо было защитить устье Невы, но это было сделано Кронштадтом. Тем не менее, эта бесполезная крепость была полностью реконструирована из более твердых материалов примерно через 6 или 7 лет. Ее валы и шесть бастионов были сначала построены из дерева и земли, которые впоследствии были заменены каменными облицовками и кладкой.
"Коммерчески, Санкт-Петербург имел важное значение как морской порт, но вскоре завоевание Реваля (Таллинна) и Риги дало России новые и лучшие порты, а высокая стоимость жизни в Санкт-Петербурге увеличила нагрузку на торговлю, которая почти сравняла преимущества. Рига была почти на таком же расстоянии от Москвы, как и Санкт-Петербург, и туда была построена хорошая прямая дорога, торговля быстро пошла бы этим путем. Но это не было сделано, и длинный окольный путь неизбежно направил торговлю в Санкт-Петербург. В настоящее время, с железными дорогами до Риги, Реваля и других пунктов Балтики, торговля Санкт-Петербурга соизмеримо с другими местами снижается. Поступления от пошлин на иностранные товары в Москве столь же велики, как и в Санкт-Петербурге. Торговля Риги, Реваля, Либау и Балтийского порта постоянно растет, а Кенигсберг и другие прусские порты получают все большее количество российских торговых предложений"
Трудности строительства Санкт-Петербурга
Несмотря на свою бесполезность в глазах европейцев, Санкт-Петербург продолжал строиться, и с большими усилиями и большими потерями. Из описания Георга Добсона:
«В Санкт-Петербурге добровольцев не было найдено ни на работу, ни на жительство. Поэтому Петру пришлось бороться с оппозицией своего народа, а также с естественными трудностями. Такое положение вещей продвигало строительство слишком медленно для этого страстного реформатора, и вскоре он решил прибегнуть к самым решительным мерам принуждения. Соответственно, в 1710 году он приказал провинциям посылать в Санкт-Петербург по 40 000 рабочих каждый год в течение 3-х лет. И в целях привлечения каменщиков он далее указал, что в любой части Российской империи за пределами Санкт-Петербурга не должно быть построено никаких каменных зданий под угрозой изгнания в Сибирь и конфискации имущества. Неудивительно, что после этого внутренняя Россия по-прежнему строилась из дерева.
Все чиновники, дворяне и землевладельцы, имеющие не менее тридцати семей крестьянских крепостных, должны были поселиться в Санкт-Петербурге и построить себе дома из дерева или камня, по их средствам. Один из указа Петра от 26 мая 1712 года гласит следующее: «1. Одна тысяча лучших семей дворянства обязаны строить дома из брусьев, с дранкой и штукатуркой, в старом английском стиле, вдоль берега Невы от императорского дворца до точки, противоположной Ниеншанц. 2. Пятьсот самых известных купеческих семей и пятьсот торговцев, менее выдающихся, должны строить для себя деревянные дома на другой стороне реки, напротив домов дворянства, пока правительство не сможет предоставить им каменные дома и магазины. 3. Две тысячи ремесленников всех видов художников, портных, столяров, кузнецов и т. д. должны поселиться на одной стороне реки, вплоть до Ниеншанца. При помощи этого деспотизма молодой город Петра был создан в невероятно короткий промежуток времени. Однако его долговечность была не очень велика. Очень немногие из его строений остались стоять среди огромных груд кирпича и камня, а также деревянных домов, которые составляют сегодняшний Петербург.»
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии