Страсти Господни Поэма - глава XI

                XI

 

             Вот уж беснующаяся орава
             Шла к дому председателя Синедриона,
             Мощная, как вулканическая лава,
             Как в дни дождей бурные воды Кедрона.

             Показалась высокая дверь в стене.
             Услужливо подбежали к ней добровольцы,
             Громыхали так, что слышалось везде,
             Азартно, как опытные молотобойцы.

             Лишь, только приоткрылась немного дверь,
             С рёвом ворвалась толпа, чуть,не сбив, служанку,
             Впихнув, Христа в распахнутый зёв зверя,
             Вмиг захлопнувшийся, словно, сглотнул приманку.

             Дверь же поспешно заперли на засов.
             Видно, от римлян или сторонников Агнца.
             Но где они все?.. Не осталось следов...
             Бросили на произвол судьбы Страдальца!..

             Пройдя, входную арку, толпа быстро
             Двор перешла, коридор, слуг, слизнув, у стенки,
             Ещё один портик, один двор, лихо,
             Втаскивая, Христа сразу на три ступеньки,
   
             Заставив, Иисуса, бегом почти,
             С ними галерею преодолеть скорее
             И в зал богато обставленный войти.
             Торопились изо всех сил и били злее!

             Их ждал старик в одежде священника.
             - Пусть поможет тебе Бог! Анна, - сказал офицер.
             Если можно так назвать мошенника,
             Банду возглавлявшего, где каждый лицемер!

             - Вот Арестованный, - проговорил он.
             Доверяю Его твоей святости, Анна! -
             Слыша, слова поддержки со всех сторон,
             Прокричал уже громко и подобострастно,   
          
             Добавив, - и  пусть Израиль очистится
             От этого греха! – Склонился перед Анной
             Угодливо, не решаясь приблизиться.
             - Да благословит тебя Бог, чадо, стократно, –
    
             Осклабился одобрительно хитрец,
             Продолжив, - за  веру твою и проницательность!
             Пожалуй, только настоящий глупец
             Не видел его ложную доброжелательность.

             Проницательность на лицо у главаря –
             Голос Иисусу достаточно было подать
             В Гефсимании,чтоб страх, отворив,
             Пали наземь и он, и вся шайка, начав, дрожать.
    -
             - Кто ты? – спросил Анна высокомерно.
             - Я – Иисус из Назарета, Рабби, - Христос.
             Ты знаешь Меня, - произнёс степенно,
             Добавляя, - во тьме не прятался! Я – Христос!

             - Не прятался! Но Ты сбил сотни с пути
             Истинного, тёмные учения, зная!
             По праву, Храм должен помочь им найти
             Путь, души детей Авраама, защищая!

             - Души!.. – воскликнул Христос, - Можешь сейчас,
             Священник Израиля, утверждать, наверняка,
             Что пострадал за душу, хотя бы раз,
             Обычного человека, пусть даже слегка?

             - А Ты?! – вскричал Анна, вмиг, распаляясь,-
             Что сделал? Это можно назвать страданием?!
             - Что Я сделал?! – Христос, поражаясь, -
             Сказал - Израиль следит за Мной со вниманием

             От святого града до жалких окраин.
             Даже камни вопиют ныне об этих делах!
             Узнаёт Меня и нищий, и хозяин.
             Дал Я зрение слепым, оно в их душах и сердцах.

             Я открыл мир звуков несчастным глухим,
             Чтобы слышали голоса Неба и Земли.
             Именем Бога велел ходить хромым,
             Тем парализованным, что двигаться не могли,
   
             Чтоб от плоти всяк Путь к Богу освоил,
             Сердцем своим, устремившись, к Нему и Духом.
             Я прокажённых от проказы очистил,
             Что описана в Законе Моисеевом,
 
             И от той проказы, от греха, то есть,
             Делающего всех нечистыми пред Богом.
             Воскресил мёртвых, и отнюдь, не в корысть!
             Жизнь телу вернуть - не станет великим долгом.
 
             Что действительно велико, так это
             Грешника спасти! Я и пришёл только затем!
             Лишь, такое дело для Меня свято!
             Бедным помогал Я, чтоб хорошо было всем!

             Учил Я Заповеди Святой Любви
             К ближним всех имущих и алчных. Золото,хоть
             Рекой чрез руки и пролилось Мои,
             К ним не липло. Душу оно не полнит, кормит - плоть.
         
             Я, к тому же, людям дал Сокровище,
             Цены нет которому – знание Закона,
             Знание Бога – Прочное Рубище,
             Незыблемое убеждение равенства!

             Равны все пред Ним! В глазах Отчей святости
             Ценность одинаковую имеют слёзы,
             Пролитые и от бед, и от радости,
             Как и совершённые преступления тоже.

             К чину ли относятся они высшему -
             Тетрарху, Первосвященнику в фаворе
             Или же прокажённому и нищему,
             Презренно умирающему на обочине.

             - Вот что Я делал. Ничего другого!..
             - Понимаешь ли Ты, что Сам Себя обвиняешь?!
             Ха!.. Ничего другого?! Хватит этого!..
             Оскверняет человека проказа?- говоришь,

             Нечистым,сделав, пред Богом, и ничего
             О ней нет у Моисея!? Ты оскорбляешь
             Святого, сказав, -  есть в Законе его
             Пробелы! Ты и Закон его оскорбляешь!

             - Закон тот не Моисеев, а Божий!
             У проказы, телесного несчастья, свой срок.
             Страшнее тот грех, который стать может
             И для Духа несчастьем вечным - горький итог!

             -  Смеешь утверждать, что отпускаешь грехи!?
             А, Ты, это как  делаешь? – спросил он вкрадчиво.
             - Если следовать Закону, то  можно грех
             Изгладить, искупить, очистить, так означено –

             С помощью святой воды, что важно столь,
             И ещё,  непременно,  - жертвенного овна!
             Так неужели Мои слёзы и Кровь,
             И желание - не сотворят того же ровно?

             - Но не умер Ты!.. Так, где же кровь эта?!
             - Пока жив!.. Да, но точно умру!.. Как написано
             На Святых Небесах, в том нет секрета,
             Тогда, когда ещё не было, как написано,

             Сиона, Моисея и не было
             Иакова, и Авраама, с самых пор тех,   
             Как впился в сердце человека царь Зла,
             Впился, отравив его и сердца детей всех.

             Записано и на Земле об этом
             В той Книге, где звучат голоса всех пророков.
             Записано это в сердцах и в твоём
             Сердце, Кайафы, Синедрионовских членов,

             Те не простят, нет - нет, ни за что, ведь, так?!
             Сами их сердца не простят праведности Мне.
             Грех отпускал в счёт, пролитой крови, вот так!..
             Будущей Моей Крови, открываю тебе!..

             А теперь,  священник, грехи, отпуская,
             В очистительном омовении Своёй Крови,
             Завершу искупление, умирая.
             - Говоришь – пренебрегаем заповедью любви?!

             Утверждаешь, что все мы алчные здесь?!
             - А неправда это?! Убиваете Меня
             Почему?! Злом одержим этот процесс
             Отчего?! Потому что очень боитесь Меня,
 
             Думаете, что Я вас развенчаю...
             Не бойтесь!.. Моё Царство не от мира сего!!!
             Я всех вас владыками оставляю,
             Владыками всемогущими, здесь и всего!!!

             Знает Предвечный, когда сказать: «Довольно!»
             И тогда, тотчас, вы упадёте замертво...      
             - Как Дора? - Нет!.. Он умер сам, невольно,
             Разъярившись, что Я выкупил заживо

             Им уничтожаемого, Иону,
             Несчастного работника, но не потому,
             Что небесной молнией был поражён,
             Хотя, Бог был готов подвергнуть его этому.

             - И Ты рискуешь мне это говорить?!
             Родственнику?! Как Ты смеешь?! Это немыслимо!!!      
             - Я - сама Истина, и готов испить
             Чашу страданий!.. Не малодушна Истина!..
      
.            - Гордый и безрассудный!
                - Нет, - искренний.
             Вот ты обвиняешь Меня в оскорблении.
             Разве каждый из вас не ненавистный?..
             У всех друг к другу ненависть и презрение!

             Вас сейчас сроднила ненависть ко Мне,
             Но завтра, когда Меня убьёте, вы снова
             Друг друга возненавидите сильнее.
             И ненависть та будет жестока, сурова.

             И с камнем за пазухой будете жить,
             С ядом в сердце!.. Но Я учил любви, не лжи!..
             Учил вас, сострадая, миру, не быть
             Алчными, а иметь милосердие души!

             Священник, в чём обвиняешь Меня здесь?!
             - В обращении всех в новую религию!!!
             - Израиль, священник, кишит ересью,
             Проповедуют не Божью - свою религию:
 
             Ессеи, саддукеи, фарисеи,
             Все представляют только собственную, свою!..
             У каждого - тайная!.. Иудеи
             Не знают, что у одних тяга к удовольствию,

             У других – к богатству, у третьих – к власти.
             В душе каждый лелеет идола личного.
             Мне всегда были чужды эти страсти,
             И Я восстановил попранный Закон Бога.

             Закон Моего Отца, Вечного Бога!..
             Я вернулся, чтоб повторить просто и ясно
             Его десять заповедей Декалога,
             Я сорвал голос, проповедуя, всечасно,

             Сердцам, которые Его знать не знали!..
             - Кошмар!!! Богохульство!!! Это священнику?! Мне...
             Ты говоришь?! Нет Храма у Израиля?!
             Похожи мы на изгнанников в Вавилоне?!

             - Отвечай!!!
                - Да, вы именно таковы!..
             Таковы, и даже более того!.. Да, Храм
             Существует - здание!.. Только, увы!..
             К сожалению, почему - то нет Бога там!..

             Он удалился от всей той мерзости, 
             Которую обнаружил здесь, в Своём доме!..
             - Да, как Ты смеешь говорить дерзости?!
             - Священник, скажи - к чему столько вопросов Мне?..

             Раз Моя смерть и так уж предрешена?..
             - Мы не убийцы. Мы казним, если есть у нас
             Право на это, коль. вина несомненна!
             Но Тебя я хочу спасти!.. Назови сейчас,

             Где Твои ученики?.. Отдай их мне!..
             И я освобожу Тебя!.. Имена назови!..
             Лучше - тайные!.. Открой их только мне!..
             Один из них - Никодим?.. А?! Что молчишь?! Говори!!!

             Кто?! Иосиф?! Елеазар?! Гамалиил?!
             Знаешь, конечно, что в моих силах казнить Тебя
             Или спасти?! Всё в моей власти!!! Не забыл?!
             Я могущественен!!! Скажешь, - освобожу Тебя!

             - Ты подлец!.. А ремесло шпиона, знай, -
             Как ты, таким подлецам оставляю!.. А Я – Свет!..
             Тут же наёмник бьёт Христа – Получай!
             - Я – Свет!.. Свет и Истина!.. И это не секрет!..

             Проповедовал Я открыто веру,
             Учил иудеев в Храме и в синагогах.
             Ничего не говорил втайне миру.
             Спроси тех, кто Мои слова слушал от Бога.
 
             - Что Я говорил, - спроси и узнаешь.
             Тут другой наёмник даёт пощёчину Ему.
             - Как Первосвященнику отвечаешь?!   
             - Я говорю с Анной!.. Ты Меня бьёшь почему?..

             Да Кайафа - Первосвященник, не он!..
             Я говорю, отдав, должное сединам его,
             С уважением!.. - Иисус возмущён.
             Бьёшь за что?! Сказал правду, ничего другого!..

Словарь:
Рабби – буквально мой учитель, так называли учителей Закона.
Гамалиил – известнейший в Израиле учитель Закона, праведный Гамалиил.
Никодим – учитель Закона, член Синедриона, друг Иосифа Аримафейского и последователь Христа.
Иосиф Аримафейский – старший учитель закона, член Синедриона, почитатель Иисуса.
Закон – под Законом разумелось Пятикнижие Моисея (Закон и Пророки – так иногда называли священное Писание.), книги же трёх больших и двенадцати малых пророков носили  общее имя Пророки.
Десять заповедей (Декалог или Закон Божий) – Декалог –буквально десятисловие, предписания, десять основных законов, которые, согласно Пятикнижию, были даны пророку Моисею самим Богом, в присутствии сынов Израиля на горе Синай на пятидесятый день после Исхода из Египта.
Сион – известнейшая гора Иерусалима
Кедрон – ручей, огибающий Иерусалим с севера и с востока. Летом пересыхает.
Моисей – (извлечённый или спасённый из воды) – вождь и законодатель еврейского народа, пророк и первый священный бытописец, основоположник иудаизма, организовал Исход евреев из Древнего Египта, сплотил израильские колена в единый народ. Является самым важным пророком в иудаизме.
Тетрарх – (четверовластник) – правитель четвёртой части области или страны. Этот титул давался лицу, которое управляло известной областью Римской империи.
Ессеи, саддукеи, фарисеи – религиозные направления в иудаизме
Ессеи – в отличие от саддукеев и фарисеев были иудейские сектанты чисто духовного направления, которые не вмешивались в политические и государственные дела, не участвовали в общественной жизни, считали, что жизнь человека полностью предопределена Богом, веровали в бессмертие души, имели сложившееся учение о посмертном воздаянии. Согласно ему, освобождаясь после смерти от телесной оболочки, душа уносится прочь от земли. Ессеи жили отдельными общинами, иногда в пустыне, вели почти монашескую жизнь по своему уставу, в частности, сохраняли безбрачие, не признавали храмовых жертв, считая Аароново священство лишённым благодати.
Саддукеи – одна из трёх древнееврейских религиозно-философских школ. Саддукеи не верили в посмертную жизнь души и воскрешение мёртвых. Большинство саддукеев были представителями храмовой аристократии, претендовавшей на происхождение от первосвященника Садока (современника царей Давида и Соломона)
Фарисеи – религиозно-общественное течение в Иудее, одна из трёх древнееврейских философских школ.
Анна – первосвященник, могущественный глава клана верховных  священников, тесть действующего первосвященника Кайафы, непримиримый враг Иисуса.
Кайафа – действующий первосвященник, зять могущественного Анны, председательствовал в Синедрионе. Именно он после воскрешения Лазаря предложил убить Иисуса.
Синедрион – верховный орган политической, религиозной и юридической власти. Решениям синедриона обязаны были повиноваться, безусловно, все. Влияние синедриона простиралось и на царя, хотя о царе и говорится, что он не судим и не подлежит суду, но в принципе, синедрион удерживал свою судебную власть и касательно царя. Без его согласия царь не мог начинать никакой войны. Заседания происходили в местах проживания председателя синедриона.
Дора – крайне жестокий фарисей, владелец богатых угодий на Ездрелонской равнине, угнетавший своих работников. Иисус на средства Лазаря выкупил у него пастуха Иону. Разговаривая с Иисусом, Дора впал в бешенство и умер от удара.


Рецензии
Благодарю Вас за эти поэмы,Елена!Очень страстно,неравнодушно,потрясще эмоционально!Какую скорбь терпел Господь во имя спасения избранных!Дай Бог Вам Божиих благословений!И мудрости всем любящим Спасителя!
С уважением...

Емельянова Людмила   04.03.2022 05:30     Заявить о нарушении