По конкурсу - Путь

http://stihi.ru/2022/01/11/4123 - Конкурсная страница
http://stihi.ru/2022/02/15/3649 - Итоги конкурса

Конкурсное задание было сформулировано так:

"Одной из сквозных тем русской литературы является тема "пути", которая присутствует в произведениях многих русских классиков. Они использовали этот образ , чтобы раскрыть ту или иную проблему. Дорогу в нашем народе принято связывать с жизненным путем, который проходит каждый человек. Именно поэтому такое множество литераторов обращается к художественным образам путника, перекрестков и дорог. Многотрудные дороги персонажа  от бездорожья – через осознание себя, своего мира – к осознанию общественных потребностей, а далее – к философскому осмыслению мира и сущности человека - это глубокая и очень интересная тема, которую я предлагаю раскрыть стихами. Любые стихи о пути, написанные В ЖАНРЕ ФИЛОСОФСКОЙ ЛИРИКИ, будут интересны для их разбора в итоговой статье по данному конкурсу".

Давно я не получала такого удовольствия от чтения конкурсного пакета, как в этот раз! Предложенная тема читателям ТМА понравилась: 72 произведения (68 - на конкурс и 4 внеконкурсных) были принято мною  всего за 20 дней. Мало того, большинство стихов было интересно читать!  Даже те, что не проходили на отбор по исполнению (содержали ошибки техники), были ярки по содержанию. Я, например, отобрала 28 стихотворений, достойных номинации, и долго мучилась, решая какие 12 из них мне отобрать в свой личный шорт лист, искренне надеясь, что те стихи, что не "влезут" в мой шорт, отберут другие судьи нашей команды и они не останутся без номинации.

Важным критерием отбора в шорт лист является не только содержание и техника исполнения, но и соответствие жанру. Философская лирика - это доверительное размышление, родившееся из личного, прожитого автором опыта. Это стихи не о том "как бывает вообще" или "как должно быть", и это не отвлеченные воззвания к другим, а лирическое размышление о жизни - о пути человека от рождения до смерти. Типичная ошибка многих философских стихов - их мелкотемье, пересказ в них только конкретных фактов или событий без их  осмысления. Необходим  взгляд автора на рассказываемые им события с более высокой точки зрения и, при этом, выраженный не заумным и отстраненным, а эмоциональным и выразительным языком поэзии.

Все разнообразие подходов к теме конкурса в пакете присутствовало: я прочла много разных по стилю и содержанию стихов, которые, несмотря на разнобой их тем, форм и стилистики, читать и анализировать было интересно. Самые яркие из них я покажу здесь в статье - ниже. Комментарии к стихам будут минимальными, но все  места в тексте, которые мне хотелось бы как-то изменить в лучшую сторону, я выделила там заглавными буквами и пояснила ниже. Словом, всё, как вы любите.

Прошу вас не быть излишне строгими к качеству этих стихов. Среди отобранных мною есть очень разные по качеству исполнения произведения - и внешне простые, и излишне сложные для понимания, многие - с небольшими недочетами в выборе слов, есть и те, что написаны без видимых погрешностей. Не все эти стихи идеальны, но лучших из них объединяет искренность авторов - желание и способность рассказать в стихах о себе, посмотреть на себя и свой путь со стороны, быть честными в рассказе о себе. Это дорогого стоит! Только такие стихи и имеют право на жизнь, только такие и хочется читать. Искренность, доверительный тон - это очень важное качество хорошей поэзии.
 
3. МАРШРУТОМ ЖИЗНИ СЛЕДУЯ ВСЕРЬЕЗ. ИНОК ПАИСИЙ

Маршрутом жизни следуя всерьез,
Нам стоит помнить истину простую:
Оставим реки покаянных слёз
Пребудем рядом с Богом одесную.

Любое зло, что в гневе сотворим
Вернётся к нам в размере многократном.
Поэтому любовь распространим
Ко всем ВСЕГДА в порыве благодатном.     избыточное слово-заплатка

И благо, что отдали мы взаймы,
Когда от горя веру потеряем,
В бессилии не сможем петь псалмы,
Вернется к нам, когда не ожидаем.

И может тот, кто нам надоедал,
Кто часто без причины докучает,
Сраженный тАким благом наповал,   РУ
В твоих объятьях громко зарыдает.

И окрылённый добротой твоей
Начнёт благотворить с тобою вместе.
И вы по окончаньи свОих дней                РУ
Сподобитесь большой  от Бога чести.

Маршрутом жизни следуя всерьез,
Нам стоит помнить истину простую:
Оставим реки покаянных слёз
Пребудем рядом с Богом одесную.

Здесь бы все то же самое изложить с использованием  местоимения "я", а не "мы"! Повествование от "мы" годится и абсолютно естественно для проповеди, а для лирических стихов, где автор не проповедует, а исповедуется, теплее и естественнее звучит "я"! В остальном - хорошие стихи, в которых, к сожалению, опять встречается несколько распадов ритмического ударения с фонетическим (ошибка РУ), что портит  мелодию стихов. (Легко устраняется перестановкой слов или заменой местоимений на определения)

4. ПУТЕВЫЕ ЗАМЕТКИ. ВИТА ОСЕННЯЯ 

Постарайся смотреть философски на пройденный путь.
Было зло и добро –
в общем, всё, что судьбой предназначено.
Поезд мчится в туннель,
и уже никуда не свернуть,
но ворчит пассажирка-душа, что её одурачили.
Ей внушали всю жизнь, что она будет вечно юна;
оказалось –
история ВЫШИТА БЕЛЫМИ НИТКАМИ.                рифма   нитками- титрами
Постарела, однако...
и едет к закату одна;
и мелькают года чёрно-белыми БЫСТРЫМИ ТИТРАМИ.

Есть надежда НЫРНУТЬ ИЗ ТУННЕЛЯ на радужный свет...                вынырнуть
Это как повезёт...
в ходе жизни была неудачливой.
Вариант –
повернуть стрелки рельсов опять на рассвет,
только стрелочник тоже попался ЗЕЛО' незадачливый.                включение др. стиля
Будь что будет...
Возрадуйся СОЛНЦУ РУМЯНОЙ ЗАРИ,    ????
соверши всё, что до'лжно,
и верь в бесконечность рождения;
никому не завидуй
и ненависть впрок не соли...
И, глядишь, скорый поезд замедлит к закату движение.

"Вышита белыми нитками" - искажение фразеологизма "шита белыми нитками", что означает "бездоказательно,  нечто содержащее обман". Не уверена, что в данном контексте эта фраза работает к месту, она избыточна по акценту. Хотя  на правоте не настаиваю. "НЫРНУТЬ ИЗ ТУННЕЛЯ на радужный свет" Все-таки, если  употреблено "из", то требуется "ВЫнырнуть". Слово "зело" имеет право на существование, но оно из другого, устаревшего лексикона, и его неожиданное включение в полностью современный язык стихов выглядит как случайный подбор - как заплатка, подошедшая  по размеру. Сочетание слов "солнцу румяной зари" я не поняла вовсе.

7. ВЕЧНЫЙ СТРАННИК. ЕВА КОРИНА

Вечный странник - ни дня без дороги.
Миг за мигом за время пути
Жизнь проходит под солнцем, под Богом,
А ему всё идти и идти.

Где твой дом, где покой, где спасенье         рифма спасенье-сомнений
От невзгод, от людской суеты?
Кто поддержит в минуты сомнений
В этом мире людской пустоты?

КОгда сердце сжимает тоскою            РУ
Ты стремишься в РОДНОЕ ТЕПЛО,
Но дорога зовёт за собою.
Просто ты в этом мире никто.

Вечный странник – ни дня без дороги.
В свОём доме с семьёй у огня            РУ
Ты душою всегда за порогом,
Где не знают, не помнят тебя.

Здесь тоже распад фонетического ударение с ритмическим (ошибка РУ) плюс рифмы бы все поточнее (спасенье-сомнений, тепло-никто, огня-тебя). Такие рифмы имеют право на жизнь, но не украшают стихи. Фраза "родное тепло" не совсем хороша выбором слов. Стремятся "в родной дом" или "к теплу дома"....

12. НЕПОСТОЯНСТВО. СЕРГЕЙ БАРНЕВ 2 

Если спросит в дороге  меня кто-нибудь:
«Эй, чудак, расскажи, куда держишь свой путь!»,
я отвечу: «Прости, дорогой мой!
Это путь меня держит, в объятиях сжав
и опутав границами разных держав.
Что ему? Он, по сути, бездомный!»

Ну, а мне, лишь на пару недель пропаду,
через несколько дней уже невмоготу –
так и тянет к родному порогу,
где, надеюсь, привычно любимая ждёт,
где тоскует по мне хулиганистый кот,
где фатальному сбыться итогу.

И живёт в моей комнате письменный стол -
эшафот, КПЗ, авансцена, танцпол…
Как хотите, его назовите.
Там давненько лежит неоконченный труд,
и снедают меня сочинительский зуд
и тупой карандаш, извините.

Я в квартиру ворвусь, я займу свой блиндаж,
и найду тот листок, заточу карандаш
и сломаю его по привычке…
Мне б добить этот текст до финальной черты,
и свободу ОБРЕСТЬ от пустой суеты,                включение др. стиля
и умчаться к чертям на кулички!

Скорее симпатичный лирический монолог, чем философская поэзия... Здесь с старославянским словом "обресть" та же история, что и выше с "зело" - слова хорошие, но в данном стиле речи, рядом с современными "КПЗ, авансцена, танцпол" единичные славянизмы выглядят как случайные заплатки, подобранные наспех.

17. ДОРОГИ ЖИЗНИ. ТАТЬЯНА АСТАФЬЕВА   

В детстве каждого дорожка ведет
В день грядущий. На рассвет. На восход.
И не важно, что тропинка в пыли –
Сердце радуют в полях ковыли.

Возраст зрелый. Яркий полдень манит
Испытать своих  успехов зенит.
Хороша дорога. Только длинна.
Подчиняется лишь сильным она.

А под старость в небывалой красе
Путь  проложен превосходным шоссе.
Только тянет обернуться назад.
…Так не хочется идти на закат.

Лаконично и насыщено смыслом. Языком поэзии. Мне понравилось.

20. ПРЕДСТАВЬ СЕБЕ... ОЛЬГА ХВОРОСТ 

Представь себе: есть ты, есть темнота
и больше нет на свете ни черта,
ну, разве дождь (такая вот картина!),
представил? он противно моросит,
ты бестолково топчешься в грязи
и злишься на промокшего кретина,
попавшего в дурацкий переплёт;
куда идти - назад или вперёд?
и где перёд - сам чёрт не разберёт...
тут до тебя доходит постепенно,
что всё исчезло - абсолютно всё,
никто не пожалеет, не спасёт
и ты совсем один в пустой вселенной -
забытый, перепуганный малыш;
ты возмущён, ты плачешь, ты кричишь,
ты обещаешь, каешься и молишь
вернуть/вернуться... только ты не в школе,
и дело не в прогулянном уроке...
вдруг где-то (непонятно даже где)
в зловещей непроглядной черноте
рождаются не звуки - их намёки,
ты замираешь, слушаешь и ждёшь...
и миражом в дали слепой и страшной,
сквозь темноту, отчаянье и дождь
всплывает контур колокольной башни...
Ты слёзы вытираешь и идёшь.

Глубокий философский монолог -размышление о жизни. Стихи, помимо интересного содержания, написаны редко используемой астрофической формой.

23. ПУТЬ ГЕРОЯ. РЬ ГОЛОД   

Если вкратце, вот океан с белыми барашками прибоя,
Вот лодки, там и сям разбросанные на песке,
Ждущие своего часа, своего героя,
Вот герой, прислонившийся к днищу лодки, в тоске.

Кто-то мог бы подумать: "какая драма...",
А между тем, Золотое Руно там же, где и всегда,
На дне лодки, берущей круто к островам Занзибара,
Говоря откровенно, неважно куда.

Ветер приносит ветер, приносит ветер,
И что это, разве не парус в бескрайнем дне,
Летящий всё дальше, обходящий чужие сети,
Оставивший берег далеко в стороне.

Где начинается путь героя,
С каких событий или, наоборот, пустяков,
Неужели земля лишь сеть для моря,
Бессильная вытянуть свой улов.

Серо-зелёные краски вкупе с зелёно-синим
Кажутся не более, чем грунтовкой, нанесённой на холст,
И только пятно паруса, как взрыв горизонта, как разрыв прямой линии,
Рождает художника, снимает с повестки любой вопрос.

Действительно, если волны тоски растут и переполняют тело,
Почему бы не сделать воистину нечеловеческий жест,
Сделать то, чего ты не можешь не сделать,
Если ты, конечно, действительно, есть.

Путь героя рисуется грубой кистью,
Серо-зелёная ярость, жемчужные россыпи по краям,
Здесь нет ни слов любви, ни каких-то истин,
Всё дальше от берега, от его придуманных драм.

Океан встречает тебя всей мощью и всей заботой,
Он смотрит в глаза как равному, так и есть,
Покуда парус в обнимку с ветром рисует кто-то,
Герой сжигает картину, и это благая весть.

Еще одна редкая форма - вольный стих. А еще здесь использован и прием символизма, когда история рассказывается как аллегория на жизнь героя. Слова "герой, море, ветер, океан" - здесь только многозначные символы, над которыми интересно поразмышлять и которые, возможно, каждый читатель поймет по-своему. Я здесь нашла много удивительных строк, например, вот эти: "если волны тоски растут и переполняют тело, почему бы не сделать воистину нечеловеческий жест, сделать то, чего ты не можешь не сделать, если ты, конечно, действительно, есть?" Или:  "Здесь нет ни слов любви, ни каких-то истин, всё дальше от берега, от его придуманных драм. Океан встречает тебя всей мощью и всей заботой, он смотрит в глаза как равному, так и есть". Сложно? Конечно. Но и наша жизнь - наш путь - и сложны, и символичны.

24. ОСЕНЬ ЖИЗНИ. ЕВГЕНИЙ АКСЕЛЬРОД

Вновь листья, как жёлтые птицы,
Кружат над уставшей землёй.
Пора наступила проститься
С теплом перед долгой зимой.

Пора наступила ПОВЕРИТЬ
В конечность земного пути,
Замедлить свой шаг и ПРОВЕРИТЬ,   срифмованы однокоренные
Что в жизни успел запасти.

Богатство, чины и награды?
Не смог, да не очень хотел.
Лишь милой счастливые взгляды
За век свой скопить я сумел.

Призов не урвал, шумной славы,
Деньжат у нещедрой судьбы,
Добился лишь хрупкого права
Собою самим в жизни быть.

Не стал именитым поэтом,
Чьи книжки в архивах хранят.
Но кто-то ж прочтёт строчки эти,
Когда уж не будет меня...

Вряд ли это философская поэзия, скорее - интимная. Стихи больше похожи на оправдывающий себя  рассказ о себе, что особенно очевидно из их концовки. И рифмы хочется видеть более профессиональные, чем "хотел-сумел, поверить-проверить".

25. ПУТЬ К СЧАСТЬЮ. ЛИНА ЧИРКО

Билет счастливый получив на поезд,
Удобно у окошечка устроясь,
По рельсам жизни мчалась безмятежно
В вагончике по имени «Надежда».

Дорога к счастью представлялась близкой -
Не в счёт все опасения и риски!
Не зол мороз, не жгуч песок зыбучий,
Ведь путь к успеху пролагает случай!

А счастье я искала по приметам:
Ключам, подковам, номерам билетов.
В дорогу дождик. Камушек заветный.
И радуга дугою семицветной…

Пять лепестков дарил мне куст сирени,
Сулил мне счастье том стихотворений –
Я по нему гадала о свиданье,
О нежных звуках первого признанья.

Прошла пора счастливых звездопадов,
Любви восторгов,  горечи разлада.
Шла чередою жизнь в простом сюжете:
Мелькали будни, подрастали дети…

Состав с названьем «Жизнь» всё дальше мчится.
Мечтам о счастье суждено ли сбыться?
И видно надпись мне: «Ничто не вечно» -
Невдалеке от станции конечной…

Нравится то, что написано о себе от первого лица, что написано языком поэзии, что по всему стихотворению продолжен и раскрывается общий и главный образ - поезд, символизирующий здесь жизнь. Этот поезд несет персонажа, получившего "билет счастливый", по его времени. Мне нравятся продуманная и удачная композиция стихов и их поэтическое изложение.

26. СЛЕД. ГЕННАДИЙ СОЛОДИЛОВ

Катилось колесо моей судьбы,
На плАто жизней мелкий след рисуя;             правильно платО
Ступал я бодро, и уверен был,
Что силой ног дал импульс колесу я.
В проём кольца влетали день за днём
То дождь, то снег, то голуби, то скопы,
То счастливо, то тяжко было в нём,
Покой лечил, в борьбе копился опыт.
Но, оглянувшись как-то невзначай,
Увидел: колею песком заносит,
И душу мне окутала печаль:
Никто в грядущем обо мне не спросит,
Так я сейчас не вижу впереди
Колей до нас ушедших поколений.
Вдруг что-то мне шепнуло: «Погляди:
След пешехода чёток и нетленен!»
Вздохнул я, пониманьем озарён:
Мой след непрочен, мелок и обыден,
Колёсные укроет пыль времён,
Останутся следы лишь тех, кто выйдет...

Отличная философская поэзия с интересными размышлениями, жаль только, вкралась небольшая ошибка в фонетическом ударении слова "платО". А все остальное - замечательно: над каждой строчкой здесь хочется думать и к себе применять...

30. ВОЛНА ПУТЕШЕСТВИЯ. БЕККИ СКВИРРЕЛ 
 
 Волна путешествия сносит меня ближе к дому,
 К порогу швыряет, назад отступая с усмешкой,
 РОКОЧЕТ СТАРИННУЮ МУДРОСТЬ. Сомненьем ведома,
 Монета, привстав на ребро, сонно выбрала решку.

Проверить бы мне, что с другой стороны у медяшки:
Ей нравится жульничать – мне не всегда удаётся.
Стареющий мальчик – бродячий мой дух – сознаётся,
 Что басенным лебедем быть ему нервно и тяжко,

Что щука и рак тянут вниз с нарастающей силой,
Что он не готов меня ждать ещё двадцать столетий.
 Упрёки его справедливы и неотразимы,
Но я, если честно, на них не пытаюсь ответить.

Рокотать - непереходный глагол, он в нашем языке используется в сочетании слов  -"кто рокочет" (кто издает звук) , а не как переходный глагол - "какой издает звук". Остальное - просто замечательно! И очень удачно - к месту, вписаны в сюжет образы лебедя, рака и щуки из известной басни. А какие точные и выразительные образы: "Стареющий мальчик – бродячий мой дух", "Волна путешествия сносит меня ближе к дому" и др. Эти бы стихи с небольшой правкой подать на конкурс "Крылатая фраза-2" (места еще есть!)- цены бы им не было!

31. ВСЕ ПОЕЗДА ИДУТ НА СЕВЕР. ДМИТРИЙ МАЛЬЯНЦ

Все поезда идут на север
По твёрдости чугунных струн.
Там синий мох и белый клевер,
Там безмятежность новых Лун.

Там полдень выбит из гранита,
Там помнят Будду и Христа
И ночью на прозрачной нитке
Висит Полярная звезда.

Идут, спешат, дрожат составы.
На верхней полке, раньше всех,
Увижу как укроет травы
На старый праздник новый снег.

Холодным белым покрывалом,
Пройдя по памяти моей,
Седьмой волной, девятым валом
В замёрзший мир придёт метель.

И вот тогда над этим снегом,
Пусть неуверенно пока,
Я поднимусь последним стерхом
К большим свинцовым облакам.

А там уж примут всех по вере,
Кому покой, кому кистень.
Все поезда идут на север
Без остановок, каждый день.

Ярко, не опускаясь до личных деталей - поэтическим языком, с помощью точных образов а не языком прозы, персонаж рассказывает нам о себе, своей жизни.  Отличные стихи.

32. ПОЕЗД. АЛЕКСАНДР СОЛОМАТИН 3 
 
аБсд аБсд:
В затрапезных стаканах уже не чай
и уже ни о чём беседа.
Проводница шальная
делит со мною грусть.
Переполненный поезд – плацкартный рай,
а я в нём до конечной еду,
По вагонам слоняясь,
ровно полвека мчусь.

Убегающий по;д гору рыжий шар
сквозь стекло мне макушку лижет.
Полупьяный сосед пристал,
словно мы друзья.
На чужой боковушке сопит душа,
а конечная ближе, ближе...
Пересесть бы в другой состав,
да сойти нельзя.

Очень сложная для восприятия на слух и редкая рифмовка - квадратная: аБсд аБсд. Возможно, именно она помешала отбору этого стихотворения судьями, между тем, выстроенного по рифме совершенно правильно. Мне понравилось содержание этих стихов: там, в описании обстановки плацкартного вагона поезда я увидела аллегорию на жизнь человека, где над каждым  образом- символом можно интересно размышлять: "Переполненный поезд – плацкартный рай, а я в нём до конечной еду. По вагонам слоняясь, ровно полвека мчусь". А дальше только вчитывайся в каждую деталь, на которую обратил внимание автор, и понимай, что почти все сказанное - это и про наш путь тоже.

33. КРУТОЙ ПОВОРОТ. АНДРЕЙ ПАСЫНОК.

Начертишь прямую линейкой,
Подпишешь красиво – мечта!
И абрисом узкоколейки
Из точки по прозвищу «А»
Отправишься в путь бездорожьем,
Не понят, не выслушан, не…
Наполненный промыслом Божьим
Оставишь стоять в стороне
Любовь, сострадание, веру.
До них ли при быстрой ходьбе?!
Ведь ждёт не дождётся Химера
У точки по имени «Бе».
И дальше всё по расписанью –
От точки до точки – на бис.
По ходу прикормишь пиранью -      
Свободы своей – компромисс.
Забудешь со временем лица
Друзей, обижаясь на жизнь,
Решишь, ЧТО ТЮРЬМА И БОЛЬНИЦА
С СУМОЙ ОТ ТЕБЯ ЗАРЕКЛИСЬ.
Сквозь тернии благополучно,
Взлетишь по прямой на большак,
И станет вдруг тошно и скучно,
И станет всё как-то не так…
Учти, покоряя просторы,
На каждой прямой всё же есть
Крутой поворот, за которым
Других поворотов не счесть.

Еще одна интересная аллегория человеческой жизни - отрезок прямой от А до Б. Причем, аллегория с оптимистичным концом:" На каждой прямой всё же есть крутой поворот, за которым других поворотов не счесть". Чуть-чуть меня напрягла понятная мыслью, но очень витиевато выстроенная фраза: "что тюрьма и больница с сумой от тебя зареклись". А в целом - здорово!

34. ДОРОГА ПО ЖИЗНИ... СВЕТЛАНА ГРУЗДЕВА  (фрагм)

...Вспоминая о Боге,  тотчас представляю дорогу
по знакомым местам. И ведет меня память в пути.
То, где я побывала, и было дорогою к Богу.
То, что я испытала, давало мне силы идти.

Память... Солнца лучи рассияли лесную поляну,
где свеченье фиалок и ангелов тихая речь.
Это юность моя под завесой густого тумана.
Мне ее не найти – только сердцем утрату беречь.
 
И – Карелии гжель, край озерный, болотный и топкий.
Валаам и Кижи расплескали вокруг синеву.
Вдоль болота вела ненадежная, зыбкая тропка...
Ах, как я ликовала, себя ощутив «на плаву»!

А потом – Соловки... Наверху, на горе Вознесенья,
трепетал на ветру кумачовый невыцветший флаг,
утверждаясь над миром... По цвету он был воскресеньем,
а по сути был пеплом... Гудел за спиною ГУЛАГ...

Сахалин... Веер сопок  и узкой ладонью – долина.
Нету места хандре: так величествен он, этот край!
Хоть Японии рай миражом достигал Сахалина:
«выбирай!», «выбирай!» - ну, какое уж тут «выбирай»?!

В Кобулети курортном, где шапки цветов голубые,
вдруг – разбитые крыши: стояли без шапок дома…
Позабытое слово «война» – это стены рябые...
А от вида пустых санаториев  можно с ума
 
потихоньку сойти, потому что все окна – без стекол.
Предлагались квартиры с верандами в пол-этажа,
даже с видом на море... Тарантул размеренно цокал,
словно минный заряд... Узкий луч был подобьем ножа...
 
Той дорогой пройдя, поняла, как же мало я верю
вездесущему Богу: могу лишь о нем вспоминать...
Провиденье прошу оберечь мою душу от скверны,
на разломе бедлама не дать мне себя распинать.

Богатый язык, полный описаний. Но за этими описаниями (на мой взгляд) немного теряется философская лирика, превращаясь в лирику интимную, лирику описания пейзажа и настроений... А вот концовка стихов очень понравилась: "Той дорогой пройдя, поняла, как же мало я верю вездесущему Богу: могу лишь о нем вспоминать".

35. СКОРОСТЬ. МАРТА СОЛЁНАЯ

Она любила кошек и цветы.
Училась в старшей школе на отлично.
С гимнастикой всегда была на "ты",
Шутила, но по-доброму, прилично.

До блеска натирал он чёрный байк,
На девочку порой бросая взгляды.
Само собой случилось, невзначай, —
Они уже летят куда-то, рядом.

Дорога, драйв, шальной адреналин.
От скорости большой немного страшно.
Сплошная темнота и серпантин,
Отбойник.... Впрочем, всё уже не важно.

На мраморной начищенной плите
Написано красиво, без ошибок:
"Она и Он. Погибли в темноте.
Немного сбавьте скорость, мир так зыбок."

Поучительный рассказ в стихах о том, что все мы "внезапно смертны" и о том, как важно всерьез относиться к каждому подаренному нам дню жизни, не размениваясь на суетное и пустое. Совсем другой стиль письма и способ раскрытия темы, но все получилось!

42. В ПРОШЛОЕ. ЛЕНА ОЛИВВЛА   

Я порой хочу в карете прошлого
Унестись на тридцать лет назад -
Столько там оставлено хорошего...
Но поездка эта - в никуда.

Мне домчаться бы до раздорожицы,
На которой с выбором пути
В прошлом я ошиблась. Нет возможности
Расстоянье заново пройти.

Снова вспомню молодость далёкую,
Грусть затронет ниточки души.
Перекрёстка нет, одной дорогою
Двигаться бы дальше, не спешить.

И не упустить чего-то важного,
Следуя за счастьем по пятам.
Только сбросить груз душевных тяжестей
На просёлке, как ненужный хлам.

Стихи о том, что нам всем хотелось бы, но невозможно - изменить свое прошлое, вернувшись на отдельные перекрестки (раздорожицы - редкое, но прекрасное русское слово!). Мне понравилось содержание этих стихов. Немного зацепилась мыслью за "карету прошлого" в первой строке. Здесь архаичная "карета" (которую даже "30 лет назад" было сложно встретить) выглядит как случайное слово, просто подошедшее по размеру: оно больше никак не продолжено в других образах стихов.

44. ДВОЕ. ГЕОРГИЙ БУЛЫЧЕВ

Один сказал: "По Слову моему
Возникнет Свет и он разгонит Тьму"

Другой спросил: "А что такое Свет?
Когда нет Тьмы и Света тоже нет."

Один сказал: "Создам земную твердь
И звёзды - по ночам на них смотреть".

Другой сказал, усмешку затая,-
Кому смотреть-то? Есть лишь ты и я.

- Я за неделю сотворю весь мир.
В нём будет звёзд затейливый пунктир,
Возникнет суша из небесных вод,
Луна и Солнце встанут в хоровод,
Земной огонь поднимет острова,
На них взрастёт зелёная трава,
В день предпоследний, так задумал я,
Создам леса и множество зверья.
В последний день я всех благословлю,
Поскольку сотворённое люблю.

- Скажи, а что же будет там потом?
Кто справится с тем миром и скотом?

-Я глину заповедную возьму
И вылеплю по духу своему
Созданье, пусть он будет "человек",
Ему отмерю жизнь с названьем "век",
Создам ему чудесный сад - Эдем
И завещаю: пусть он правит всем.

-Но мир велик и в нём творений тьма,
Где взять ему достаточно ума?

- Я дам ему возможности творить,
Я научу сражаться и любить,
И так познать все тайны бытия,
И делать то же, чем владею я.
Пускай не скоро, пусть пройдут года...

Другой спросил: "Зачем же ты тогда?"

Стихи написаны хорошо, но выбранная автором  тема - на любителя. Во-первых, она не авторское размышление о собственной жизни, а переложение в рифму чужого рассказа или анекдота - как кому нравится. Мне смысл анекдота не нравится: душа верующего человека от него оскорбится, а неверующему просто не стоит браться за темы, от него далекие: жизнь полна множества других интересных и глубоких сюжетов! Почему именно принципиально отрицающие Бога авторы больше всего любят писать именно на библейские сюжеты - для меня вечная загадка...

46. ЛЕТИ... ОЛЬГА ГРУБСКАЯ

Начнёшь  свой путь, перешагнув порог...
Сложнейший выбор —
в неизвестность шаг.
Тяни "входной" билет, тебе решать:
Какой пойти из разных ста дорог.

Ты не орёл, но не птенец уже,
Всё ближе время покидать гнездо.
Лети! Но в промежутке:
"от и до"
Наполни Богом  душу, как ФУЖЕР...

Стихи не столько о пути, сколько к напутствие к выбору пути. Не совсем полно раскрыта тема. По форме написано отлично, а вот по подбору слов  мне не все понравилось. Образ "наполни Богом душу как.... фужер" хорош только по рифме, но не по смыслу. Впервые я увидела столь странное сравнение...

47. НЕ СТАНЕТ НАС, НО БУДЕТ МИР ВОСПЕТ. ЛИДИЯ КОВАЛЕВСКАЯ 

В осенних днях крылатый бересклет
Свои цветы-фонарики развесил,
А беглый ветер неуместно весел
Бросался ими прошлому вослед.

Не станет нас, но будет мир воспет
Другими, кто посмел, уравновесил
Неправду-быль и смог не обезлесил
Земную ширь, к векам прибавив лет.

Пока что свет притушен ложной верой,
А зло с добром – живут в одной одёжке,
И совесть спит в космической глуши.

Для истин нет ни тропки, ни дорожки,
И в жизни больше краски тускло-серой,
Но не мешай движению души!

Хоть и не 14 строк, но эти  стихи звучат как сонет - и по форме, и по духу, и по способу подачи темы. И этим нравятся. Написано как изысканная философская поэзия, - не так, как пишут наши современники - в лоб, а разглядывая Путь с большой высоты течения времени. "Не станет нас, но будет мир воспет другими, кто посмел...", "для истин нет ни тропки, ни дорожки, и в жизни больше краски тускло-серой". Мне нравятся эти стихи. Жаль, что многие судьи прошли мимо их!

48. КОГДА-НИБУДЬ... ТАТЬЯНА ЕВСЕЕВА КАБАКОВА

Когда-нибудь... потом, потом
Взлелею сад, построю дом,
Схожу в театр, схожу в музей;
Прощу врагов, верну друзей...

Потом, потом... когда-нибудь
Открою за границу путь:
Узнаю много разных стран,
Увижу море, океан...

Когда-нибудь, потом, потом...
Года, как с горки снежный ком,
Снежинкой тают на губах.
Конец мечтам, - охватит страх.

Когда потом, когда-нибудь?
До финиша совсем чуть-чуть...
И жизни тоненькая нить -
И ничего не изменить.

Сейчас и здесь - дерзай, твори!
Цени момент и жизнь люби!

Мне очень понравилась тема стихов - все, кроме последней заключительной коды. Она банальна, всем известна по мысли и уже подготовлена всем предыдущим содержанием стихов. Мне кажется, без нее, остановленные на строке "И ничего не изменить" эти  стихи зазвучали бы сильнее.

53. ИДИ ВПЕРЁД. ВИКТОР КОСОЛАПОВСКИЙ
 
Иди вперёд своей дорогой,
Знай: после солнца – вновь дожди.
Не бойся слабости убогой,
И от судьбы даров не жди.

Иди вперёд, когда не можешь,
И верь, что счастье впереди.
Любовь всегда всего дороже –
Ты это чувство береги.

Иди вперёд, когда ты предан
Людьми, которых ты любил.
К чужим будь милосерден бедам,
Найдя в добре для веры сил.

Иди вперёд, когда ты болен,
Не жди пощады от людей.
Терпи, в кулак собравши волю,
Но дорожи теплом друзей.

Иди вперёд, хранимый Богом,
Иди вперёд назло врагам,
Иди вперёд своей дорогой,
Которую ты выбрал сам...

Стихи, целиком собранные из правильных лозунгов. Советы все мощные, но мне за ними автора совсем не удалось расслышать - нет рассказа о его опыте, его поэтических (а не только зарифмованных) размышлений о личных испытаниях и открытиях.

54. БЫЛА ДОРОГА... ИРИНА ГУБАНОВА 
 
Была дорога пыльная, бескрайняя,
Вдали река, фабричные окраины,
Маячил мост - могучий исполин.
А выше холм - церковные развалины,
Погост и сквер с часовенкой заваленной,
Гараж, продмаг и лавка "Керосин".

Сирень в садах, заплаты огородные,
Овёс, горох, сюда мы беззаботные,
Играючи, слетались на поля,
Как стая птиц, свободная, голодная
(Лиха шпана, что племя сумасбродное,
В два счёта оборвут и ВУАЛЯ.).   
               
Нас ждали летом ивушки плакучие,
Тарзанок схроны, заросли колючие,
Поход в кино, картошка у костра.
Плевали на комфорт, благополучие,
Предвидя кровь, не ныли, не канючили,
Была в том сила нашего двора.

Казалось детство лентой бесконечною
И жизнь вокруг считалась безупречною
Под "Миру -мир!", "Ура КПСС!"
Но в одночасье повесть скоротечная
(дорога в даль) оплёвана, развенчана,
Вираж крутой, как путь наперерез.

В чём сила, брат? Прозрениями поздними
Не залатать дороженьку под звёздами,
Не разгрести  дорожный камнепад.
Кровит рябина горестными гроздьями,
Течёт река, шумит волнами грозными,
И мост стоит как много лет назад.

Здесь философская тема целиком раскрыта через конкретику . Что совсем не беда - просто использован  другой способ раскрытия темы. И написано ярко, хорошим языком, как пишут мемуары. И почему-то последняя строка - очень простая!- мне понравилась: "И мост стоит как много лет назад" - она понимается здесь чуть глубже, чем просто про мост. А вот "вуаля" в авторской речи не понравилось. Другой стиль: звучит это простецки, разговорно, фамильярно. Если уж автору где-то так важно употребить иностранное слово в русском тексте (а это делать почти всегда - ни к чему!), то тогда уж лучше написать его на языке источника - voile! Но именно здесь оно - только случайность, подошедшая по размеру!

55. КОРОТКИЙ ПУТЬ. АЛЕКСАНДР БЕЛИЦКИЙ

Какой короткий путь длиною в жизнь!
Рожденье…смерть... Лишь несколько шагов.
Кто навзничь пал, а кто вознесся в высь –
К любому варианту будь готов.

Взгляни на мир, как будто в первый раз,
Зажги свечу в кромешной черной мгле.
Не знаем мы, в который день и час
Кого из нас не станет на Земле.

Но вечен мир, возросший не на зле,
И вечны мы, взрастая вместе с ним.
И новый Странник на чужом осле
Уже въезжает в Иерусалим.

Заметила, что именно поэты- мужчины более всего склонны использовать в стихах 2 лицо глагола и повелительное наклонение - "взгляни, будь готов, зажги" и мудрое, но отстраненное " мы..". А именно такой стиль  скорее отдаляет от нас от читателя, чем привлекает его к нам. Концовка про Христа - "нового странника на чужом осле, въезжающего в Иерусалим" безусловно звучит мощно, красиво, но, на мой взгляд, по смыслу мало связана и с конкурсной темой пути, и с предыдущим содержанием стихотворения. Все очень мудро и очень неконкретно. Красиво, но в душу не западает, не откликается на опыт читателя.

58. Я ЕСТЬ ПУТЬ. НАТАЛЬЯ БОРОДКИНА

От юности до лет седых и зрелых
Извилисты, загадочны пути.
Весёлых, юных, сильных, загорелых –
Себя уже не помним мы почти.

О, сколько же дорог мы истоптали,
В какие упирались тупики!
Как дерзко и неистово мечтали –
Восторженные, глупые щенки.

Каких понахватались мы учений,
Не ведая, то к худу иль к добру?!
Апологеты модных увлечений
И неофиты засланных гурУ.

Упанишады, веды, Заратустра,
И сур Корана вкрадчивый призыв…
Всё видели, всё слышали, всё – пусто.
Всё скучно. Все постигнуты азы.

И вот, когда в душе поднялся ропот,
Шепнул ей Кто-то: «Милая, держись! –
И был сильнее грома этот шёпот, –
Я есмь и путь, и истина, и жизнь!»*
               
* «Я есмь путь, и истина, и жизнь!» (Ин.14.6)      

Стихи не столько о жизни, сколько о поиске духовного пути, о переходе  от многобожия к христианству, которые зазвучали бы интереснее, если бы 1 лицо глаголов вместо множественного числа "мы" поменялось бы на единственное -"я". Любые стихи от собственного лица вызывают в читателе больший интерес, чем от  обобщающего "мы". И если уж тема этих стихов касается постижения разных духовных путей, то в них тем более досадно ошибочное фонетическое ударение в слове "гУру" (духовный Учитель). Тема стихов (тема духовного пути) сама по себе интересная, жаль, здесь раскрыта она поверхностно.

60. НАЙТИ ОТВЕТ. ВЛАДИМИР НИКОЛАЕВИЧ ТЮРИН

Вдоль тонкой предрассветной нити,
что раскроила ночь и день,
рисуют небеса граффИти:
луну и солнце, звёзды, где

и мы идём, земле подвластны,
стараясь догмы низвести;
налево – лёгкие соблазны,
направо – трудные пути.

С годами, как тату, морщины
вычерчивают жизни путь.
Отметки будничной рутины
давненько хочется смахнуть.

Подверженные искушеньям,
шагать стремимся по прямой,
а сердце жаждет приключений,
а страсти тянут за собой.

И вот, качнувшись влево-вправо,
взбодрит событий новизна,
так, выскочив в верха октавы,
срывают на фальцет тона.

А сверху равнодушно звёзды
взирают сотни тысяч лет,
как мы, крутясь с землей-форпостом,
пытаемся найти ответ.

Эти стихи не только используют живой образный и авторский язык, но и передают личный опыт рассказчика. Живые образы помогают понять в стихах то, что автор хочет сказать не  фактами, а с помощью эмоцией: "качнувшись влево-вправо, взбодрит событий новизна", "выскочив в верха октавы, срывают на фальцет тона", "налево – лёгкие соблазны, направо – трудные пути". Жаль, конечно, что и здесь "мы" вместо "я" (так автору спокойнее!), но личного переживания в этом стихотворении все равно гораздо больше.

64. ЕЩЁ В ПУТИ ПО СОЛНЕЧНОЙ СПИРАЛИ. ОЛЬГА АЛЬТОВСКАЯ 

Ещё в пути – по солнечной спирали.
Осталось, вижу я, совсем немного
До рубежа, где ждут иные дали,
До моего сакрального порога.

Потеряны былых контактов соты,
Развеяны в дымах страстей волокна…
Как доживать, чем заполнять пустоты,
Когда закат в мои вольётся окна?

Сотрутся ли, проявятся ли грани –
Особенности сущности нетленной,
Когда седая старость в рог бараний
Согнёт, начнёт ломать через колено?

Когда от прежней роскоши – остатки,
А радости уже не для престижа:
Родные дыры, сонники, заплатки?..
Но в будущем другой себя я вижу:

Играющей в слова со светотенью
Величественной, царственной старухой;
У Вечности, рождающей мгновенья,
Внимательной и чуткой повитухой;

Садовницей в потоках светопада,
Среди цветочных дум, переплетений –
В преддверии немыслимого сада
Невиданных, струящихся растений.

Уже дано терять себя и таять.
Проистекает время, как живица.
Теряется в стихах и датах память…
Всё будет так, как Бог распорядится.

Хорошие стихи - с самоиронией и оптимизмом ставящие вопрос "Как доживать, чем заполнять пустоты, когда закат в мои вольётся окна?", и в итоге находящие свой ответ: "Уже дано терять себя и таять...", "Всё будет так, как Бог распорядится". Понравился образ "садовницы в потоках светопада".

66. СТРАННИКИ.ПОЗДНЯКОВ АЛЕКСАНДРР

Мы странники на этом свете,
Где воплощаемся на миг.
В огне закатов и рассветов
Идём В ОБХОД И НАПРЯМИК.

В минуты ветреных желаний,
Когда судьбы плетётся нить,
Идём тропою отрицаний,
За что приходится платить.

ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ,
Настроив наших струн лады,
Мы выбираем место сами,
СРЕДИ ОГНЯ ИЛИ ВОДЫ.   

Всё сложное предельно просто!
Метёт ли снег иль ЗНОЙ В ЛИЦО.               
В смирении, без ЧЁРНОЙ ЗЛОСТИ,
Пройти, представ перед Отцом

Всегда очень радуюсь новым участникам наших конкурсов и стараюсь прокомментировать их стихи в статье в любом случае. Образ странника - богатый и удачный образ для данной темы, особенно хорошо, когда он, однажды произнесенный, потом имеет продолжение во все стихотворении. Стихи хорошие, но требуют небольшой доработки. "в обход и напрямик" - логичнее было бы "в обход ИЛЬ напрямик". "Под голубыми небесами" - очень уж явная пушкинская цитата, я бы заменила ее на нечто  авторское. "Мы выбираем место сами, среди огня или воды" - упоминание огня и воды здесь выглядит странно. Почему именно эти стихии? Если это символы - то, они не раскрыты далее. Выглядит, как случайная не доведенная до раскрытия вставка. "Метёт ли снег иль зной в лицо" - здесь просто недосмотр автора, логичнее было бы: "Палит ли зной иль снег в лицо". И, наконец "черная злость" - это почти тавтология. А какая еще бывает злость? Если уж вставлять определение к злости, то надо искать какой-то более значимый дополнительный смысл к этому слову.  А в целом - я рада участию автора в конкурсе и, надеюсь, что не последнему!

 
В заключение предлагаю вам без моих комментариев почитать стихи, предложенные  нашими членами Жюри - внеконкурсные работы. Кстати, почему другие члены нашей судейской команды не участвуют в конкурсах ТМА? Очень жду их стихов на все наши конкурсы.

ВОТ ОН - Я! РУСАКОВ ГРИГОРИЙ.  ВНЕКОНКУРСНОЕ

Я вернулся к тебе, Отец!
Сквозь преграды все и экзамены.
Если счастье в несчастье есть,
То я чистый листок пергамента.

Я вернулся, твой блудный сын
Не покрытый густыми лаврами.
Если жизнь после жизни - тын,
То наверно не это главное?..

Я без памяти шёл туда,
Да и где ей храниться памяти?
Если с правдой везде беда,
О каком говорить фундаменте?

Я просил и в душе молил,
Путь на Млечном Пути разыскивал.
Если в небе полно чернил,
Что тогда для меня немыслимо?

Я от «А» и до «Я» пешком,
Всё распутица, да распутица...
Если полное есть в пустом
То не сложно в мечтах запутаться?..

Я вернулся, и вот он - Я!
Словно времени нет для времени,
То же небо и та земля,
И дорога благих намерений...

ПО БЕЛОЙ ДОРОГЕ... ИННА ЗАСЛАВСКАЯ.  ВНЕКОНКУРСНОЕ

По белой дороге, по этой бескрайней зиме
Мы едем навстречу заранее выбранной цели,
И, нас охраняя в пути к заповедной земле,
Стоят с двух сторон караульные строгие ели.

Метнется лиса от обочины – факелом хвост,
Сорочий галдеж растревожит морозное царство;
Река не река, а поземками вышитый холст
Откроется вдруг, в окоем упирая пространство.

Ах, Господи Боже, тот самый песчаный откос,
Где в лагере летнем, насквозь земляникой пропахшем,
Под пение горнов и шепот смешливых берез
Мои сыновья вырастали – и старший, и младший.

Родительский день напоен был любовью сполна,
Но в час расставанья всегда обливался слезами.
А что было делать – семейная наша казна
Едва бы осилила отдых в приморском сезаме.

Из сумрака веток, из чащи годов свиристель
Негромкой морзянкой доносит до нас позывные.
Все так отдалилось: на памяти наших детей
Иные зарубки и кольца на спилах иные.

Когда-то казалось: у нас даже мысли одни
И видится мир одинаково – в радостном свете,
Теперь же с трудом понимаю, чем дышат они,
О чем говорят на недобром, чужом диалекте.

И здесь, на тропе, у подножий гигантских стволов,
Себя ощущая отставшей в пути малолеткой,
С тревогой слежу за надломленной грузом снегов
И рухнувшей наземь, не нужной для дерева веткой.
НА НОВЫХ КАБЛУКАХ. ЕЛЕНА ТОЛОКОННИКОВА 2  ВНЕКОНКУРСНОЕ

У каждого в душе живёт большой ребёнок,
Который ждёт любви и верит чудесам.   
В один прекрасный день почувствуешь спросонок,
Что главное в судьбе ты должен сделать сам.

И ты забудешь то, что в детстве восхищало:
Рогатого жука, умение нырять…
Начнётся новый путь и взрослости начало,
Растянется процесс годков на сорок пять.

Пускай проходят дни, нас жизнь меняет мало,
То детство, что внутри – не старческий маразм.
Когда твоя душа от скорости устала,
Вся взрослость – глубоко, а детскость – напоказ.

И ты идёшь к пруду, где утки и стрекозы,
Шуршанье камыша, бесшумность мотылька,
Смахнёшь тихонько с глаз непрошенные слёзы,
Вдохнёшь горячий свет июльского денька.

Улыбкой проведёшь родителей с коляской,
Звенящий самокат, собак на поводках,
Палитру давних чувств наполнишь свежей краской,
Смелей шагнёшь вперёд на новых каблуках…

ПУТЬ. ВЕРА СЕРГЕЕВНА БУТКО.  ВНЕКОНКУРСНОЕ

Там, где под снегом спят вершины гор,
Где так свободно, что дышать мне трудно,
Живет Творящий - вечный фантазер,
И тихо в тех местах, немноголюдно.

На склоне, чуть пониже, грозди гнёзд -
Там Ищущие селятся от века,
Их выбор, хоть и проще, но не прост:
Задумки доносить до человека.

В предгорье шумно - россыпью дома,
Где трудятся в поту Мастеровые.
Их инструмент доводит до ума
Мечты творцов, оформив их впервые.

А в шахте, в черной копоти обид,
Не видя света белого, ворчливо
Оценщик над поделками кряхтит,
Выкрикивая: "Плохо! Мало! Криво!"

Кипит работа, каждый морщит лоб
И верит в то, что занят важным делом.
Велик соблазн отдать команду: "Стоп!"
И своего не покидать предела.

Но лишь тогда смогу я отдохнуть,
И будет мне тепло похвал приятно,
Когда сто тысяч раз пройду я путь
От шахты до вершины - и обратно.

*****************************************
На этом, всё. Огромное спасибо за ваши стихи всем без исключения нашим участникам. Пакет, действительно получился потрясающим. О каждой вашей работе мне хочется что-то сказать, но 74 - это слишком много, устанете читать. Поэтому всех приглашаю к участию в двух других наших открытых для приема конкурсах - см.Путеводитель - http://stihi.ru/2022/01/03/2424. Никогда не бойтесь там не победить (это - суета!!), бойтесь не решиться и не успеть поучаствовать! С теплом, ваша Алкора, 15.02.22.


Рецензии
Здравствуйте, уважаемая Алкора!
Работа проведена колоссальная.
Я со школьных лет люблю сверять свои
впечатления о прочитанном.
Хочу сразу сказать - мне нравится Ваш умный и
доброжелательный анализ: Вы тонко подмечаете
семантические нестыковки и объясняете их
доходчиво: если "из", то вынырнул, например.

С уважением и благодарностью,

Дарья Михаиловна Майская   26.03.2022 07:44     Заявить о нарушении
Спасибо, Дарья - мне очень важен и дорог такой отклик. Пишу разборы по конкурсам с удовольствием - сама многому учусь и узнаю о языке, читая и разбирая чужие стихи. Но насильно мил не будешь. Заявки на открытые конкурсы в этот год больше не собираются, поэтому за их отсутствием весной эти разборы по конкурсам ТМА придется завершить. К моему глубокому сожалению.

Алкора   26.03.2022 09:48   Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Алла!
Сожалею, но времена такие настали, наверное.
Я писала рецензии на стихи по классической форме:
полный анализ, обращала внимание на достоинства и
недостатки техники. Писала открыто и в личку - результат
один: за указанные недостатки нападают.
Например, элементарное: рифмующиеся строки должны иметь
одинаковое количество слогов. Один в замечаниях мне пишет - это
смешно - считать слоги! Пишется душой.

Если вкривь и вкось, кому такая душа нужна?
Родион Щедрин говорил, что без глубокого знания теории музыки
ничего серьёзного написать нельзя!
Для авторов поэтических произведений пример: при ключах на нотном стане
указывается СЧЁТ! И его необходимо придерживаться неукоснительно!

Мне было интересно слушать, как (светлой памяти) А.Градский возмущался:
"ударение поэтическое (это именно о распаде ударения в слове с метрикой) должно совпадать с ударением музыкальным. Если поэтическое не совпадает с музыкальным, получается то, что сейчас популярно. Сейчас это популярно, но я терпеть не могу. А не сказать этого не могу!"

Но авторы слушать, читать этого не хотят. Я всегда вспоминаю, как меня
поправил А.Блытушкин, когда я сместила ударение в амфибрахии.
Я стала выкручиваться, не хотелось признать, хотя сразу же поняла
его правоту. А потом спохватилась: да ведь он обо мне подумает,
дурища какая!!!))))

Простите за многословие, я с пристрастием отношусь к теории стихосложения и
Вы для меня находка, давно у меня в избранных.

С уважением и пожеланием новых идей, здравия и благополучия,

Дарья Михаиловна Майская   26.03.2022 10:34   Заявить о нарушении
Благодарю вас за понимание и за единство нашего отношения к поэзии.

Алкора   26.03.2022 13:10   Заявить о нарушении
На это произведение написано 10 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.