Сослан в стране мёртвых ч. 2

Нартский эпос

Часть III. Сослан

Продолжение

Начало здесь:
http://stihi.ru/2022/02/14/3872

Двор. Стол для жертв, на нём блажили:
Богов задобрить, возлюбить.
Поймав, Сослана разложили,
И стали резать и рубить.

Крича при этом так истошно,
Что горы стали враз трястись:

«Как смеешь ты, собака, тошно,
Сюда прийти, не дать пастись.
Собакой ты рождён, приспешник,
Собакой сам живёшь надыть.
Как смеешь Лань прогнать, ты грешник,
Убьём тебя! Тому и быть!»

Рубили долго, в канители
ножи тупились, нет ни ран.
Нет ни царапины на теле,
булатном теле - жив Сослан.

Уаиги в смуте, сделав милость,
его пустили на покой:

«Пусть Солнца дочь, сама Ацырухс
решит, что делать нам с тобой!»

Слух о Сослане замаячил,
Дочь Солнца: «Слуги! Мой наказ.
Коль то Сослан, он мне назначен,
Он – суженый! Вот вам мой сказ!»

«Как нам узнать, Сослан, ли это?
Иль нарт другой пришёл к бедАм?!

«На спину гляньте, прочь эстета,
Луна и Солнце дОлжно там!»

Спешат уаиги вновь в покои,
раздет Сослан и что же зрят:
Луна и Солнышко благое
всю спину заняли, горят.

Ацырухс – девица узнала
об этом, слугам говорит:

«К нему ступайте, без скандала,
И будьте ласковы!», - твердит.

«Он – нарт, а нарты люди чести,
Достойный выкуп за меня*********
пускай готовят роды вместе,
скота побольше в нём храня!»

Опять уаиги в тени крова:
добры, милы, ну, что с них взять?!
И каждый ласковое слово
ему сказал и, мол, ты - зять…

А после отвели к Ацырухс:
«Смотри! Невеста то твоя!»

Затем опять в покой, где свилось
решенье свадьбы, не тая.

«Без лишних слов, ненужных рамок, 
Обязан дать судьбе зарок.
На берегу у моря замок
с железа должен будешь в срок
построить тайно тет-а-тетом,
тогда невеста всё зачтёт.
Пусть в четырёх углах при этом
Лист с Аза********** дерева растёт.
Да, пригони зверей три сотни:
оленей в первой на житьё,
в другой лишь туры – крутородни,
в последней - разного зверьё».

Не возражая великанам
Сослан отправился домой,
пришёл в Шатане интриганом:

«Я потерял там свой покой!
В пещере в ярусе на верхнем
живёт дочь Солнца Ацырухс.
Ее, увидев, теперь внемлю,
её желаниям пекусь…
Семь великанов, семь уаигов
ту охраняют день и ночь
Хотел б отдать награду – выкуп,
всё за неё одну, точь-в-точь.
Без лишних слов, ненужных рамок, 
Обязан дать судьбе зарок.
На берегу у моря замок
с железа должен строить в срок,
Не просто строить, тет-а-тетом,
тогда невеста всё зачтёт.
А в четырёх углах при этом
Лист с Аза дерева растёт.
Пригнать зверей, да чтоб три сотни:
оленей - в первой на житьё,
в другой лишь туры – крутородни,
в последней - разного зверьё.
Но не собрать, велик так выкуп,
и отказаться не могу.
Без экивоков и без криков
Мне помоги, я то зачту!»

«Садись со мной, и прежде слушай», -
Шатана молвила в ответ.
«Я подскажу, как сделать лучше.
Мой для тебя таков совет.
Железный замок строй на оря,
кольцо моё возьми, бурдюк.
Иди на самый берег моря,
и очерти там нужный круг.
Враз замок встанет нуте-нате,
Зверей не трудно то ж собрать.
Свирель спрошу я у Афсати***********,
Мне он не сможет отказать.
Как в новом замке заиграешь,
зверей немерено придёт.
Ты для порядка подсчитаешь,
Как будто кто их там сочтёт.
Трудней добыть те листья с Аза,
деревьев в мире нашем нет.
В стране у Мёртвых************ есть средь вязов,
Но там БарАстыр************** чтёт от бед.
Так просто их не даст властитель,
Но есть лазейка для тебя.
Жена Ведуха – не вредитель,
там слово скажет, не гневя.
Она давно живёт средь мёртвых,
но помнить лучшее должна.
С ней дОбро говори, не чёрство,
Она ж женой была, княжна».

*********)Обычай выкупа за невесту существовал у всех кавказских народов. Однако, пожалуй, нигде он не принял таких колоссальных размеров, как в Осетии. В XIX веке уплата выкупа производилась здесь крупным и мелким рогатым скотом, исчислявшимся часто сотнями голов, ценными предметами, среди которых считались обязательными дорогое оружие и большой медный котел для варки пива. Перед Октябрьской революцией выкуп стали уплачивать преимущественно деньгами. Размер выкупа колебался от 300 до 1000 рублей. Многие осетины, чтобы собрать нужную сумму денег на калым, годами работали у помещиков и кулаков, выезжали на заработки в разные районы России, а также в Америку, Канаду, Китай и т. д. Выкуп в Осетии приводил к развитию такого варварского обычая, как похищение девушек, сопровождавшегося убийствами, которые влекли за собой кровную месть между семьями, длившуюся нередко годами. В настоящее время калым, как и многие другие пережитки родового быта осетин, ушел в область предания.
***********)Аза-дерево (осет. Аза-Блас) - в осетинском нартском эпосе волшебное дерево, листья которого обладали чудесными целебными свойствами. Листья аза-дерева лечат любые болезни и даже возвращают к жизни погибших героев. Аза-дерево росло только в стране мёртвых. Оно находится под строгим контролем правителя Царства мёртвых Барастыра.
***********)Афсати, Апсати (груз. осет. фсати, от греч. «св. Евстафий») - божество птиц и зверей в мифологии народов Кавказа.
************)Барастыр (буквально, «наделённый сильной властью») - в осетинской мифологии владыка загробного мира. Без разрешения Барастыра никто не может попасть в загробный мир или выйти оттуда. По распоряжению Барастыра Аминон открывает ворота в страну мёртвых, а Барастыр отправляет людей в рай (Дзанат) или в ад (Зындон), в соответствии с их земными деяниями. В известных случаях мертвец получает от Барастыра разрешение на побывку домой, но должен спешить вернуться в загробный мир до заката солнца, ибо после этого затворяются ворота царства мертвых и до утренней зари никто не может быть впущен. Поэтому осетины хоронят мёртвых до заката солнца, дабы покойнику не пришлось бродить у запертых ворот загробного царства вплоть до зари.
**************)адыр - здесь знакомый.

Продолжение следует…


Рецензии
Нелегкие испытания даны герою эпоса, вдохновения Игорь!

Татьяна Турбина   04.03.2022 14:39     Заявить о нарушении
Верно, Татьяна! Добро утро. Не каждому герою удается побывать в стране Мертвых. Игорь

Игорь Апрельский   05.03.2022 09:11   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 53 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.