Чудеса часть 87

Чудеса часть 87

Мистические тайны карельских петроглифов - закодированная история Руси

«Мистические тайны плотной завесой окутывают петроглифы в Карелии. Познать эти тайны – значит познать не только наше прошлое, но и наше будущее». Юрий БОГАТЫРЕВ, историк, археолог.
Мифология народов мира – это не более чем поучительные сказки для детей и взрослых, в чём до сих пор уверено большинство учёных. И только на Руси древние предания испокон веков назывались былинами, подавляющее большинство которых было записано в ХIХ веке в Карелии – крае поистине легендарном и магическом.
Об этом мы и хотим поговорить с известным исследователем Карелии, автором книг из цикла «Карелия загадочная», сопредседателем Карельской Региональной общественной организации «Расея» (www.rassa.ru) Алексеем Поповым.
Д.Соколов: Алексей, теперь, я думаю, стоит поговорить о главных символах сакральной истории Карелии. Ими для человека, впервые попавшего в республику, невольно станут знаменитые петроглифы – сцены из жизни неведомого древнего народа, выбитые в виде рисунков на скалах. Расскажите, каков, по Вашему мнению, возраст этих «каменных книг»?
А.Попов: Действительно, петроглифы, так же, как и знаменитые Кижи или Валаам, считаются одними из самых известных туристических брендов Карелии, тем более, что открытия новых наскальных изображений продолжаются до сих пор. Причем, последние открытия неизвестных ранее петроглифов были сделаны совсем недавно — в 2005-м году совместной экспедицией карельских и британских археологов на реке Выг и в 2008 году на побережье Онежского озера. Сама же традиция наскального искусства в Карелии охватывает тысячи лет – от конца пятого до начала третьего тысячелетия до н.э., иначе говоря, возрасту гравировок не менее шести тысяч лет. Возможно, даже больше, принимая во внимание современные радиоуглеродные корректировки дат. Получается, что они создавались до постройки знаменитых египетских пирамид и древнейших цивилизаций Шумера и Аккада. Но к вопросу датировки карельских петроглифов мы еще вернемся.
Д.Соколов: Но кто же создавал эти рисунки, если, как Вы говорите они старше древнейших цивилизаций Земли? Сегодня хотя бы приблизительно известна цивилизация оставившая нам эти «каменные письма»?
А.Попов: Петроглифы проливают свет на жизнь и знания працивилизации, находящейся когда-то на Русском Севере. Говорить же об авторах посланий, можно только проанализировав и расшифровав сами петроглифы, что, к сожалению, до сих пор современной наукой еще сделано не было.
Из всех известных карельских петроглифов, — как правило, они небольших размеров, 10-50-ти сантиметров, хотя есть и крупные, можно сказать, «гигантские» экземпляры, — исследователям удалось истолковать не более половины. Причем у ученых не возникает вопросов, когда на камне они видят фигуры лебедей, рыб, лесных зверей и охотников за ними. Сложности возникают, когда перед наблюдателем появляются неопределенные изображения, странные фигуры, даже отдаленно не напоминающие известные предметы. Например, знаки, отнесенные исследователями к солярно-лунарному типу, которые ориентированы только на запад или на восток. По мнению одних, они означают Луну или Солнце, но тогда непонятно, почему они как будто установлены на две или три «ножки». Некоторые исследователи уверены, что древние люди видели некие летательные объекты и изобразили нечто, связанное с ними. И действительно, больше эти объекты похожи на радары, чем на светило. А люди, до сих пор живущие неподалеку от этих мест, и вовсе не удивляются подобным изображениям. Они, по их собственным словам, чуть ли не каждую ночь наблюдают в небе появление похожих «рисунков». Что это – никто не знает!
Много непонятного и в изображениях человеческих фигур. Люди, как правило, выгравированы в профиль, с одной рукой и одной ногой, и лишь изредка – в анфас или полуфас. Однако все же они похожи на людей. Но что может означать двуногое существо, у которого вместо головы два огромных шара? Над разгадкой бьются уже не один десяток лет, но к истине так никто и не приблизился. Больше всего, конечно, существо, похоже, извините, на Чебурашку, но, к сожалению, современную науку такая трактовка не устраивает, поскольку любой рисунок, вне всякого сомнения, несет строго определенную смысловую нагрузку.
Д.Соколов: Может быть, загадочные существа, изображенные на камнях и отдаленно напоминающие людей, — банальное порождение фантазии древних людей?
А.Попов: Не думаю, уж слишком трудоемким занятием было для древних людей создавать эти рисунки, вряд ли бы они изображали просто свои фантазии. Я не исключаю, что перед нами — реальные персонажи минувших столетий. А вот кто именно, загадка! Скорее всего, на этот вопрос никто никогда ответить не сможет, ведь наскальные рисунки – это не просто картинки с натуры, а переработанный сознанием человека реальный мир, связанный с культом, системой верований и обрядов, мироощущением людей в целом.
Д.Соколов: Насколько сегодня известно, петроглифы зачастую изображают не просто рисунки отдельных существ или сцен охоты, но и, можно сказать, целые каменные полотна жизни создавшей их цивилизации. Какие мотивы встречаются чаще всего?
А.Попов: Вы удивитесь, но древняя цивилизация, как и мы, была сильно озабочена демографическим вопросом. А если серьезно, то, на самом деле, поражает обилие рисунков с ярко выраженными эротическими мотивами. Хотя данные мотивы – повсеместно распространенный сюжет, встречающийся в Старом и Новом Свете. Но вряд ли их можно трактовать только с точки зрения «житейского сексуального опыта». Живя единой жизнью с космическими силами, наши далекие предки именно в космически-небесных силах видели и первоисточник сексуальной энергии – мужской и женской. По христианским канонам половая любовь всегда считалась чем-то греховным, требующим очищения. Но в народных традициях, несмотря на преследования со стороны церкви, оставалась неискоренимой языческая вера в тайные, главным образом – небесные силы, которые, по их мнению, и обуславливали всю гамму любовных чувств, управляя ими как в положительном, так и в отрицательном направлении. Вот это «любовное единение с природой», пронизывающее все сферы бытия, и являлось основой миропонимания в отдаленные от нас времена.
Д.Соколов: Сегодня все больший интерес среди исследователей вызывает поиск сакральных и легендарных мест, осуществляющийся по названиям окружающих их топонимов. Так, например, несколько лет назад исследователи, искавшие в Якутской тайге знаменитые «Вилюйские железные котлы», с удивлением обнаружили, что одна из речек, протекающих в тех местах, в переводе на русский язык носит название «Утонувший котел». Вы не пробовали проследить историю народа, создавшего петроглифы, по названиям рек, урочищ, возвышенностей?
А.Попов: Разумеется, в своих исследованиях мы не могли обойти этот метод, и он оправдал себя, но есть более интересные результаты. В последнее время большой интерес у исследователей древней истории нашего края вызывает так называемая Андомская возвышенность, расположенная на севере Восточно-Европейской равнины и являющаяся водоразделом озёр Онежского, Лача и Белого моря. Российский исследователь М. Карчевский приводит, в связи с этим, весьма любопытные данные. Здесь, на площади всего в несколько квадратных километров, из подземных ключей берет начало река Сойда – самый северный исток Волги. Буквально рядом начинается река Тихманга, впадающая в озеро Лача, откуда вытекает река Онега, несущая свои воды в Белое море. Здесь же есть небольшое лесное озерко, из которого один ручей несет воду в бассейн Белого моря, а другой – Каспийского. В некоторых местах расстояние между начальными руслами рек трёх морей не превышает 100-200 м. Казалось бы, что тут удивительного? Но аналогичных мест на земном шаре, где сходятся водоразделы трёх морей, не более полутора десятков. В Европе их два – второй в Турции; в России тоже два – второй в Сибири. Но уникальность даже не в этом. Во всех других случаях реки текут в соседние моря, относящиеся, как правило, к одному океану. И только здесь – на Великом Андомском водоразделе – берут начало реки, текущие в противоположные стороны, в моря различных океанов, удаленных друг от друга на тысячи километров.
Примерно в пятидесяти километрах к северо-западу от точки слияния водоразделов трех морей, на восточном берегу Онежского озера, находится знаменитый Бесов нос. Это один из южных выходов на дневную поверхность скальных пород Балтийского кристаллического щита. Здесь, на отполированной ледниками и прибойными волнами Онежского озера гранитной поверхности, находится около 1000 петроглифов – наскальных рисунков, возраст которых оценивается в 6-7 тысяч лет.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии