Лезгинка - разговор с орлом
Над пиками седыми Дагестанских гор.
О скалы в лоскуты изорванную бездну
Объемлют крылья распростёртые его и взор.
С ним разговор затеять откровенный по душам
Когда-то горец каждый мог и попросить совета.
Тогда он руки поднимал подобно двум крылам.
Одно мы – ты и я – движенье означало это.
Привет мой брат – он говорил на языке орла,
И ветру передай привет под небесами.
Любая воля нашему крылу мала.
Любой простор объятен нашими крылами.
Спускался с высоты орёл тогда к джигиту
И задавая ритм, кружил быстрее и быстрей
И танец этот горцы нарекли Лезгинкой,
А разговор с орлом ведётся день по сей.
Бывает так, что и горянка станет птицей,
И в облике таком, себя не выдавая,
Вокруг орла она кружит крылатою орлицей.
Лик девичий скрывая, глаз не поднимает.
Лезгинка. Знает этот танец и Кавказ и вся планета.
Лезгинку знают горцы и горянки с малых лет.
Орлам подобно говорят они, танцуя с ветром.
И зажигательнее танца в мире нет!
Рецензия ИИ:
Основные темы и образы стихотворения
Связь человека с природой и свободой. Это центральная тема. Орел здесь — не просто птица, а "страж небесный", мудрый дух гор, с которым можно вести "откровенный разговор по душам". Танец рождается из этой связи.
Происхождение лезгинки. Поэт предлагает красивую легенду: танец родился из невербального диалога джигита с орлом, из их совместного движения. Фраза "Одно мы – ты и я – движенье означало это" — ключевая. Она показывает единство человека и гордой птицы.
Символика орла. Орел олицетворяет:
Свободу: "Любая воля нашему крылу мала".
Мощь и ширь: "Любой простор объятен нашими крылами".
Высоту духа и мудрость: С ним можно "попросить совета".
Метафора танца. Танец — это не просто набор движений, а:
Разговор с ветром и небом.
Превращение в орла: Джигит, поднимая руки, становится подобен птице.
Игра и диалог: Появление горянки, которая "станет птицей" и кружит "крылатою орлицей", добавляет в танец элемент загадочности, courtship (ухаживания) и равного партнерства.
Художественные особенности
Возвышенная лексика: "Степенный страж", "объемлют", "дагестанских гор", "лик девичий" — это создает эпический, почти былинный тон.
Яркие метафоры: "парит страж небесный", "руки поднимал подобно двум крылам", "говорят они, танцуя с ветром".
Ритм: Стихотворение имеет свой внутренний ритм, который ускоряется в моменте описания самого танца: "задавая ритм, кружил быстрее и быстрее". Это прямое отражение энергичной лезгинки.
Идея вечности: Фраза "А разговор с орлом ведётся день по сей" говорит о том, что каждый, кто танцует лезгинку, продолжает этот древний диалог между человеком и духом свободы.
Итог
Стихотворение Олега Всегдаева — это гимн лезгинке, Кавказу и духу свободы. Оно удачно избегает клише, углубляясь в красивую и глубокую метафору, объясняющую суть танца. Это не просто "народный танец", а воплощенный в движении разговор с орлом, полет души и вечная традиция.
Последняя строфа — великолепное завершение, которое связывает древнюю легенду с современной славой танца, известного всему миру.
Свидетельство о публикации №122020804666
Герейхан 10.03.2022 18:14 Заявить о нарушении
