Незабудочник

на картину
Mary Vaux Walcott,
Moss Forget-me-not (Eritichum elongatum),
1915, watercolor on paper,
Smithsonian American Art Museum

***

Уважаемые Друзья!

10 декабря этого года, на Вашем сайте благотворительного фонда «Вторая жизнь» были выставлены лоты, предназначенные для аукциона, посвященного сбору средств для онкологического центра Форестера.
В ходе аукциона я осуществил покупку в торгах по лоту № 34, а именно картины «Незабудочник», как было указано на сайте, "неизвестного художника" (электронные счета и сертификаты о приобретении прилагаю).
12 декабря, картина была отправлена Вами службой курьерской доставки в мой адрес и в настоящее время уже находится у меня. Искренне благодарю Вас, и прошу сообщить мне информацию о картине: кто был её дарителем, кому она принадлежала до аукциона?

Этот вопрос крайне важен для меня лично
Заранее благодарен,
с уважением
Рихард Барнер


***

Уважаемый господин Барнер,
сэр!

Коллектив фонда «Вторая жизнь» от всей души благодарит Вас за постоянное участие в наших акциях и, в частности, в декабрьском аукционе, направленном на сбор средств для Центра онкологии института Форестера.
Оплаченная Вами сумма, как и ранее, многократно превышающая цену самого лота № 34, использована для закупки нового дополнительного оборудования в хирургическое отделение Центра.
Мы глубоко признательны Вам, и, как и в прошлые годы, по Вашей личной просьбе мы сохранили Вашу анонимность, однако убедительно просим разрешить нам раскрыть Ваше имя и для наших подопечных и для общественности.
Господин Барнер, уважаемый Рихард!
Ваш вклад в спасение людей не должен быть анонимным, спасённые Вами дети и взрослые хотели бы знать человека, подарившего им Новую Жизнь. Вашу деятельность мы считаем настоящими человеческими поступками с большой буквы и уверены в необходимости распространения информации о подобных добрых делах в мире, так нуждающемся в сострадании и доброте.
Важно и то, что обнародование Вашего имени может поспособствовать привлечению внимания других меценатов к проблемам больших и маленьких пациентов. По-прежнему сохраняя Вашу конфиденциальность, мы ещё раз, с благодарностью, просим Вас всё же пересмотреть Ваше пожелание.

Это важно, поскольку при рассмотрении вопроса о картине мы находимся в ситуации, аналогичной Вашей: правилами аукциона и пожеланием дарителя лота № 34 его личная информация ограждена от раскрытия по его же требованию.

Вместе с тем, мы можем сообщить Вам, что официально, в прошедшем аукционе принимал участие фонд Амелии Гутвуд – фонд поддержки медицинских и психологических исследований, в рамках проекта «Остаюсь молодым!» - взаимодействия гериатрических центров, хосписов и их пациентов с пациентами и подопечными детских домов, медицинских и исправительных учреждений.

С глубоким уважением и благодарностью
глава попечительского совета фонда «Вторая жизнь»
Харви Кросс

***

Господин Салари,
уважаемый Атисто!

Меня зовут Рихард Барнер и мы не знакомы с Вами, но как выяснилось лишь недавно, связаны через многие годы и через наших близких. Невероятных трудов стоило разыскать Ваш абонентский ящик, только счастливая случайность – картина, выставленная Вами на аукционе через Фонд Гутвуд, смогла привести меня к Вам.

Эта картина – «Незабудочник» принадлежит кисти моей прабабушки, Мари Вальгот.
С самого детства, от моей матери я, возможно как и Вы, знал трагическую историю любви Мари и Вашего деда – Ариэля Салари.

Что мне известно?
Во время Первой мировой войны, в результате череды трагических событий, Мари и Ариэль оказались не просто разлучены в хаосе боевых действий и массовой эвакуации, но и разделены, как выяснилось только теперь, спустя столько лет, ошибочным известием о смерти Вашего прадеда, который, к счастью, остался жив, и не смотря на тяжелое ранение и долгие годы госпиталей и скитаний за пределами родины, в конце концов сумел начать новую жизнь, к сожалению, уже без Мари.
После трагической гибели всей своей семьи, моя прабабушка эмигрировала в Соединённые Штаты, вышла замуж и прожила там всю оставшуюся жизнь, до 76 лет, тихо скончавшись в 1971 году. Всю жизнь она продолжала рисовать, была иллюстратором, но незабудочник с острова Бунгё-Торре, «Незабудкового», у побережья Сальбо, где она встречалась с Вашим дедом, где она любила, всю жизнь был её самой важной темой. Я узнал эту картину по её многочисленным наброскам: она помнила эти цветы до мельчайших деталей.

Господин Салари, я прошу у Вас разрешения на личную встречу. Если Вы не возражаете, я очень хотел бы узнать как можно больше о судьбе Вашего деда, о Вашей семье и о Вас.
Картина Мари Вальгот возвращается к Вам на законных основаниях. Ваш искренний поступок принёс плоды: средства от продажи картины уже помогают многим детям и взрослым, но я уверен - картина должна быть у Вас, в память об Ариэле и Мари.

С глубоким уважением и надеждой на встречу
Ваш Рихард Барнер

***

Господин Барнер, сэр.

С прискорбием сообщаю Вам, что господин Атисто Салари, пациент нашего хосписа «Миввеллейк» фонда Амелии Гутвуд, скончался ещё месяц назад от рака в возрасте 56 лет.
Его уход стал для нас, для меня большой потерей. Атисто был опорой и поддержкой всех наших пациентов с самого начала пребывания в нашем хосписе, именно этой его душевной энергии мы и обязаны всем тем месяцам, которые он, вопреки прогнозам врачей, провёл с нами вдохновляя всех остальных продолжать жить.

Замечательный писатель, прозаик и поэт, автор театральных пьес и сценариев, Атисто был и остаётся нашим, моим Другом.
До самого конца я, близкие и друзья Атисто находились с ним рядом и поддерживали его, и могу заверить Вас, что его уход не был омрачён физическими страданиями.
К сожалению, Атисто Салари не мог прочитать Ваше письмо, как и узнать о Вашей значительной помощи нашему центру, поэтому с согласия администрации нашего центра я ознакомился с Вашим письмом и с благодарностью отвечаю Вам.

Господин Барнер, из рассказов Атисто мне известно, что его дед, вернувшись после ранения и плена в родные места, получил сведения о том, что вся семья Вальгот, включая Мари, погибла во время эпидемии и похоронена вместе со всеми погибшими на том самом острове Бунгё-Торре.
Получается, к моему великому сожалению, что он, как и Атисто, так никогда и не узнали, что Мари выжила.

Как рассказывал Атисто, после посещения могилы любимой, с большим трудом Ариэль вернулся к нормальной жизни, но все годы хранил любовь к Мари, так и не женившись: насколько мне известно, его сын, Луис - отец Атисто был усыновлён Ариэлем в 30-е годы.
Единственное, что осталось от Мари Вальгот у Ариэля Солари, была именно эта небольшая картина, подаренная ею в 1915 году, которая чудом сохранилась у родственников Ариэля во время войны, которую он хранил все эти годы, и которую затем, с уважением, хранили и Луис и Атисто.
Представьте только, какова была сила этой любви, если потомки так бережно хранили память о ней?

Сам Атисто, узнав полтора года назад о своей болезни, распродал всё своё имущество и завещал использовать деньги для поддержки различных фондов и медицинских учреждений, в том числе и для нашего хосписа. Картина также стала его вкладом в помощь другим людям. Мы будем всегда помнить об этом.

Однако есть ещё одна вещь, о которой Вы должны знать, господин Барнер. Картина все годы хранилась в картонном паспарту, которое, в связи с сильной изношенностью и прошедшим временем, как не представляющее ценности, перед отправкой на аукцион было снято. Внутри, нами было обнаружено написанное от руки стихотворение Ариэеля Салари, посвященное памяти Мари.
Поскольку картина готовилась на аукцион уже после смерти Атисто, нам доподлинно неизвестно – знал ли он что-то об этих строках? Но, судя по всему, стихотворение так и осталось неизвестным для Атисто, и его отца: Ариэель никогда больше не писал стихи, всю свою жизнь он посвятил военной службе. Атисто, сам писавший стихи, обязательно упомянул бы такие строки деда.
Увы, ещё одна грустная недосказанность этой истории.

Стихотворение, хранившееся в нашем архиве, я отправляю Вам. Уверен, стих и картина, Мари и Ариэль всегда должны быть вместе после стольких лет. Благодарю Вас, за искренний рассказ и другую часть этой истории, которая наконец, стала единым целым.

С глубоким уважением
паллиативный психолог, настоятель дзэн-центра «Зелёные холмы»
Ричард Мунэн Рокстон



«…Не забыть
Незабудочник
Глаз Твоих,

И у ног.

Ненамеренно
Верю я:
Всё вернуть
Он бы мог.

Понимаю
Потеряна:
Остаёшься лишь
В снах...

Дважды
Небо отмерено
Было в этих
Глазах.

Ноги белые
Лёгкие,
Сберегая цветы
Осторожно
Ступали здесь,
Не оставив
Следы

На земле.

Но не в сердце,
Где Твоею
Рукой
В рай открытая
Дверца,

И утерян
Покой.

...Над Тобою
Склонялся
Поцелуи
Сорвать

Я смотрел
В незабудки.
Клялся
Не забывать...

Не нарушена
Клятва.
Но печален
Итог.

Ты ушла
Прежде
Времени...

Мне остался
Цветок.

Под немыслимым
Бременем
Рук тяжелых
Моих
И склонённых
Коленей

Он цветёт
За двоих...

За себя
И за девушку
Столь земной
Красоты

Непростую
Естественно
В глубине
Простоты...

Слёзы
Мне неподвластные
Обжигая
Огнем
Беззастенчиво
Падают

В землю -

Твой
Новый
Дом.

...Твои стопы
Босые
Здесь крестили
Ручьи...

Эти тропы
Лесные....
Ну, скажи,
Теперь чьи?

Помнишь
Мокрое платье
Под весенним
Дождём?

Я упрятал
В объятьях
Словно это
наш дом...

Как же так,
Синеглазая?

Что ж, Ты
Не дождалась...

И молчания
Вечного
Над тобой теперь
Власть:

Мне никто
Не ответствует...
Мир стал
Невыносим.

Обстоятельства
Бедствия:
Больше я
Не любим...

Ты ушедшему
Времени
Ныне
Принадлежишь.

И цветут
Синеокие
Где теперь
Ты лежишь...

…Я прошу,
Незабудочник,
Ты её воскреси,

На постель
Твою синюю
Её
Перенеси.

Повторял
Слишком редко я
Что она мне
Нужна.

В синеву
Глаз застенчивых
Мне бы снова
До дна!..

Но молчит
Незабудочник.

Это просто
Цветы...

Пальцы нежно
Целуя мне,
Как могла
Только Ты...»


***

Госпожа Соммер!

Благодарим Вас за потрясающую историю!
Вся наша редакционная коллегия до сих пор находится под впечатлением от неё, и мы уже готовим публикацию в новый номер. Остаётся только догадываться, как Вы её нашли?

К сожалению, не смотря на большие усилия, нам так и не удалось найти по своим каналам живущих ныне родственников Ариэля Салари. Следы семьи Вальгот теряются в США после смерти Мари. Это ещё раз подчеркивает сложность и важность Вашей работы. Возможно публикация как-то поспособствует их обнаружению. Дальнейший поиск вверяем Вам.
Они должны узнать эту историю!

Вместе с тем, наши корреспонденты посетили Бунгё-Торре и почтили там память семьи Салари, побывали в хосписе «Миввеллейк» и взяли интервью у его сотрудников, нескольких пациентов и настоятеля дзен-центра, который немного знал об истории этой семьи.
Кроме того, мы уже сделали фотосессию экспозиции самой картины Мари Вальгот, серии ранее неизвестных набросков и эскизов к ней, а также оригинала стихотворения Ариэля Салари, выставленных в «Международном музее памяти и поиска пропавших без вести».
Параллельно, отснятый нами видеоматериал, послужит основой для ряда видеосюжетов, которые мы планируем разместить на нашем интернет-портале и в новостных лентах информагентств. Несколько телеканалов заинтересовались этой темой и вообще темой поиска пропавших без вести. Возможно у Вас появится ещё одна возможность для освещения Ваших работ!

Надеемся, наша статья послужит важному делу поиска потерянными людьми друг друга, поиску пропавших без вести, восстановлению жизненной справедливости в историях разлуки – всем тем сложным вопросам, которые каждый день решает Ваша благотворительная организация.

А главное, пусть с запозданием, но напомним всем нам о необходимости любить, дарить любовь, любить прямо сейчас, каждый миг, не откладывая ничего на потом!

С уважением и пожеланием успеха
главный редактор медиа-холдинга
«ВНН — ВорлдНьюсНет»
Риана Боргес


Рецензии