Звуки истории

Под тучами средневековыми
В погоне лихого коня
Грохочет телега истории
По дням, как по тряским камням.

Немела и снова орала
Косматая голь – нищета.
Врезается в звуки хорала
Созвучье клинка и щита.

Когда Орлеанская Дева,
Отбросив позорную «честь»,
Броню боевую надела,
Творя благородную месть.

А море характер меняло,
А море ждало перемен.
Но снова оскалились скалы,
Пред ним не ломая колен.

Быть может, сквозь толщу тумана,
Познав все изгибы судьбы,
Сжигаемый, стонет Джордано
Под взглядом могильной толпы.

А кто-то взахлёб издевался,
А кто-то от скуки зевал.
Он даже тогда не сдавался,
Он даже тогда воевал.

Забывших историю римлян
Ввергал в непрощающий зной
Прекрасный, как боль, Паганини,
Израненный гулкой струной.

Когда он без права на бога,
Без прав на последний причал,
Он, мёртвый, по тряским дорогам
Под мёртвой луной проезжал.

Века пропадали пустыми
В обломках изломанных крыл,
А мёртвый позор Паганини
Историю мира творил.

Пытаясь раскинуть по степи
Запястья серебряных струн,
Закованный смертью как в цепи,
Одетый в последний костюм.

Когда инквизиторы вторили
Проклятье сверкающим дням,
Проклятьем катилась история
По дням, как по тряским камням.




* Первоначальный вариант вступления к поэме «Два странника», которое, видимо, задумывалось автором как часть произведения, посвящённого духовным подвижникам, не признанным при жизни: Жанне Д’Арк, Джордано Бруно, Никколо Паганини. Знаменательно, что двум из них (Жанне Д’Арк и Паганини) посвящены картины Е.Д. Спасского, скорее всего повлиявшие на замысел поэта.

На репродукции картина Е.Д. Спасского "Жанна Д'Арк" (1973)


Рецензии