Н. К. Печковский. Сердце матери
Однажды бедный парень жил
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Однажды бедный парень жил
И злую девушку любил.
Она сказала: «Для свиней, -
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Она сказала: «Для свиней
Дай сердце матери своей!».
Тогда пошел убил он мать
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Тогда пошел убил он мать,
Взял сердце – бросился бежать.
Когда бежал - споткнулся вдруг
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Когда бежал - споткнулся вдруг
И сердце выронил из рук.
И в пыль упав, оно лежит
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
И в пыль упав, оно лежит,
Вдруг слышит- сердце говорит.
И внемлет тихой он мольбе
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
И внемлет тихой он мольбе:
«Мой сын, не больно ли тебе?".
В далекие 50-е, по воскресным вечерам, мы по сложившейся семейной традиции собирались за круглым столом и устраивали домашние концерты: пели, декламировали стихи и прослушивали грампластинки с записями голосов выдающихся оперных певцов: Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Сергея Лемешева, Ивана Козловского и народного артиста РСФСР, кавалера ордена Ленина, солиста Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова, Николая Константиновича Печковского.
На довоенных пластинках ( у нас их было 13) был широко представлен репертуар Н.К.Печковского. Помню, как песня "Сердце матери", на слова Жана Ришпена, звучала в исполнении артиста. Меня, тогда дошкольницу, эта песня потрясла и осталась в памяти навсегда.
И вдруг, 12 января 2013 года, через десятки лет, по «Радио России», в авторской программе Виктора Татарского, «Встреча с песней», вся страна снова услышала неповторимый голос Н.К.Печковского, исполнявшего "Сердце матери" в записи 1940 года.
По воспоминаниям самого Николая Константиновича Печковского («Воспоминания оперного артиста», СПб, 1992) песня никого не оставляла равнодушным: публика всегда просила певца исполнять эту песню-новеллу на бис.
Впервые артист услышал эту песню в исполнении Виктора Александровича Хенкина в "Летучей мыши в Москве в 1910 году: "На меня и на всех слушателей эта песенка произвела тогда очень сильное впечатление, несмотря на то, что исполнялась она не со сцены театра, а с эстрады кабарэ, в котором посетители сидели за столиками и ужинали... Мотив этой песенки настолько простой, можно даже сказать навязчивый, что я сразу запомнил его".
В 1924 году Н.К.Печковский напел этот мотив концертмейстеру Ленинградского государственного театра оперы и балета Владимиру Ульриху, который и записал эту незатейливую мелодию.
"Несколько позже, - вспоминает артист, - выступая в Большом зале Ленинградской Филармонии в концерте, я спел на бис "Сердце матери"... С тех пор я постоянно стал петь в концертах эту, я бы сказал, новеллу!".
Я думаю, что артист исполнял эту песню с таким вдохновением и печалью от части и потому, что ему самому самоотверженному, любящему сыну, мать не отвечала взаимной привязанностью и любовью. По воспоминаниям современников Елизавета Тимофеевна была властная, даже жестокая женщина, которая за малейшее неповиновение грозила сыну: "Колька, прокляну!".
И это проклятие в дальнейшем возымело действие. В августе 1941 года ленинградцы готовились к эвакуации. Артист едет на дачу, находящуюся неподалеку от Ленинграда, в надежде успеть вывезти оттуда свою больную мать. Через несколько часов после приезда Печковского поселок заняли немцы. Мать с сыном оказались на оккупированной территории, без средств к существованию. В 1943 году мать артиста скончалась.
Впереди народного артиста РСФСР ждали годы забвения, хулы, нечеловеческих страданий. С 1944 по обвинению в измене Родине он десять лет отбывал срок в Интинских лагерях. В 1956 году полностью реабилитирован. Артисту принесли извинения за «ошибку». Вернули звание «Народный артист РСФСР», квартиру в Ленинграде. Но разве вернешь загубленную жизнь? Тем более, что по возвращении из лагерного ада и полной реабилитации, ему запрещали выступать перед широкой аудиторией слушателей. На долгие годы путь на московскую и ленинградскую сцену народному артисту был закрыт.
Измученный недоверием властей, Н.К.Печковкий прибег к крайней мере - просьбе снова отправить его в места «не столь отдаленные», где он пользовался уважением и искренним почитанием людей, несущих бремя наказания (также как и он, подчас, незаслуженное).
Наконец, в январе 1966 года народному артисту, орденоносцу Н.К.Печковскому, было «высочайше» позволено дать сольный концерт в московском Доме Ученых. Тогда, 30 января 1966 года, я в первый и последний раз имела счастье слышать великого исполнителя.
Столичные поклонники Печковского, в их числе и моя мама, ждали этой встречи 25 лет.
На сцену вышел красивый, но совершенно измученный жизнью старик. Но как только в его исполнении прозвучала ария Канио из оперы «Паяцы», перед московскими поклонниками артиста вновь предстал тот, прежний, Печковский, лирико-драматическим тенором которого до войны восхищались миллионы почитателей его таланта.
Моя мама - Раиса Николаевна Жильцова, и ее родная сестра Вера Николаевна, в своих дневниках подробно рассказывают о знакомстве с Н.К.Печковским в Ленинграде, о дружбе нашей семьи с выдающимся оперным артистом в довоенное время, о том, как он гостил у нас на подмосковной даче за 5 дней до начала войны.
После концерта мама протиснулась к артисту через плотное кольцо его поклонников. Ей удалось за руку поздороваться с Николаем Константиновичем и напомнить ему о трех днях (17,18,19 июня 1941 года) перед началом войны, которые он со своим приемным сыном Мишей провел в кругу нашей семьи, на даче, на станции Клязьма. Артист ответил: «Да-да-да, Раечка, это были счастливые дни», и его глаза наполнились слезами.
Н.К.Печковский скончался в Ленинграде,24 ноября 1966 года. Прах артиста покоится на Шуваловском кладбище рядом с могилой матери, прах которой любящий сын перевез из Таллина, сразу же после реабилитации.
До конца своих дней мои родные хранили память о Н.К.Печковском.
Память об артисте вот уже более полувека живет и согревает мое сердце.
В настоящее время я готовлю к публикации выдержки из дневников "печковисток", моей мамы Раисы Николаевны Жильцовой и ее сестры Веры Николаевны. Ознакомившись с воспоминаниями которых, читатель узнает много нового о жизненном и творческом пути великого оперного артиста. В своих дневниках сестры подробно рассказывают о знакомстве с Н.К.Печковским в Ленинграде, о дружбе нашей семьи с выдающимся оперным артистом в довоенное время, о том, как любимый артист гостил у нас на подмосковной даче за 5 дней до начала войны, и о которых отозвался, как о счастливых днях своей жизни.
Светлая ему память.
Свидетельство о публикации №122020605462
Извините, Анастасия, может я что написал не так. Вы, конечно же, про него знаете больше, чем я. Я написал часть того, что знал. Когда вышел фильм про Петра Лещенко, лживый конечно, там во всём, якобы виновна ужасная советская власть. Но может быть, она и не была такая ужасная, если так мягко отнеслась к коллаборационистам, дав им по 10 лет, а затем Хрущёв выпустил их, включая бандеровцев и лесных братьев, признал их жертвами сталинизма и вернул все права, и возможность работать в госорганах Вот они и поработали, да так поработали, что нам пришлось отправить на войну своих сыновей.
Ещё раз извините, если что не так. Возможно, в вопросе с Николаем Печковским, я несколько ошибаюсь.
С уважением, Владимир. Всех Вам благ.
Владимир Иваниченко 20.04.2023 17:53 Заявить о нарушении
Очерк "Н.К.Печковский. Сердце матери" - это только малая часть из опубликованного мною материала о Печковском на страницах порталов Стихи и Проза.ру.
Для того, чтобы у Вас сложилась ясная картина трагической жизни этого великого артиста и патриота, (особенно в годы его вынужденного пребывания на оккупированной территории), рекомендую ознакомиться с моей работой
"МЕЖДУ СЛАВОЙ И ЗАБВЕНИЕМ. Три дня из жизни Николая Печковского".
И если после ВНИМАТЕЛЬНОГО И НЕПРЕДЪВЗЯТОГО прочтения у Вас возникнут ко мне вопросы, мы продолжим дискуссию.
О Хрущевской амнистии я писала в очерке "ТОЛЕРАНТНАЯ ЛОЖЬ" - вот там-то о настоящих коллаборационистах, предателях Родины, фашистах бандеровцах!
С глубоким уважением!
Анастасия Сергеевна Соколова 20.04.2023 23:45 Заявить о нарушении