Н. К. Печковский. Сердце матери

"СЕРДЦЕ МАТЕРИ".

Однажды бедный парень жил
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Однажды бедный парень жил
И злую девушку любил.

Она сказала: «Для свиней, -
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Она сказала: «Для свиней
Дай сердце матери своей!».

Тогда пошел убил он мать
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Тогда пошел убил он мать,
Взял сердце – бросился бежать.

Когда бежал - споткнулся вдруг
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
Когда бежал - споткнулся вдруг
И сердце выронил из рук.

И в пыль упав, оно лежит
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
И в пыль упав, оно лежит,
Вдруг слышит- сердце говорит.

И внемлет тихой он мольбе
Элон-ля-ле, элон-ля-ля
И внемлет тихой он мольбе:
«Мой сын, не больно ли тебе?".


         В далекие 50-е, по воскресным  вечерам,  мы  по сложившейся  семейной  традиции  собирались за круглым столом  и  устраивали домашние концерты:  пели, декламировали стихи и прослушивали  грампластинки с записями голосов выдающихся оперных певцов: Федора Шаляпина, Леонида Собинова, Сергея Лемешева, Ивана Козловского и народного артиста РСФСР, кавалера ордена Ленина, солиста Государственного академического театра оперы и балета имени С.М.Кирова, Николая Константиновича Печковского.   
         На  довоенных пластинках ( у нас их было 13) был широко представлен репертуар  Н.К.Печковского. Помню, как песня  "Сердце матери", на слова  Жана Ришпена,  звучала в  исполнении артиста. Меня, тогда дошкольницу, эта песня потрясла и осталась в памяти навсегда.
         И вдруг, 12 января 2013 года, через десятки лет,  по «Радио России», в авторской программе Виктора Татарского, «Встреча с песней»,  вся   страна снова услышала  неповторимый голос Н.К.Печковского, исполнявшего  "Сердце матери" в записи 1940 года.
       
         По воспоминаниям  самого Николая Константиновича Печковского («Воспоминания  оперного артиста», СПб, 1992) песня  никого  не оставляла равнодушным:  публика всегда просила певца  исполнять эту песню-новеллу  на бис.
Впервые артист  услышал эту песню в исполнении Виктора Александровича Хенкина в "Летучей мыши в Москве в 1910 году:  "На меня и на всех слушателей эта песенка произвела тогда очень сильное впечатление, несмотря на то, что исполнялась она не со сцены театра, а с эстрады кабарэ, в котором посетители сидели за столиками и ужинали... Мотив этой песенки настолько простой, можно даже  сказать навязчивый, что я сразу запомнил его".
         В 1924 году Н.К.Печковский напел этот мотив концертмейстеру Ленинградского государственного театра оперы и балета Владимиру Ульриху, который и записал эту незатейливую мелодию.
         "Несколько позже, - вспоминает артист, - выступая в Большом зале Ленинградской Филармонии в концерте, я спел на бис "Сердце матери"... С тех пор я постоянно стал петь в концертах эту, я бы сказал, новеллу!".
          Я думаю, что артист исполнял эту песню с таким вдохновением и печалью от части и потому, что ему самому самоотверженному, любящему сыну, мать не отвечала взаимной  привязанностью и любовью. По воспоминаниям современников Елизавета Тимофеевна была властная, даже жестокая женщина, которая за малейшее неповиновение  грозила сыну: "Колька, прокляну!".
          И это проклятие в дальнейшем  возымело действие. В августе 1941 года  ленинградцы готовились к эвакуации. Артист едет на дачу, находящуюся неподалеку от Ленинграда,  в надежде успеть вывезти оттуда  свою больную  мать. Через несколько часов после приезда Печковского   поселок заняли немцы.  Мать с сыном оказались на оккупированной территории, без средств к существованию. В 1943 году мать артиста скончалась.
          Впереди  народного артиста РСФСР  ждали годы забвения,  хулы, нечеловеческих страданий. С 1944  по обвинению в измене Родине  он   десять лет  отбывал  срок в Интинских лагерях.  В 1956 году полностью  реабилитирован. Артисту  принесли извинения за «ошибку». Вернули звание «Народный артист РСФСР», квартиру в Ленинграде.   Но разве вернешь загубленную жизнь?  Тем более, что  по возвращении из лагерного ада и полной реабилитации, ему запрещали выступать перед широкой аудиторией слушателей. На долгие годы путь на московскую и ленинградскую сцену  народному артисту  был закрыт.
         Измученный недоверием властей, Н.К.Печковкий прибег к крайней мере  - просьбе снова отправить его в места «не столь отдаленные», где он пользовался уважением и искренним почитанием  людей, несущих бремя наказания (также как и он, подчас, незаслуженное).
         Наконец, в январе 1966 года  народному артисту, орденоносцу   Н.К.Печковскому,  было «высочайше» позволено  дать  сольный концерт  в  московском  Доме Ученых.  Тогда, 30 января 1966 года,  я в первый и последний раз  имела счастье слышать великого исполнителя.
         Столичные поклонники  Печковского, в их числе и моя мама,  ждали этой встречи 25 лет.
         На сцену вышел  красивый, но совершенно измученный жизнью старик. Но как только в его исполнении прозвучала ария Канио из оперы «Паяцы», перед московскими поклонниками артиста вновь предстал  тот, прежний,  Печковский, лирико-драматическим тенором которого до войны восхищались  миллионы почитателей его таланта.
         Моя мама  -  Раиса Николаевна Жильцова, и ее родная сестра  Вера Николаевна,  в своих дневниках подробно рассказывают о  знакомстве  с Н.К.Печковским  в Ленинграде, о дружбе нашей семьи с  выдающимся оперным артистом в довоенное время, о том, как он гостил  у нас на подмосковной даче за 5 дней до  начала войны.   
         После концерта мама протиснулась к артисту через плотное кольцо  его  поклонников.  Ей удалось за руку поздороваться с Николаем Константиновичем и напомнить ему о трех днях  (17,18,19 июня 1941 года)  перед началом войны, которые он со своим  приемным сыном Мишей провел  в кругу нашей семьи, на даче,  на  станции Клязьма.   Артист ответил: «Да-да-да,  Раечка, это были  счастливые дни»,  и  его глаза наполнились слезами.
         Н.К.Печковский скончался  в Ленинграде,24 ноября 1966 года. Прах артиста покоится на Шуваловском кладбище рядом с могилой матери, прах которой любящий сын перевез из Таллина, сразу  же после реабилитации.

         До конца своих дней мои родные хранили  память о Н.К.Печковском.
Память об артисте вот уже более полувека  живет и согревает мое сердце.
  В настоящее время я готовлю к публикации выдержки из дневников  "печковисток", моей мамы Раисы Николаевны  Жильцовой и ее сестры Веры Николаевны.  Ознакомившись с  воспоминаниями которых,  читатель  узнает много нового о жизненном и творческом пути великого оперного артиста. В своих дневниках  сестры подробно рассказывают о  знакомстве  с Н.К.Печковским  в Ленинграде, о дружбе нашей семьи с  выдающимся оперным артистом в довоенное время, о том, как любимый артист гостил  у нас на подмосковной даче за 5 дней до  начала войны, и  о которых отозвался, как о счастливых днях своей жизни.
         Светлая ему память.

         


Рецензии
Здравствуйте, Анастасия! Прочитал ваш рассказ о Печковском, он был знаком с вашей семьёй. Конечно, он пел хорошо, также как и Пётр Лещенко. Но, вы же знаете, что и тот и другой пели и немцам, и гастролировали по оккупированным землям, получали от немцев гонорары. Потом, когда он опять оказался у нас, ему дали 10 лет, как любому, сотрудничавшему с немцами, но, как он сам говорил, что тюрьма его была похожа на ссылку, где он был вольным человеком, создавал музыкальные коллективы, выступал с концертами. Его, кажется, не лишили ордена Ленина и звания народного. После освобождения он вернулся к работе, хоть и не в столицы, получил с новой женой квартиру (первая из-за него была арестована и умерла в тюрьме или ссылке). Конечно, он как оперный певец, тенор, был выдающимся, а на его выступления ходил сам Сталин. Но вот , то что и он, и Пётр Лещенко, сотрудничали с немцами, этого я принять не могу.
Извините, Анастасия, может я что написал не так. Вы, конечно же, про него знаете больше, чем я. Я написал часть того, что знал. Когда вышел фильм про Петра Лещенко, лживый конечно, там во всём, якобы виновна ужасная советская власть. Но может быть, она и не была такая ужасная, если так мягко отнеслась к коллаборационистам, дав им по 10 лет, а затем Хрущёв выпустил их, включая бандеровцев и лесных братьев, признал их жертвами сталинизма и вернул все права, и возможность работать в госорганах Вот они и поработали, да так поработали, что нам пришлось отправить на войну своих сыновей.
Ещё раз извините, если что не так. Возможно, в вопросе с Николаем Печковским, я несколько ошибаюсь.
С уважением, Владимир. Всех Вам благ.

Владимир Иваниченко   20.04.2023 17:53     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Владимир! Я долгие годы занималась сбором, систематизацией, проверкой на подлинность публикуемых мною материалов о жизни и творчестве народного артиста Николая Печковского.
Очерк "Н.К.Печковский. Сердце матери" - это только малая часть из опубликованного мною материала о Печковском на страницах порталов Стихи и Проза.ру.

Для того, чтобы у Вас сложилась ясная картина трагической жизни этого великого артиста и патриота, (особенно в годы его вынужденного пребывания на оккупированной территории), рекомендую ознакомиться с моей работой
"МЕЖДУ СЛАВОЙ И ЗАБВЕНИЕМ. Три дня из жизни Николая Печковского".

И если после ВНИМАТЕЛЬНОГО И НЕПРЕДЪВЗЯТОГО прочтения у Вас возникнут ко мне вопросы, мы продолжим дискуссию.

О Хрущевской амнистии я писала в очерке "ТОЛЕРАНТНАЯ ЛОЖЬ" - вот там-то о настоящих коллаборационистах, предателях Родины, фашистах бандеровцах!

С глубоким уважением!


Анастасия Сергеевна Соколова   20.04.2023 23:45   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.