О клиентах

Отношения между людьми – вещь всегда не простая. В особенности, когда один из них заказчик, а другой исполнитель. И уж тем более, если речь идёт о дизайне.

Хочу сразу определиться с пониманием термина «заказчик». В качестве заказчика, в данном контексте, может рассматриваться всякое лицо, способное влиять на ход творческого процесса по созданию художественного образа объекта и проектной работы, регламентирующее режим и график работ, а также определяющее результат и размеры вознаграждения, на основании имеющихся у него объективных полномочий (уф-ф).  В нашем случае, это руководители вышестоящих подразделений, проектных групп, производственных участков, прямые клиенты и иже с ними. Я не буду сейчас задерживаться на внутрипроизводственных отношениях дизайнеров со своими коллегами, ибо это отдельная история. В дальнейшем речь пойдёт только о клиентах.

В основе отношений дизайнера и клиента лежит только соответствие профессионального уровня и совести первого вкупе с амбициями и материальной состоятельностью второго. Никаких посторонних шумов в этих отношениях быть не должно, во избежание нарушения их чистоты.

Посещая профессиональные блоги, форумы и прочие электронные ресурсы, мы часто наталкиваемся на всевозможные формы троллинга «незадачливых клиентов». Сатирические статьи, комиксы, демотиваторы способны убедить кого угодно, что злейший враг дизайнера и причина всех бед – это его заказчик. Кого угодно, но только не самого дизайнера. На самом деле, для дизайнера нет на свете существа роднее, чем его заказчик. А весь этот «весёлый троллинг» – посыл обществу в целом с процветающим в нём невежеством и безвкусицей. Проблема эстетического воспитания в России действительно существует, и обусловлена она скорее историческими причинами, нежели ментальностью наших соотечественников. Кстати, это касается и самих дизайнеров, в чём они даже сами себе способны признаться с великим трудом и лишь по приобретению изрядных седин. Но сейчас мы не о дизайнерах.

Я думаю, что большинство из моих коллег поддержит меня в том, что я скажу дальше. Лично для меня, мои заказчики – это не только источник моих сытных завтраков, вкусных обедов и обильных ужинов. Им, и только им я обязан своим профессиональным опытом и умениями. Причём, как всем вместе, так и каждому в отдельности. Именно им я обязан своей способностью ориентироваться в любой ситуации и оперативно принимать самые нестандартные, но всегда верные решения. Пожалуй, единственное, чем я не могу похвастаться, так это железными нервами. Но, друзья мои, постарайтесь представить себе, какие чувства может испытывать дизайнер, с двадцатилетним опытом, когда в четырех из пяти случаев, у него «в целом всё отлично», но на упаковке, что-то там плохо читается издалека или в логотипе что-то с чем-то не тем ассоциируется. Блин! У меня от бесконечной работы с монитором и графикой высокого разрешения уже и близко ничего не читается. У меня запах сырных чипсов ассоциируется с пятками, Toyota FunCargo – с ботинками «прощай молодость», её «тойотовский» логотип – с садовым шлангом, а садовый шланг – с микрокалькулятором. Почему с микрокалькулятором? Да чёрт его знает почему. Ассоциируется так.

Так получилось, что за длительное время моего пребывание в профессии все мои заказчики, как-то сами по себе, разделились на четыре основные группы:

А. Клиент-дизайнер.

Клиент-дизайнер всегда чётко знает, чего он хочет, и как именно это то, чего он хочет, должно выглядеть. Единственная его «небольшая проблемка» в том, что он не умеет рисовать и не владеет графическими редакторами, так что дизайнеру всего лишь надо сконвертировать его замысел в применимую форму.  Поскольку «работы никакой тут особо нет, и если б он умел, то сам управился бы за полчаса», то и размер гонорары предусматриваются соответствующие. 
Для дизайнера это лотерея. Иногда действительно, довольно быстро удаётся попасть в точку. Но чаще всего, удача пролетает мимо и, после изрядных мучений, выясняется, что то, чего хотел заказчик, на самом деле выглядит совсем не так, как он себе это представлял. Или того пуще, что дизайнер – никакой не дизайнер, а идиот и бездарность.
Соответственно, либо клиент переходит в одну из следующих групп, либо наступает расставание на века с проклятиями до четвёртого колена.

В. Клиент-фантазёр.

Клиент-фантазёр никогда не знает, чего он хочет и того, как в итоге должно будет выглядеть то, что ему нужно. Свои пожелания он формулирует при помощи огромного количества примеров, по своему разнообразию сравнимых лишь с миром насекомых. Если не принять мер сразу, то работа с таким заказчиком, в конце концов, может привести к рождению некой секты, состоящей только из двух человек (клиента и дизайнера). Ибо количество вариантов бесконечно будет стремиться к бесконечности и неизбежно потребует полного отречение от прочих сует мира...
Изначальное установление чёткой тарификации по каждому этапу и пункту путешествии по миру грёз, вполне может обеспечить новую встречу с заказчиком в другой группе.

С. Клиент-партнёр.

Клиент-партнёр – глубоко творческая и креативная личность, концептуально мыслящая и способная к конструктивному диалогу. Даже простое общение с таким заказчиком приносит невероятное удовольствие, не говоря уже о работе. Через короткое время, дизайнер начинает испытывать потрясающий творческий подъём. Он уже не тратит время на вытягивание необходимой информации, на попытки разгадать желания и замыслы – он получает всё на блюдечке с золотой каёмочкой. Остаётся только творить дни и ночи напролёт. В какой-то момент он начинает чувствовать, что они с клиентом, уже и не партнёры вовсе, а лучшие друзья. Да что там друзья? Семья! Адам и Ева...

Когда дизайнер приходит в себя, то обнаруживает, что остался наедине с пустым холодильником. И самое в этом странное, что, истратив кучу энергии, времени и не заработав при этом ни чего, он не испытывает даже тени досады или сожаления. 

D. Клиент-пациент.
Если у Вас сломался автомобиль, внезапно похудела собака или, не дай бог, что-то стряслось с Вашим любимым зубом, первое что Вы делаете – это кидаетесь в поиски того, кто реально сможет решить эту проблему, в приемлемом для Вас и Вашего кошелька виде.

Согласитесь, нечасто можно встретить в сервисе автолюбителя, хватающегося за ключи и отвёртки или в парикмахерской подстригающих себя людей. Ещё реже в стоматологических кабинетах пациенты отбирают у врачей бормашины и насверливают себе зубы. Зато картина, где за спиной дизайнера стоит некто и непрерывно тычет пальцем в монитор, вполне обыденное дело.  И никого, совершенно не смущает тот факт, что человеку, не посещавшему даже художественного кружка в детстве, доподлинно известно каким должен быть «настоящий зелёный цвет» и с каким именно красным он сочетается, а с каким нет. Чёрт побери! Не всякому нынешнему дизайнеру это известно...

В отличие от всех прочих, клиент-пациент всегда точно знает, чего он хочет. Он не суетится и ни о чём не беспокоится. Он всегда уверен в том, как это будет выглядеть и знает, что для этого нужно делать. Он не забивает себе голову лишними вещами. Ему некогда. Он не может позволить себе тратить попусту чужое время, ибо понимает, что для этого придётся потратить своё.  Он всерьёз занимается своим собственным бизнесом, и поэтому его бизнес всегда выглядит хорошо, так же как его автомобиль, собака, зубы, визитные карточки и всё прочее без исключения. Он профессионал и поэтому знает – чтоб что-то было сделано хорошо, то это что-то непременно должен делать профессионал.

Пожалуй, не стану мудрить с заключением. Остановлюсь на этом, пожелав всем профессиональных исполнителей и профессиональных заказчиков.


Рецензии