Солнечный чатхан Венок сонетов

                Данная публикация является частью масштабного Проекта
                КОРОНА КОРОН СОНЕТОВ, приуроченного к 800-летию Сонета и 300-летию Русского сонета.
                Любой автор портала Стихи.ру может принять участие в данном проекте.
                Руководитель проекта: Леонид Фокин (fokinn_@mail.ru)
                Подробнее здесь:
                http://stihi.ru/2021/04/17/6794


I

Астральный сон, восточный ветер, свет –
Колдуют пики гор который век.

В Саянах утром балуется эхо,
Беря с вершины радостный разбег
От вечной скуки или ради смеха.

Имеет память свойство забывать
Всё, что когда-то яростно болело,
Добавив седины в густую прядь,
Сквозя в улыбке горькой то и дело.

"Ты где живёшь?" – вагон вином пропах,
Под стук колёс – игра в слова и страны.
"Сибирь" – скажу, и вижу страх в глазах…
То души предков, ускользая странно,
Играют вечно струнами чатхана.


II

Играют вечно струнами чатхана
Младенцев сны в обителях Ума'й*
И волшебство клубящего тумана
На спящий дол наводит Ах-Худай*.

Рождаясь в мир, мы главного не помним:
Тасхы'лов* коды, говор птичьих стай,   
И где дожди спускают радуг сходни…   

Куда летят над степью три стрелы,
Три силы: песни, плача и хвалы?

Готовит жизнь нелёгкие уроки,
Мы ищем незаезженный сюжет,
Тревожим память, сокращая сроки…
Хотя весь путь вступления в завет
Для чабано'в седым хайджи воспет*.

______
* богиня Умай — по представлениям хакасов это «духовная» мать всех детей, живущих на земле, хранительница детских душ и покровительница беременных и рожениц.
* Ах-Худай – верховный Бог-Творец.
* Тасхылы – особые высокие горы, места силы.
* Чабан - пастух
* Хайджи - певец-сказитель, исполнитель на национальных музыкальных инструментах.


III

Для чабано'в седым хайджи воспет
тревожный аромат кедровой хвои.
Народная душа, теряя след
покоя, сумрачной волчицей воет.

Ту землю вольно или невзначай
бросали эпигоны и предтечи,
но вечен на горах курильский чай –
великий Борус* травами залечит
фатальность и саднящую печаль.

Кто здесь на этой горечи возрос
в лишениях, тот ищет постоянно
ответа на мучительный вопрос:

Меня какою силой держит странной
таёжный край в долинах Абакана?

___________
Борус - одна из самых высоких гор Западного Саяна, который находится поблизости от Саяно-Шушенской ГЭС, возле г. Саяногорска (2318 м. над уровнем моря)


IV

Таёжный край в долинах Абакана
ветрам открыт, но холоден и дик,
не принял ни злодея, ни тирана.

Кто с малых лет познал его язык,
тот вековые таинства постиг.

Курганы знают: по равнине отчей
спокойно не ходил ни царь, ни тать.
Мы привыкали жить средь одиночеств,
с тоской своей не в силах совладать.

Услышь в священном чреве поступь лет,
полёт коня, почувствуй пульс менги'ров*.
Такой как ты, на свете больше нет,
нетронутая грязью, совесть мира –
Хакасия, уставшая от бед.

_______
Менгир – «длинный камень», один из видов мегалитических построек – вертикально поставленные большие неотесанные продолговатые камни, разной величины, стоящие отдельно или составляя длинные аллеи или кольцевые ограждения.


V

Хакасия, уставшая от бед,
прекрасное лицо дикарки прячет.
Её душой, скорбящей от подачек,
отвергнут снисходительный сосед.

Я родилась в степи у вод Уйбата,
текущего привольно по весне.
Там горизонт в пылающем закате
колышется, загульного пьяней.

Дольме'ны* сторожат урочный час,
под ними дремлет злато Чингисхана,
заклятое от человечьих глаз.

Привольный дух нуждою не согнуть,
за деньги не купить, и в этом суть,
хранимая камланием шамана.

__________
Дольмены — древние погребальные и культовые сооружения, относящиеся к категории мегалитов (т.е. к сооружениям, сложенным из больших камней).


VI

Хранимая камланием шамана,
мелодия звучит в который раз,
из памяти выглядывая странно:

теплее у облупленной буржуйки,
большая перемена – первый вальс
под звуки радио из школьной рубки,
звонок как горе, возвращает в класс,
но всё ещё горят лицо и руки…

Уже далёкий путь мечтой зачат,
а рельсы упираются в закат.

Негромко отсчитает чёт и нечет
пичужка на промокшем шалаше
погаснет луч, уйдёт дождливый вечер,
оплакивая поезд на Тайшет.


VII

Оплакивая поезд на Тайшет,
дрожит осина бледными листами,
умытая, крадётся ночь уже…
Сейчас, уткнув улыбку в шею маме,
уснёт малыш в подвальном этаже.

А ты без мыслей об уютном доме
поднимешься на жертвенный курган,
с рождения не зная лучшей доли.

Убережёт от зверя древний стан,
и резвый вороной, костёр и ветер.
Отцом когда-то бубен в руки дан -
другого нет имущества на свете.

Ночной шаман без имени и сана,
о чём ты молишь небо неустанно?


VIII

О чём ты молишь небо неустанно,
душа моя, уставшая плести
венок стихов, как заговор прощанья?

Огульные законы не в чести' –
детей от их бунтарства не спасти.

Кого из наших приведёт стезя
однажды в златоглавые столицы?
Кому-то можно вовсе не молиться,
а нам о Боге забывать нельзя.
 
Влачится вдаль судьба полу-живая,
тревожит май, рисуя тёплый фон…
но каждый знает, где бы ни был он:
на Родине, печали согревая,
жарки цветут – оранжевый огонь.


IX

Жарки цветут – оранжевый огонь
и в за'морозки майские не гас.
По тракту роковому испокон
был слышен звон цепей… звучит сейчас.

Туман плывёт, на ветви капли нижет,
а девочка мечтает о Париже…

Откуда же в сибирском захолустье
такой предмет диковинный возник –
французский, нам несвойственный язык?
Учительницы взгляд смущён и грустен,
и к томику стихов склонённый лик…

Цветок среди страниц пожухло-синий,
прохладный вечер ей на грудь приник –
оберегает подступы к святыне.


X

Оберегает подступы к святыне
озябших душ (хоть плачь, хоть волком вой)
острог – там не злодеи, а больные

в труде спасаются… но от чего?
от леденящих мозг крамольных мыслей
и от петли, что меж тоской и высью
уже маячит с балки роковой.

Отводим взгляд от вышек лагерей,
а он становится ещё острей.

Пророки, кандалов не избегая,
разносят по Сибири тихий стон –
не снять, не оборвать, не выйти вон.
Сияет красота вокруг такая!
Любуйся, путник, но рукой не тронь.


XI

Любуйся, путник, но рукой не тронь:
гора Чалпан – лихой свободы трон.

Проснусь под звук собачьего веселья...
За кормом куры залетают в сени,
с молитвой баба Маня топит печь,
заводит тесто – завтра воскресенье.
Застыло в сад окно… но льётся речь

водицы из садового колодца –
она, ледовой радостью дыша,
приветливо здоровается с солнцем.

Я знаю: ветер на дворе пустынном
раздует у'гли, память вороша
(чтоб не затёрла горечи душа) –
уеду я, но в чувствах не остынут.

__________
Гора Чалпан (с тюркского - Утренняя Звезда, Венера) – хакасское мужское имя, которое носил легендарный шаман. Находится в черте города Абаза, где я живу в настоящее время. У нас её ещё называют "Гора самоубийц" за недобрую славу. И на самом деле она насчитывает множество жертв.


XII

Уеду я, но в чувствах не остынут
Следы утраты – мает дух пустынный.
 
И кровь росой не сохнет на траве,
ведь братская могила – между нами,
земля здесь удобряется телами,
как будто вечно на охоте зверь.

За труд на благо Родины радея,
о, перевоспитания идея,
в какой она рождалась голове?..
Не сосчитать потерю за потерей,
поступок за поступком, год за годом.
 
Мой дикий край, последний перегон,
во мне – твои трагические воды,
стрекозий шёпот, жаворонка звон.


XIII

Стрекозий шёпот, жаворонка звон –
С рожденья был родным, уютным фоном;
Рингтоном бы забрать на телефон,
В контакт с мужчиной умным и влюблённым.

Но скалы белый свет угрюмо за'стят,
А стены так заплаканно глазасты!

Печати несгибаемого рода
Стираясь, проявляются опять:
Упряма благородная порода…
Но что ещё толкает сочинять
Стихи, горчащие полынным мёдом?

Прости, земля, и я тебя простила,
Растает на губах тревоги яд,
Струящийся сквозь острый голод сини.


XIV

Струящийся сквозь острый голод сини,
Опять молчит бесчувственный вещун,
Расчерчивая мир в дожди косые…
Иную выбирая часть России,
Быть может, счастья лёгкого ищу?

Свежо туманами куря'тся горы,
Белесый пух роняют тополя,
Ызы'хов* об участии моля,
Не чувствую покоя и укора.

Пускай они нужды не утолят,
Но на берёзе ленты сотни лет
Трепещут без сомнения и спора.

Вяжу и я прощальный вам привет –
астральный сон, восточный ветер, свет.

________
* Ызы'хи – Духи гор, постоянные обитатели и хранители мест праздничных и бытовых жертвоприношений, отмеченные сверхъестественной силой, по верованиям хакасов.


МАГИСТРАЛ

Астральный сон, восточный ветер, свет
Играют вечно струнами чатхана.
Для чабано'в седым хайджи' воспет
Таёжный край в долинах Абакана.

Хакасия, уставшая от бед,
Хранимая камланием шамана,
Оплакивая поезд на Тайшет,
О чём ты молишь небо неустанно?

Жарки цветут – оранжевый огонь
Оберегает подступы к святыне.
Любуйся, путник, но рукой не тронь.

Уеду я, но в чувствах не остынут
Стрекозий шёпот, жаворонка звон,
Струящийся сквозь острый голод сини.


                ~ ~ * ~ ~


Рецензии
Здравствуй, Мария! Как красиво ты воспела свой родной край. Очень понравились все сонеты. Фотографии тоже удивительные.

Уезжаешь все-таки? Насовсем?

Уже Не Ассоль   06.02.2022 02:58     Заявить о нарушении
Уезжаю летом. Спасибо, Таня. Рада, что тебе понравилось.

Мария Абазинка   06.02.2022 06:11   Заявить о нарушении