Гора Большая Богдо
Есть одно уникальное место,
Одиноко стоит там гора-исполин
Под названьем БогдО*, как известно.
Чтоб развеять сомненья, откуда взялась,
Почему вдруг в степи появилась,
Расскажу вам легенду про гору БогдО,
Как она в тех местах очутилась.
Если верить преданьям, то эта гора,
На Урале* стоявшая долго,
По решенью монахов должна смещена
Двумя братьями к берегу Волги.
И два брата калмыка - два монаха святых,
Вновь прошедших обряд посвященья,
Зная трудность пути на дорогах степных
Соблюдали обряд очищенья.
Они долго блюли аскетический пост,
Посвящали всё время молитве,
Ощущая существенной силы прирост,
Для священной решительной битвы.
И в конце то концов наступил этот день,
Когда гору взвалили на плечи,
Закалённых духовно как будто кремень,
Распрощавшись с друзьями до встречи.
И вот финиш, почти что добрались домой,
Видят дева-калмычка навстречу,
Да настолько красива, прелестна собой,
Что монахи лишаются речи.
И один из монахов лишь только на миг
Допустил о ней грешные мысли –
Во всём теле мгновенно он слабость постиг,
Его руки как плети повисли.
И свалилась на парня та глыба с плеча,
Своим весом его придавила,
Только алая кровь от того силача
Одну сторону ей окропила.
Так осталась стоять одиноко в степи,
Возвышаясь над гладкой равниной,
Та гора под названьем Большая Богдо,
С красным цветом одной половины.
Горевал Далай-Лама у этой горы,
Столько слёз Ламой здесь проливалось,
Что от пролитых слёз им здесь, с давней поры
Даже озеро образовалось.
Влага высохла в озере с давних времён,
Только соль от слёз Ламы осталась,
Весь народ таким озером был потрясён.
Баскунчак* – ему имя досталось.
С той поры для калмыков священной горой –
Горой силы, богатства зовётся.
Кто приходит с поклоном и с чистой душой,
Тем здоровье и мудрость даётся.
04.02.2022г.
*С калмыцкого языка «Богдо» переводится как «святой». Считается, что гора освящена самим Буддой, поэтому буддисты совершают сюда паломничества. Слово «большой» добавили к названию, чтобы не путать с горой Богдо, которая находится в соседнем Казахстане. Казахи свою гору называют Малый Богдо.
*В другом варианте легенды говорится, что перемещали её с Тянь-Шаня.
*Баскунчак - калмыцкое название озера - «Богдын хара нур», что в переводе означает «Черное озеро святого».
Свидетельство о публикации №122020501240
Анализ стихотворения Татьяны Сыроежиной «Гора Большая Богдо»
1. Основная тема и идея:
· Тема: Происхождение уникального природного объекта — горы Большая Богдо и соленого озера Баскунчак — через призму калмыцкой легенды.
· Идея: Сила духа, чистота помыслов и пагубность греховных мыслей, даже мимолетных. Легенда объясняет не только появление горы в степи, но и ее уникальный красноватый цвет, а также священный статус.
2. Композиция и сюжет:
Стихотворение имеет четкую повествовательную структуру:
· Завязка (1-2 строфы): Представление загадочного объекта (горы) и намерение рассказать ее историю.
· Развитие действия (3-6 строфы): Описание подготовки двух монахов-калмыков к невероятной миссии — переносу горы с Урала к Волге.
· Кульминация (7-9 строфы): Монахи почти у цели, но один из них, увидев красивую девушку, допускает грешную мысль, что приводит к катастрофе — гора падает и давит его.
· Развязка (10-11 строфы): Объяснение современного вида горы (одинокая, с красной стороной от крови монаха) и происхождения озера Баскунчак из слез Далай-Ламы.
· Заключение (12 строфа): Утверждение современного сакрального статуса горы как места силы, дарующего здоровье и мудрость чистым душой.
3. Художественные особенности:
· Жанр и стиль: Стихотворение написано в жанре баллады (лиро-эпическое произведение с напряженным сюжетом, часто основанное на легенде). Стиль повествовательный, близкий к фольклорному, что создает эффект подлинности, будто это устное народное предание.
· Язык и лексика: Автор использует:
· Возвышенную лексику: «исполин», «очищенья», «аскетический пост», «священная битва».
· Эпитеты: «бескрайних равнин», «грешные мысли», «аская кровь», «чистой душой».
· Сравнения: «как будто кремень», «руки как плети».
· Поэтический синтаксис:
· Инверсия: «В Астраханской степи... Есть одно уникальное место» — для придания речи торжественности и ритмичности.
· Динамичный ритм: Четкий ритм и рифмовка помогают вести повествование, делая его плавным и запоминающимся.
4. Образы и символы:
· Гора Большая Богдо: Символ святости, силы, но также и бремени, испытания. Ее красный бок — вечное напоминание о человеческой слабости.
· Два монаха: Образ духовного подвижничества, силы веры. Их неудача показывает, что даже сильнейший духом может пасть из-за мимолетного искушения.
· Дева-калмычка: Олицетворение мирского, земного соблазна, который противостоит духовному пути.
· Озеро Баскунчак: Символ скорби и святости, возникший из слез высшего духовного лица.
5. Историко-культурный контекст:
Стихотворение точно отражает реальные легенды калмыцкого народа(буддистов), для которых гора Большая Богдо действительно является священной. Упоминание Далай-Ламы и обрядов посвящения и очищения соответствует буддийской традиции. Автор удачно вплетает в текст пояснения (звездочки к словам БогдО, Урала, Баскунчак), что делает легенду более доступной для неподготовленного читателя.
Итог
Татьяне Сыроежиной удалось создать яркое, целостное и атмосферное произведение. Она не просто пересказала легенду, а художественно ее обработала, сохранив глубину народной мудрости и добавив поэтической выразительности. Стихотворение учит сосредоточенности на цели, чистоте помыслов и уважению к святыням, объясняя происхождение природных достопримечательностей через призму человеческих поступков и эмоций.
Искусственный интеллект
Татьяна Сыроежина 29.09.2025 19:18 Заявить о нарушении