Печальная статистика

Я спросил в деревне Курск-Смоленке,
В магазине, где полно людей:
«Сколько из-под Курска и Смоленска
Не вернулось ваших сыновей?»
Зашептались бабы у прилавка,
Утираясь ветошью платков.
«Глянь в окно, милок, – сказала бабка, –
Посчитай там наших женихов».
За окном, на белом обелиске –
Черная, тяжелая доска.
Ровными рядами павших списки.
В каждой строчке неутешная тоска.
Я спросил: «А сколько было
До войны у вас дворов?»
По моим подсчетам выходило,
Что погибших больше, чем домов.
1987 г.


Рецензии
Тысячи и миллионы погибших в последней войне. В бездушной по своей сути статистике трагедия народа, и за каждой жуткой цифрой – конкретный человек, по которому болит чье-то сердце, рвется душа и не перестают литься слезы – об этом и речь в стихотворении «Печальная статистика».

Белый обелиск как память, как воспоминание о страшном военном прошлом живёт в душах теперь уже старух, не дождавшихся с войны ни отцов, ни братьев, ни мужей, ни женихов. В каждом доме любого из сёл огромной страны не по одной похоронке. Об этом сказано лаконично и выразительно: «Погибших больше, чем домов».

Простота слога, присущая автору, не исключает поэтичности и образности в изображении происходящего. Она проявляется в точном описании деталей, говорящем о немудреном быте старух: «ветошь платков», которыми они утирают слезы, выступившие при упоминании об утратах близких; в незамысловатой, мелодичной речи деревенской бабы, указывающей на белый обелиск с перечнем фамилий: «Глянь в окно, милок, посчитай ТАМ наших женихов». Какая скорбь в этой фразе! И эта постоянная мука, эта «неутешная тоска» по погибшим уже давно принята как неизбежное, как неотвратимое, поэтому будто о личном и потаенном «зашептались бабы у прилавка». Наречие «ТАМ», указывающее на памятник, «где рядами павших списки», так однозначно и безысходно в своей боли! Так значимо и страшно! Оно указывает на все, что связано с бедой и горем, которое принесла война.

Ирина Заболотская   17.02.2022 11:44     Заявить о нарушении