Высоцкий, Лермонтов, Байрон...

                "Врубите Высоцкого в полную силу
                Без всякого цоколя в небо России."
               
                Андрей Вознесенский

                "Поэты ходят пятками по лезвию ножа
                И ранят в кровь свои босые души."
               
                Владимир Высоцкий   

                "Укол звезды бездушной. Вот это метафора.
                Долго думал. Какую надо иметь душу,
                чтобы так написать! Это надо всё перечитывать.
                Спасибо, Светлана Водолей."

                Поэт Юрий Трусов

          

           Укол Звезды бездушной, а в результате — порвали Парус!
           "Каюсь, каюсь, каюсь..."
           А ведь это был Лермонтовский Парус, который до сих пор как Летучий Голландец то появляется, то снова исчезает в морской пучине. Там, за горизонтом, по Ту Сторону от нас, ему хорошо. Там нет ни холода, ни жары, ни страстей, ни борьбы... Ни добра, ни зла. Там только сама, Её Величество, Вечность! Опосредованно, это не только Парус Лермонтова, но и символ столь желанной Свободы, духоборчества, одиночества Творца, его неприкаянности и вечного поиска смысла жизни.

           Да, чиновника спросили. Не читали ли вы стихов этого поэта? Нет не читал,- ответил чиновник. Но знаю, что они плохие. Чиновника спросили. Чиновник ответил. Да неет... Ещё как читал! И слушал, и восхищался, только подпольно. Только в рукописях. Переписанных какой-то чужой рукой или может даже близкой рукой, ведь доносительство есть в крови любого народа. Правда, за это на Руси, ой как не уважали. Напротив, презирали всегда и везде. Но это в народе. А в чиновничьей среде? Конечно, знали. А кто не знал, тем указывали, чтобы узнали и как могли мешали всегда, везде и по любому поводу. А повода он и не давал. Он не был революционер как Эдуард Лимонов, который был из той же когорты гениев и мечтал о Новой революции, создав свою Национал-большевистскую партию 1 мая 1993 года, которую запретили, а потом на съезде "Другой России" объявил о её самороспуске, призвав к созданию массовой оппозиционной партии — 26 сентября 2020 года на съезде. Однако, ещё до того Председатель КГБ Ю.В. Андропов в декабре 1973 года назвал Лимонова «убеждённым антисоветчиком», и в 1974 году он эмигрировал из СССР, уехав в США. Ему тоже заткнули глотку! Для того, чтобы всем чиновничьим фронтом встать на защиту Страны, на которую никто не нападал, и которую, якобы обижали, не достаточно ценили такие духоборческие головы как Лимонов, Высоцкий, Лермонтов, Есенин и... смотрите дальше: Байрон!

           Давайте вспомним славянские корни некоторых великих, разбросанных по всему миру. "В XVII веке в Англии одна из представительниц женской линии ЛермОнтов вышла замуж за Вильяма Гордона, а в веке XVIII, точнее в 1785 г. на Екатерине Гордон женился барон Байрон — это были родители Джорджа Байрона!" Таким образом, Михаил Лермонтов — представитель российской ветви рода Лермонтов в седьмом или восьмом колене. И Лермонтов, конечно, знал о существовании Томаса Лермонта, но то, что он был в родстве, пусть и очень отдаленном, со своим кумиром Байроном, ему не было известно,- так гласит академическое "лермонтоведение...". На самом деле, он знал о родстве, что намеренно скрывалось. 
      
                "Нет, я не Байрон, я другой,
                Ещё неведомый избранник,
                Как он, гонимый миром странник,
                Но только с русскою душой.
                Я раньше начал, кончу ране,
                Мой ум немного совершит;
                В душе моей, как в океане,
                Надежд разбитых груз лежит.
                Кто может, океан угрюмый,
                Твои изведать тайны? Кто
                Толпе мои расскажет думы?
                Я — или Бог — или никто!"   
               
                1832 год

           Первая строка, "Нет, я не Байрон, я другой", многие годы являлась "яблоком раздора" среди исследователей, кроме упёртого академического, царского и советского. Именно ИДЕОЛОГИЧЕСКИЕ причины, во все времена для таких бунтарей по натуре, какими были Высоцкий, Лимнов, Лермонтов, Байрон, Есенин являются камнем преткновения. Это те, которым заведомо власти не дают свободно дышать, а, значит, и говорить.

           Конечно, сегодня всем известно творчество, жизнь, быт английского поэта Джорджа Гарольда Байрона. Игрока в карты, повесы, бабника, любителя выпить и поскандалить. Вот какие эпитеты в литературе применялись, говоря о нём: "сумасшедший, ужасный и опасный", но страшно талантливый, независимый, ведущий весёлый образ жизни. Он был КУМИРОМ молодёжи того времени как и Михаила Юрьевича Лермонтова. А теперь добавим, что и родственником. Его свободолюбие, свободомыслие, революционность жизни Байрона, а так же поведение без тормозов, сильно повлияли на "паруса" родственника Лермонтова. Характер, сила эмоций и вероломность Духа присущи и Высоцкому. Он был опасен самим своим Духом, где бы ни появлялся. Его энергетика, сбивающая с ног, побеждающая толпу с первых слов и звуков, увлекающая и завораживающая, тот самый магнетизм гения, который каким-то образом передался по наследству, генетически. Один характер. Один психотип. Резонируящая через века гениальная страсть и жажда свободы внешней этих личностей, имея уже априори свободу внутреннюю, которая так ярко и яро диссонирует с внешней, что только доказывает их духовное Родство.

           Разумеется, каждый из них был Свой и сам по себе. Скажем, в Высоцком не было стремления сделать революцию, как например у Эдуарда Лимонова, который тоже, кстати, принадлежит к этой же категории творцов. Замечательный поэт,  прозаик и эссеист, вдохновенный искатель Правды и Чистоты в этом грязном мире. Высоцкий, по свидетельствам тех, кто его знал, по натуре был тихим, скромным и даже незаметным человеком. Многие отличают эти качества До Того, как он брал гитару в руки. И ещё отмечают его глаза, неповторимо внимательный взгляд, необыкновенно глубокий, иногда жгучий, иногда отстранённый, что характерно для гениев. Им необходимо черпать Энергию, уходя в себя, в самым публичных местах, в толпе, в суматохе, в толчее, в суете. Ведь им так нЕкогда бывать на природе, которая только и даёт это освобождение от наносной и ненужной пыли суеты. Это я наблюдала с близкого расстояния у Мстислава Ростроповича, у Отара Иоселиани... и могу подтвердить ответственно.
         
           Поклонение Байрону в своё время, влекло за собой массу запретов в своём Отечестве. Ведь всего семь лет прошло, как в 1825 году состоялось «декабрьское» восстание. Свежо предание... Именно поэтому будущего гения Михаила Лермонтова попросту не пустили в Петербургский университет. Он покинул его из-за конфликта с профессурой, и поступил в Школу гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров в Петербурге, откуда в 1834 году и был выпущен в корнеты лейб-гвардии Гусарского полка. И то только по большому блату. В это заведение принимали только по ИДЕОЛОГИЧЕСКИМ соображениям.

           Отец Высоцкого искал свои древние корни именно в тех краях, где была древняя родовая книга Лермонтова. А Лермонтов, в свою очеред,ь разгадывал тайну своего родства в... родовых корнях Байрона.
           Сам Владимир Семёнович о всех тайнах, им разгаданных и Лермонтова, выразил следующим двустишием:

                «Я в тайну масок все-таки проник, -
                Уверен я, что мой анализ точен:..»

           В университете студенчество разделилось, поклонников Байрона было не мало, вплоть до открытого неповиновения. А кто застрельщик? Студент Лермонтов, который одним присутствием злил университетских противников Байрона.
«Ненавидимый политической и литературной реакцией, ужасавший даже Жуковского, творец «Чайльд-Гарольда» был «властителем дум» «оппозиции» 20-х годов». так же как и Высоцкий стал ВЛАСТИТЕЛЕМ ДУМ оппозиции 70-х годов прошлого века.

           Так случилось, что судьба Владимира Высоцкого стала судьбой творческих душ целого поколения СССР, да и не только творческих, а вообще почти всех, что и является Главным феноменом Высоцкого. Он стал Символом Свободы, гллотком чистого морского воздуха, но не в тюрьме народов из пятнадцати союзных государств, как думают сегодня некоторые гнилые либералы, подверженные массовому зомбираванию западных служб. По свидетельству тех, кто тогда был рядом с Высоцким, помогал ему, поддерживал, готовил борщи, никакой тюрьмы народов НЕ БЫЛО. Напротив, была Дружба Народов, узаконенная в Конституции СССР, и боже упаси, если кто-то что-то сказал нелицеприятное по поводу той или иной национальности. Конечно, националисты были всегда, былиони и в СССР, но это подвергалось наказанию и всеобщему осуждению. Они вынуждены были помалкивать, скрепя зубами. А Высоцкого любили все, даже те, кто ненавидел. И даже враги. От любви до ненависти всего один шаг. И его сделал каждый, кто хоть раз побывал на его концерте.

           Его невозможно было не любить. Цитаты из песен разносились по воздуху со Скоростью Света. Он звучал из каждой подворотни, а молодёжь, ходившая с магнитофоном в руках, наслаждалась его песнями во всю уличную громкость.ировали все:от школьников младших классов до партийный бонз. Этот хриплый надрывный голос завораживал и не оставлял равнодушным никого. Песни, в которых важны были слова и их смысл, восторгали и восхищали на уровне проповеди. Не каждому священнику так удавалось заворожить прихожан, как Высоцкому - своих слушателей. Ему верили, внимали и аплодировали. Безоговорочно и с полным доверием входили в его Образы и верили как самим себе. Это был голос Протеста, это была революция Слова и мысли. Эталон. Икона моды в песне под гитару. Слова часто рождались вместе с музыкой. Они пелись с самого Начала и до Конца. Смысл пробирал до костей своим Северным продувным ветром, доносящимся из шотландских широт, норманнов, кланов Гордонов, берущих своё начало у Лермонтовского Паруса. Беспокойство и одиночество, вот чувства, которые накрывали с головой, и заставляли стремиться к публичности, выходить на сцены залов, стадионов, уютных кухонь и театральных гримёрок. Он пел для всех и всегда. Всегда и для всех.

           Мы, как и чиновники, тоже не читали. Мы слушали. Ведь книг НЕ БЫЛО. Были песни и слова воспринимались под музыку самым естественным и животворным образом. Это была сама природа, сама Земля и все её жители со своими страстями, человеческими недостатками и нуждами. Он был Свой, и этим всё сказано.

           С начала 60-х прошедшего столетия поэты собирали стадионы! О чём сегодня можно только мечтать... Вознесенский, Евтушенко, Рождественский, Ахмадулина... "Шестидесятники — шестидесантники!"- как верно сказал Роберт. Наши дорогие и нетленные блюстители Духа и Чистоты помыслов. Конечно, и они заблуждались, деля мир на чёрное и белое, по своей молодости и слишком неумолимых и категоричных в своих суждениях. И разве не многое мы поменяли в своём отношении к их взглядам, на тот момент в чём-то правильных, а на сегодняшний день кажущихся
заблуждением, приведших к развалу страны. Излишнее доверие Западу кончилось крахом и развалом великой Страны, созданной Великой Октябрьской Социалистической революцией  во главе со Лениным и Сталиным. Агрессию, которую наша страна смогла успешно отразить в Великой Отечественной войне, является самым ярким ПРИМЕРОМ того, что Запад не наш союзник и друг, хоть на языке дипломатов это не так. Но это только на их толлерантном языке. На самом же деле, не только Победа в войне Сорок Первого — Сорок Четвёртого годов, я вляется доказательством ПРАВИЛЬНОГО курса Страны, когда за несколько лет была восстановлена разрушенная экономика, города и всё, что можно было разрушить безжалостным врагом. Если Народ, который смог это сделать, настолько доверял Партии Ленина и Сталина, то и дальше по инерции он продолжал верить, что партия ЗА НАРОД, а НЕ ПРОТИВ НЕГО. Увы. История доказала обратное. И теперь, во время полной растерянности и невозможных потерь во всех областях народного хозяйства и экономики, которые с 90-х годов пресловутой перестройки перестали быть НАРОДНЫМИ, и теперь все работают на хозяев... А откуда это, с позволения сказать, взялись у нас эти хозяева?! Не те ли это воры, разворовавшие великую Страну, покупая, например, корабль за 1 доллар?.. Да и мы бы наскребли уж как-нибудь этот ОДИН ДОЛЛАР, чтобы купить корабль с Алыми парусами. Только были ли у нас всех ТАКИЕ ВОЗМОЖНОСТИ?! И после Равенства и Братства, после Дружбы Народов, которая была настоящей, мы пришли к всеобщей агрессии Друг против Друга. Во глву угла поставили ДОЛЛАР. Хоть бы это Рубль был ещё... да куда там! Уже не по карману. Вот мы и пришли к Финишу с голым задом. А разве не ОБ ЭТОМ предупреждал нас в своих песнях Высоцкий, Шукшин, быков, Астафьев и многие-многие другие... 21 ноября 2021 года трагически ушла из жизни, покончив с собой в своем гараже в поселке Советский Писатель Подольского района Юлия Друнина, потому что не смогла смириться с распадом СССР. О войне она написала так:
               
                "Я только раз видала рукопашный,
                Раз наяву. И тысячу — во сне.
                Кто говорит, что на войне не страшно,
                Тот ничего не знает о войне."

           "Жрица чистого искусства", как она сама о себе сказала, писала только о любви, преимущественно неземной...  Замки, рыцари, прекрасные дамы вперемешку с ковбоями, лампасами, пампасами и кабацкими забулдыгами — коктейль из Блока, Майна Рида и Есенина". Но в её 16 лет началась война. Приписала себе год, окончила курсы медсестер и, оказавшись на фронте под Москвой, тут же попала в окружение.
Дальше были три года военных мытарств, два ранения и первое настоящее стихотворение, которое потом войдет во все антологии, цитату из которого я привела. Да, и об этом я хочу сказать. Песни о войне Высоцкого восхищали ветеранов, которые удивлялись правдивости переживаний, которые бард смог выразить в песне и стихах. И разве это не является доказательством ЛОЯЛЬНОСТИ по отношению к стране Высоцкого?! Безусловно, да.

           Поначалу Ю.Друнина поверила в перестройку и даже стала народным депутатом. В августе 1991 года стояла на баррикадах на стороне Ельцина, да кто там только не стоял по одну и по другую сторону! Но увлеченность новыми правилами игры быстро привела к разочарованию.
           В последней записке она все объяснила: «Почему ухожу? По-моему, оставаться в этом ужасном, передравшемся, созданном для дельцов с железными локтями мире, такому несовершенному существу, как я, можно только, имея личный тыл». Потом она выпила снотворное, вошла в гараж, села в машину и включила мотор.
Последнее стихотворение, которое она написала, заканчивалось словами:

                "Как летит под откос Россия,
                Не могу, не хочу смотреть!"

           Стихотворение посвящалось ее другу, нардепу Сергею Алексееву, возглавлявшему Комитет конституционного надзора СССР. Когда Ельцин подписал Беловежское соглашение, комитет заявил о юридической неправомерности документа. В ответ комитет был ликвидирован. И вы хотите сказать, что наш век не трагичен?!
Пишу об этом потому, что хочу объяснить и себе и всем, почему В.Высоцкий жил и пел на разрыв аорты. Значит, он всё понимал о то том, что было до и будет после.
В царской России за сказанное НЕ ТАК Слово сажали безжалостно. Настоящей Свободы Слова в России не было никогда. Напоминаю это тем, кто ностальгирует по царственным особам, крестя лоб, а скорее всего переживает о том, что было что-то у предков, хоть какое-нибудь неболльшое поместье в брянских или других лесах... Кому было что терять, те и ностальгируют, и приукрашивают, и жалеют, вероятно, что крепостное право отменили. Ведь что после этого началось! Освободившийся крестьянин захотел отомстить, а как вы думали?.. Целый век из их матерей, сестёр, братьев, бабушек, дедушек и пра-пра бабушек и дедушек пили кровь откормленные помещики и дворяне. И началось... Горели целые усадьбы, дворы и так далее. Убивали кровопйиц и мстили как могли бедные, ничего за душой не имеющие люди, двинувшиеся в города. А там, слившись с революционным пролетариатом, хотевшим того же самого: долой помещиков и дворян, под руководством товарища Ленина, Сталина и других, многих и многих уже образованных руководителей, совершили революцию. Началась другая эра с принципами Равноправия и Справедливости.

           Разумеется, никакого Равенства в природе быть не может. Но общая установка была правильной. Не может зарабатывать неграмотный лентяй столько же, сколько зарабатывает грамотный и трудолюбивый человек. Каждому по труду и каждому по потребностям. Великая страна. Великие и перекосы. Отсюда и ГУЛАГ, и дорвавшиеся до власти карьеристы, которых регулярно к ногтю призывал Сталин, прослушивая, прочёсывая, перемешивая и не доверяя никому, поскольку слишком хорошо знал человеческую натуру. И пытался исправить. И это у него во многом получилось. Не получилось главного: не успели создать Нового Человека, хотя всё к тому шло. Многие уже обладали не только личной ответственностью, но и общественной, что рангом на сто голов выше личной. И многое поэтому получалось и получилось. Всеобщая грамотность, образование, это то, к чему призывала Советская власть. Миллионы и миллионы честных коммунистов носили у сердца Партбилет. И это было искренне и честно. В искусстве это требование: быть искренним и честным занимает ОСОБОЕ место. Это качество присутствовало у всех наших героев-творцов, а у некоторых особенно. Таким и был Владимир Высоцкий. Прост и не прост. Велик и не велик ростом. Тих и скромен в обыденной жизни. Но страстен во всём, что касается творчества и любви.

           Всё-таки прекрасное время это было, наши Семидесятые годы...
           С самого начала века и потом, с 60-х, 70-х прошедшего столетия, была популярна сенсационная полемика в клубах, на творческих встречах, в литературных кружках. Любители литературы разных возрастов собирались около памятников писателям, читали классиков, свои произведения, и доказывали друг другу, кто был английский поэт Байрон? Разве НЕ РУССКИМ, если всегда русского разухабистого поведения, о чём этом до хрипоты спорил литературный народ. А эти турниры, Маяковского с Есениным?.. Когда зал решал, кто первый, а кто второй. И каждый хотел быть первым. Вспомним Игоря Северянина, победившего самого Маяковского на таком турнире. Они были молоды, отчаянны и храбры. Таким был и Высоцкий.

           Его популярности завидовали все, в том числе и особенно коллеги по творчеству. Его не пускали в Союз Писателей и не дали выпустить ни одной книги стихов, умышленно НЕ СЧИТАЯ его поэтом. Да, до его поэзии надо дорасти. Здесь мало эмоционально воспринимать и восхищаться. Прикоснуться к нему ой как не просто, чтобы не скатиться в банальность и обыденность, откуда как из предгорий до вершины далеко не один шаг, а очень и очень много. Есть и опасности, подстерегающие в глубинах, есть и такие, которые подстерегают на высотах. А есть и такие, от которых кружится голова и невозможно дышать, слишком разряжённый воздух на вершинах. К ним надо привыкнуть, чтобы отозвалось не только сердце и душа, но и весь мировой литературный опыт восприятия всколыхнул горы, да так, чтобы началось землетрясение. Чтобы исконные понятия, изувеченные подлыми СМИ,
снова очистились и встали на свои законные места.

           "То, что внизу, аналогично тому, что вверху.
    И то, что вверху, аналогично тому, что внизу,
            чтобы осуществить чудеса единой вещи (философского камня?).
            (единого мира)"*

Алхимическое Великое Делание заключается и в творческом созидании. Стихи, песня, картина, скульптура, архитекрутрное здание и все другие виды искусства есть Вещь, результат Делания, происходящее от Единого, так все вещи родились от этой единой сущности через приспособление (принятие). Приспосабливая Слово к музыке, а музыку к Слову, поочерёдно, "отделяя землю от огня, тонкое от грубого осторожно и с большим искусством", а иногда и вместе, они идут рука об руку, воссоединённые, "восходя от земли к небу и снова нисходя на землю, воспринимая силу как высших, так и низших областей мира.
                Таким образом ты приобретешь славу всего мира.
                Поэтому от тебя отойдёт всякая темнота."

            Ах! Каким он парнем был! Он был разным. Острый ум, сарказм, юмор,- всё было при нём...

                "Несло меня, как Тура Хейердала,
                Все про'пито, но дело не в деньгах,
                А дело в том, что нас сопровождала
                Красавица в блестящих сапогах!"

            1971 год. Двустишие последнего куплета песни Высоцкого «Лермонтов на маскараде».

                Высоцкий и Байрон.
               Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт!

                "С меня при слове «37» в момент слетает хмель.
                Вот и сейчас вдруг холодом подуло —
                Под этот год и Пушкин подгадал себе дуэль,
                И Маяковский лёг виском на дуло.

                Задержимся на цифре 37. Коварен Бог —
                Ребром вопрос поставил: или-или!
                На этом рубеже легли и Байрон, и Рембо,
                А нынешние как-то проскочили."


           Невозможно забыть, невозможно вырубить Звук и голос, даже выключив магнитофон! Он врос в нас, в каждую клеточку организма вплоть до тонких тел. Он не мог быть старым, он мог уйти только молодым, не растраченным до конца, не допев своей последней песни. Яркой кометой пролетев над Вселенной, горя и сгорая, но Свет его до сих пор светит, мало того, он разгорается всё ярче и ярче. "Планета Владимир Высоцкий"** существует, а, значит, его творческая жизнь продолжается, звучит, волнует и продолжает притягивать к себе всё больше и больше людей.

                "Жалею вас, приверженцы фатальных дат и цифр!
                Томитесь, как наложницы в гареме:
                Срок жизни увеличился — и может быть, концы
                Поэтов отодвинулись на время."***


                Вечная память Поэту — бунтарю!

28 января 2022 года

*Изумрудная скрижаль (лат. Tаbula smarаgdina) — важнейший памятник герметизма, получивший широкое распространение в латинском переводе. Согласно легенде, текст скрижали был оставлен Гермесом Трисмегистом на пластине из изумруда в египетском храме и обнаружен на могиле Гермеса Аполлонием Тианским, по другой версии — Александром Македонским.
Текст представляет собой чрезвычайно сжатую формулировку основных учений герметической философии, своего рода герметический «символ веры». По одной из распространённых версий толкования «Изумрудной скрижали», на ней записан рецепт алхимического Великого Делания, то есть рецепт получения философского камня.

**(2374) Владвысоцкий (лат. Vladvysotskij) — астероид главного пояса, который был открыт 22 августа 1974 года советским астрономом Людмилой Журавлёвой и назван в честь поэта и актёра Владимира Высоцкого

***Цитаты из стихотворения В.Высоцкого "Поэтам и прочим, но больше — поэтам".
 


Рецензии
Жизнь есть борьба, а в ней всё перемешено,
где спорит праведник с душою грешною,
что много раз меняются местами,
обманными тщеславием устами.

Как детки-малолетки в школе,
и здравый смысл, и разум свой неволя,
стремятся рваться в первые ряды,
противоречием доводят до беды.

Молчанье - золото, не даром говорят,
и правы и неправы все подряд
лишь потому, что подчиняясь одному,
найдут того, кому вменят вину.

Щедра природа и мудра,
дождём прольётся на детей, как из ведра.
не позволяя потеряться в трёх соснах,
напоминая, что в душе есть Божий страх,

который вдруг остепенит тщеславье,
чтоб по местам оно понятия расставило.
Чтоб споры нас не доводили до беды,
не надо рваться в первые ряды.

Гордыня - это вражья сила,
которая людей разъединила.

Нина Ивановна Серёгина   13.02.2022 01:41     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.