Древние часть 534

Древние часть 534

Всего в бассейне Онежского озера известно более 300 поселений (частично исследовано не более трети). Но к сожалению, Оленеостровский некрополь является единственным известным нам погребальным комплексом этой эпохи не только в Прионежье, но и на всей  Карелии.
«Территория онежской культуры, судя по распространению памятников, включала все побережья озера кроме южного с прилегающими участками местности. В целом она сравнительно невелика, в пределах 250;150 км, едина по природным данным. Осваивалась в полном объеме в течение короткого отрезка времени. Самые ранние из известных памятники выявлены на юго-западном и западном. Около середины VII тыс. до н.э. поселения появляются на других участках. Примерно с середины VI тыс. до н. э. начинается освоение внутренних водоемов». /16/.
Для онежской культуры характерны большие, площадью 2500-3000 м; поселения с отапливаемыми жилищами каркасно-столбовой конструкции. Одежда изготавливалась с помощи костяных игл, причём со времён Сунгири, т.е. за 20+ тысяч лет, её покрой практически не изменился - куртки с капюшоном, штаны и обувь. Охотились с помощью лука, стрел и ловили рыбу с помощью удочек оснащённых составными костяными крючками, сетей и костяных гарпунов.
Обосновано предположить, что одним из основных стимулов к мирному объединению двух различных родов в единое племя послужило то, что изначально у каждого из них была своя специализация, и они, органично дополняли друг друга.
• Роды гаплогруппы J пришли из лесных районов Волго-Окского междуречья и, обоснованно предположить, что это были прирождённые лесные жители и охотники.
• Роды гаплогруппы R1a1 пришли из равнинных граничащих с океаном районов Заполярья. Их специализацией была охота на живущих на открытых пространствах травоядных, рыбная ловля и морской промысел. И первоначально, они не очень комфортно себя чувствовали в густых и болотистых лесах Прионежья.
Для онежской культуры характерно размещение базовых поселков с жилищами на отделенных от континента неширокими проливами (1,5-6 км) островах площадью 2-5 кв. км /17/. Поселки располагались на расстоянии около 50 км друг от друга, причём вблизи каждого из них, на континентальных берегах размещались промысловые становища.
Как показывают археологические данные, уже 9-8 тыс.л.н. численность населения в Прионежье была весьма значительной. А жившие здесь племена имели, весьма продвинутые культовые традиции и высокий уровень жизни и дифференциация их общества была разноуровневой и многофакторной.
«При весьма вероятном наличии различного рода подразделений, сложной и многообразной системы связей, органа управления в лице одного или нескольких человек, оставившее могильник общество выглядит устроенным сложно и упорядоченно. Оно должно было быть достаточно крупным численно для того, чтобы появилась необходимость в такой системе, чтобы она могла оформиться и реализовать себя.
Очевидно, это могло произойти в условиях существования стабильной и хорошо сбалансированной хозяйственно-экономической структуры (или для создания таковой), способной обеспечить благоприятные условия жизни для всех членов с учетом их склонностей и способностей.
Высокий уровень развития и организации данного общества в известной степени подтверждает возрастной состав погребенных, их высокие физические данные,  обилие разнообразных и трудоемких по исполнению орудий труда и быта, большое число украшений и предметов искусства, а также комфортное и равноправное положение женщин. О последнем свидетельствует значительное число старых и возмужалых, тот же, что и у мужчин набор обрядовых вещей, захоронение равно им и вместе с «представителями власти».
Такое общество трудно отождествить с коллективом одной–двух локальных групп при максимальной численности каждой в 50-100 человек. Можно предположить, что оно включало все существовавшие по берегам Онежского водоема в период функционирования могильника. В пользу этого говорит установленная близость его инвентаря поселенческому из разных частей побережья.
В результате анализа погребального набора вещей можно предположить, что каждый член оставившего могильник общества снабжался тем предметом или группой их, которые в первую очередь отвечали его прижизненному положению, занятию, роли (значению), родству, свойству и т.д. по отдельности или вместе как в обществе в целом, так и в своей локальной группе, каком-то другом подразделении. Таким образом, погребальный инвентарь в первую очередь отражает внутренние структурные подразделения в обществе и связи между его членами. Возможно, существующее устройство предполагалось и в загробной жизни». /16/.
В период около 10 тыс.л.н. и даже несколько тысячелетий спустя практически Русская равнина представляла собой «гигантскую Венецию». Огромное число постледниковых озёр, обводнённых болот, рек и проток - давали огромное возможности этносам, освоившим водную стихию. Но, именно такими возможностями обладали роды R1a1. Напомним, что характерным для них образом жизни была жизнь даже не у воды, а на воде – множество базовых поселков на отделённых от континента неширокими проливами (1,5-6 км) островах. Но Онега отличается буйным нравом, и здесь наблюдаются постоянные волнения, а штормовые волны доходят до 3,5 м высоты. И вести такой образ жизни, могли только уверенные в своих возможностях, знакомые с водной стихией и умеющие создавать надёжные и вместительные лодки  люди.
Добавьте сюда знания и навыки охотников, которыми обладали роды культуры веретье. Здесь в полной мере сработал эффект синергии, когда объединившись они смогли сделать то, что было невозможно для каждого в отдельности.
Вместо заключения
А теперь, несколько слов о судьбе жителей Гипербореи. Самые поздние захоронения на Оленеостровском некрополе датируются периодом около 6,7 тыс.л.н. К этому моменту, онежская культура имела уже более чем 3-х тысячелетнюю историю. И за это время, жители Прионежья успели сделать очень много и, в том числе, освоить регионы, лежащие за тысячи километров от их северной прародины.
Не позднее 7+ тыс.л.н., начинается движение родов из Прионежья в сторону Балтийского моря, центральных областей Русской равнины и Центральной Европы.
o Около 8,4 тыс.л.н. на озёре Биржулис (70 км от Клайпеды) появляются островные стоянки Спигинас и Донкаинис, на которых живут роды носители гаплогрупп I2 (6,5 тыс.л.н.) и R1a1 (4,1 тыс.л.н.). Аналогичные поселения появляются и на балтийском побережье Швеции, Эстонии (R1a1, 4,5 тыс.л.н., стоянка Кунила, 15 км до Балтийского моря) и Латвии.
o Около 5,2+ тыс.л.н. появляются свайные поселения родов R1a1 в верховьях Западной Двины - Сертея и Усвяты (около 700 км от Онеги). С точки зрения транспортных коридоров эти поселения занимали стратегически важное место, так как контролировали водные пути из Западной Двины в озеро Ильмень и из Западной Двины в Днепр. Одновременно, расширение ареала шло и на Юго-восток в сторону Волго-Окского междуречья (традиционные регионы культуры веретье). Свайное поселение аналогичное найденным в Вернедвинье обнаружено и в районе г. Вологды в бассейне Верхней Сухоны.
o Около 4+ тыс.л.н. носители гаплоруппы R1a1 уже живут в Центральной и Северо-западной Европе: Германия около 4,7 тыс.л.н., Швеция и Дания около 4,7 тыс.л.н., Польша около 4,1 тыс.л.н.
Археологические находки в Сертее свидетельствуют, что экспедиции и деятельность по организации опорных пунктов – «факторий»,  не огранивались регионами Верхнедвинья и Вологодщины.
Межрегиональные связи Прионежских этносов, использующих воднотранспортную систему, сложившуюся на Русской равнине после ухода ледника простирались до Ближнего Востока, Балкан и Центральной Европы.
Об этом свидетельствуют многочисленные археологические находки /21/ в Верхнедвинье, подтверждающие связи с Балкано-Карпатским регионом (сосуды с плоскими днищами и поддонами, сосуды остродонные или с уплощенным дном и имитацией поддонов, глиняные сосуды - ковши с круглым дном и широкой ручкой, крепившейся к венчику). Этот тип посуды совершенно не характерен для лесной зоны Восточной Европы. Здесь найдены глиняные печати, аналогичные печатям раннеземледельческих цивилизаций Ближнего Востока.
Доказательством связей с Центральной Европой являются находки в Сертее кремневых кинжалов различных типов, причём их хронология полностью совпадает с хронологией аналогов найденных в Центральной Европе.
Однако мы пока говорим о родах R1a1, а какова судьба родов J (J2) Появление опорных пунктов родов R1a1 в верховьях Западной Двины, синхронно по времени (около 5 тыс.л.н.) с зарождением, так называемой, морской культуры Трои (западно-анатолийская культура). Жители морской Трои осуществляли торговую деятельность во всей Эгейской области, включая острова - Хиос, Лемнос и Лесбос. Несколько позже эта культура, в свою очередь, стала источником нескольких волн миграции земледельческих культур на Балканы, Киклады и Крит (минойская культура).
Причём, основание морской культуры Трои непосредственно связывают с появлением здесь носителей Y-ДНК гаплоруппы J2. Напомним, что древнейшие носители этой гаплоруппы жили на Кавказе (пещера Satsurblia, 10 км от Кутаиси) и в Прионежье. И если, связать с Кавказом волну переселенцев J2 возможно лишь чисто теоретически, то торговые связи Сертеи и западно-анатолийской культуры, даже не требуют никаких дополнительных умозаключений. Они однозначно подтверждаются убедительными археологическими находками в Верхнедвинье.
И здесь уместно вспомнить, многократно озвученную различными авторами легенду о Гиперборее – сказочном северном крае, где люди живут долго, беззаботно и мирно. Напомним, речь идёт о периоде от 7 до 5 тыс.л.н., когда на территории современной Греции, как писал Аполлоний Родосский в Аргонавтике:
«Да, лишь аркадяне, что, как поется, еще до Селены Жили в горах, желудями питаясь».
Теперь представьте, что сюда, на невиданных для местных жителей огромных лодках (возможно с парусной оснасткой) прибывают «заморские гости» - рассказывают о необъятном мире и диковинных  землях их родины. А на вопрос – «Где находится ваша родина?» не устраивают многочасовой урок по географии, а коротко отвечают «на севере» и, продолжают привычной нам с детства русской присказкой:
«За горами, за лесами, за широкими морями»
И они не лукавят, а достоверно и правдиво рассказывают о маршруте своего путешествия.
Для людей, перемещающихся по воде – водораздел это уже горы. Идти по течению и идти против течения – две большие разницы. Из Онеги до Ильменя приходится плыть против течения (в гору). Затем Ловать и волок до Усвят и ещё совсем немного в гору по Западной Двине до  Сертеи. Далее вниз по течению Днепра или Днепра – Десны - Дона (под гору) до моря, а там и до Балкан недалеко.
Маршрут от Онеги до Балкан, с командой слаженных гребцов, можно пройти за один сезон. От Онеги до Южных Балкан водным путём около 4 тыс. км (при дневном переходе в 40-50 км, около 3-х месяцев пути). А с обустройством около 5+ тыс.л.н. стационарных опорных пунктов в верховьях Западной Двины и Днепра задача ещё упрощается. Отсюда до Босфора (будущей Трои) менее 3 тыс. км (из них около 2 тысяч вниз по течению) и время в пути измеряется уже считанными неделями.
А построить ладьи способные перевозить 30-40 человек это уже вопрос техники.  И даже одного навигационного сезона и нескольких десятков ладей вполне достаточно для того, чтобы организовать одновременное переселение нескольких тысяч человек в регион Босфора. В свою очередь, обустройство укреплённых факторий (морская Троя) в ключевых точках Средиземноморья гарантировало не только надёжное прикрытие южного фланга стратегически значимого транспортного коридора, но и позволяло начать планомерное освоение и заселение  благоприятных для жизни регионов  Средиземноморья.
Список литературы
1. «Ancient gene flow from early modern humans into Eastern Neanderthals», 2016
2. «Наука в Сибири, Издание  Сибирского отделения Российской Академии Наук», 2011
3. «Палеолитический браслет из Денисовой пещеры» А.П. Деревянко, М.В. Шуньков, П.В. Волков.
4. «Арктическая родина в Ведах», Б.Г. Тилак, 1903 г.
5. «От Скифии до Индии. Древние арии: мифы и история», Г. М. Бонгард-Левин, Э. А. Грантовский, 1974.
6. «Пути становления верхнего палеолита Восточной Европы и Горного Алтая», М.В. Аникович, 2006
7. «Верхний палеолит Северной Евразии и Америки: памятники, культуры, традиции. Переход от среднего к верхнему палеолиту: как, когда и почему?», Ф. Олсворс-Джоунс, 2014
8. «Ландшафтная археология и заселение современными людьми Восточной Европы», Дж.Ф. Хоффекер, В.Т. Холлидей, 2014
9. «Еще раз про неандертальцев», Государственный археологический музей-заповедник Костёнки, http://kostenki-museum.ru/eshhe-raz-pro-neandertalcev
10. «Секреты древних косторезов Восточной Европы и Сибири: приемы обработки бивня мамонта и рога северного оленя в каменном веке», Хлопачев Г.А., Гиря Е.Ю.,  2010.
11. «Верхнепалеолитический человек: экологические и эволюционные аспекты исследования», , 2000
12. «О вариабельности граветтийского эпизода накануне последнего ледникового максимума: взгляд из Костёнок», С.Н. Лисицин
13. «Взаимодействие и хронология культур мезолита и неолита Восточной Европы», 2009
14. «Мезолит и неолит Карелии. Часть 1. Мезолит»,, Г.А. Панкрушев , 1978
15. «Население эпохи мезолита на севере Европы (проблемы адаптации)», А.П. Бужилова
16. «Оленеостровский могильник в системе мезолитических поселений Карелии», Филатова В.Ф., 2002
17. «Природная среда и ее изменения в голоцене (побережье севера и центра Онежского озера)», Девятова Э.И., 1986
18. «The Genetic History of Northern Europe», 2017
19. «The genetic history of Ice Age Europe», 2016
20. «Massive migration from the steppe is a source for Indo-European languages in Europe», 2015
21. «Археология озерных поселений IV—II тыс. до н. э.: хронология культур и природно-климатические ритмы», 2014.
22. «Оледенение Русского Севера и Северо-Востока в эпоху последнего великого похолодания», М.Г. Гросвальд, 2009.
 Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии