Древние часть 533

Древние часть 533


Для перигляциальной саванны был характерен интенсивный травостой, обеспеченный естественным компостированием фитомассы и подпиткой продуктами жизнедеятельности крупных травоядных. Все это вместе создавало своеобразную дерновую подушку - температурную изоляцию корневой системы растений от нижележащих вечномерзлых отложений и имело результатом феноменальное разнотравье — основу существования крупных плейстоценовых травоядных. Важная черта, делавшая Русскую равнину накануне ледникового максимума привлекательной средой обитания для человека и животных: в условиях прогрессировавшего похолодания климата существовали малоснежные зимы и умеренно теплые летние сезоны» /12/.
Почему же нам не известно ни одного поселения у восточных границ ледника в период 30-12 тыс.л.н. И это притом, что сегодня, в регионе Вологды уже найдены многочисленные стоянки культуры Веретье. Но все найденные стоянки имеют возраст не более 10 тыс.л.н. Как правило, стоянки находят у сохранившихся до наших дней русел постледниковых рек и на берегах, образовавшихся в момент таяния ледника озёр. То есть примерно там же, где и сегодня живут местные жители. Ключевое слово здесь – «постледниковых».
Стационарные поселения соплеменников жителей Сунгирь (от 30+ до 12 тыс.л.н.), так же располагались у ручьёв и озёр, но других, существовавших в период до и во время ледникового максимума. Где они располагались? Край ледника не неподвижный горный хребет. В период 30-12 тыс.л.н. он перемещался, и за ним перемещались зоны, благоприятные для обитания животных, а, следовательно, и людей зоны. Роды, населявшие этот регион, не были кочевниками, но обоснованно предположить, что вслед за изменением границы ледника, изменялись и места их стационарных поселений. Поэтому, ожидать найти здесь многометровые культурные слои малоперспективно.
Кроме того, мощные потоки вызванные таянием ледников размыли или сместили (спрямили) узкие русла ледниковых речушек и до неузнаваемости изменили ландшафт. К тому же, сейчас, здесь малонаселённые районы. На десятки и даже сотни километров между немногочисленными населёнными пунктами - тайга и болота. И сложно представить более сложные условия для работы археологов. Даже в океанских глубинах им работать проще и дешевле. Напомним, что культурный слой в Сунгирь был обнаружен на глубине 3,5 м от современного уровня поверхности земли и нет оснований  считать, что палеолитические стоянки 30-12 тысячелетней давности лежат на меньшей глубине. Скорее наоборот.
Кем были жители, создавшие эту уникальную культуру и кто их потомки? Найденные в Сунгирь (рис. 11) «солярные колёса», фигурка животного (лошадка?), жезл  - имеют прямые аналогии с символами (амулеты, образы в деревянной резьбе изб, прялках и вышивках) которые даже сегодня можно встретить в самых различных регионах Русской равнины. Но, передача и сохранение народных (ритуальных) традиций возможна только при условии непрерывности существования родов их носителей.
Анализ на мтДНК девочки и мальчика из парного захоронения показал, что они были братом и сестрой. Их мтДНК является дериватом  эталонной кембриджской последовательности HVR1, что указывает на то, что они имели митохондриальную гаплогруппу H или R. Но и сегодня, процент этих мтДНК гаплогрупп в ряде центральных областей России достигает 50%. Генетический анализ на Y-ДНК гаплогруппу останков с поселения Сунгирь не проводился.
Археологи относят Сунгирь к стрелецкой культуре, объединяя такие памятники, как: Костенки-12, Гарчи-1 (Верхнекамье) и Сунгирь. Но, в то же время, костяные артефакты Сунгирь уникальны и не имеют аналогов ни в Костёнках, ни в Гарчи, что говорит о длительном периоде изолированного развития культурных и технологических традиций сунгирцев. Такая изоляция возможна только в единственном случае.  Роды, использовавшие эту стоянку, должны были жить, где то значительно севернее, предположительно у восточной границы ледника.
Костёнки находятся всего в 500 км к югу от Сунгирь. И если бы, стационарные поселения сунгирцев располагались южнее стоянки, например, в районе Рязани, ни о какой многотысячелетней изоляции говорить было бы просто невозможно. Для палеолитического охотника 200-250 км – всего лишь 3-4 дня пути и, многократные взаимные пересечения культур были бы неизбежны.
Возвращаясь к Костёнкам, вспомним, что именно в период появления Сунгирь, около 32-30 тыс.л.н. из Костёнок, предположительно, происходит миграция родов носителей гаплогруппы IJK на запад (Чехия). Если предположение О.Н. Бадера, высказанное ещё в 1978 г., о том, что жителями Сунгирь были палеолитические охотники, пришедшие сюда  с юга, то именно Костёнки были прародиной Сунгирцев.
Но тогда, возможным (основным) кандидатом на гаплогруппу Сунгирцев является Y-ДНК гаплогруппа J (J2) или родительская к ней гаплогруппа IJK. И сегодня, носители гаплогруппы J2,  достаточно многочисленны в северо-западных регионах России:
• Красноборск (юго-восток Архангельской обл.) около - 5,5%.
• Вологодская  обл. около - 1,5%.
• Кашин (Тверская обл., 200 км северо-западнее Сунгирь) - 4,1%.
• Унжа (Владимирская обл., 100 км юго-восточнее Сунгирь) -3,8%.
а самые ранние датированные останки их носителей живших на севере России датируются периодом 10-9 тыс.л.н. (останки носителя гаплогруппы J жившего 8,8+ тыс.л.н. найдены в Оленеостровском некрополе).
4.3 Карелия
Как и в большинстве остальных случаев, некрополь на Южном Оленьем острове был открыт ещё в 1936 г совершенно случайно, при работах на известняковом карьере. Первоначально останки были датированы  временем на несколько тысяч лет меньше реальных (было заявлена датировка около 4 тыс.л.н.) и их антропологическая принадлежность была определена как «монголоидная». Но радиоуглеродные датировки показали, что самые ранние захоронения здесь были сделаны 9,9 тыс.л.н. (Л.Д. Сулержицкий, 1989 г.) и здесь находятся могилы представителей  Y-ДНК родов R1a1 /19/ и J, с датировкой около 7,5 тыс.л.н.
И хотя, наиболее древнее из найденных здесь погребений имеет возраст 9,9 тыс.л.н. назад, человек пришёл сюда ещё раньше.
Реконструкции изменений уровня Онежского озера показали, что ещё около 10 тыс.л.н. острова Южный Олений и Большой Клименецкий находились под водой и только образование реки Свирь около 9,5 тыс. л.н. /13/ привело к быстрому спуску приледникового озера и образованию островов. Таким образом, по чисто гидрологическим причинам, более ранних захоронений здесь и не могло быть. Заметим, что первое датированное захоронение практически синхронно (с допуском на ошибку в датах у палеогидрологов и генетиков) с «всплытием» Южного Оленьего острова из вод Онеги.
Но, сложно предположить, что сразу же по приходу в Карелию, переселенцы уселись в принесённые с собой лодки и устремились на крошечный остров обустраивать некрополь, а не начали освоение региона с обустройства охотничьих стоянок и рыбных промыслов.
Данные генетической экспертизы о разнородности (два рода R1a1 и J) захоронений на Южном Оленьем острове появились всего несколько лет назад,  Но, ещё 40 лет назад о разнородности происхождения населения Прионежья заговорил Г.А. Панкрушев /14/. По его мнению, онежская культура сформировалась в результате объединения двух культурных традиций:
• Более ранней (11+ тыс.л.н.) основанной выходцами с Северного Приуралья или Зауралья (от себя добавим – роды R1a1 пришедшие из Зауралья).
• Более поздней (9+ тыс.л.н.) основанной выходцами и с кругом культур Волго-Окского междуречья (от себя добавим – роды J).
Предположительно, роды гаплогруппы J (J2) принадлежали к культуре веретье, так как анализ материалов онежской культуры показывает наличие существенных черт сходства с комплексами веретинской культуры
«Ареал онежской культуры располагается в северо-западном направлении от территории культуры веретье, примерно на 200 км дальше. С.В. Ошибкина [2006], анализируя особенности вещевых комплексов разных культур и результаты антропологических исследований предполагает, что население культуры веретье продвигалось в конце бореала в сторону Онежского озера. Это продвижение нашло отражение не только в сходстве некоторых вещевых комплексов, но и в морфологических особенностях краниологического комплекса т.н. северных европеоидов из выборки Южный Олений остров, черепа из Песчаницы, индивидов из серии Попово. Заметим, эта же тенденция подтверждается и результатами археологического и краниологического исследования индивидов из Минино на Кубенозере [Вологодщина, наиболее раннее захоронение M-I, погр. 19 (скел. 3) около 9,4 тыс.л.н.]» /15/.
Сложно сказать, насколько мирными были первые контакты разных по происхождению и традициям родов, но уже 9-8 тыс.л.н. в Заонежье, они не просто жили рядом на крошечном острове, но и имели общую культуру и верования. Об этом однозначно свидетельствуют синхронные по времени захоронения в едином некрополе. Но при этом, это были два отдельных рода. Так как, хотя захоронения и совершались на едином некрополе и по единому обряду, могильник был условно разделён две части - северную и южную, что предположительно отражает продолжавшее существовать деление племени.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии