Тринадцатое марта, карта, вечер

.



Тринадцатое марта, карта, вечер.
Под слоем льда глазастые пруды.
Хочу поймать я звук
Ночной воды
В себя вернувшись,
Ждать с рассветом встречи.
Нет веры дням, мне в них заняться нечем.
Все те же злые сны,
все та же ночь.
Пока считаю звезды
Гаснут свечи.
Я буду снова в ступе тьму толочь.
Мне близок грохот первого трамвая,
Лопаты скрежет, дворник – дирижёр,
Оркестр сугробов, тех, что долго тают,
Храня черты гиперборейских гор,
Моя душа, уставшая от тайны
Своих начал… что ей весны простор?..






.


Рецензии
Очень хорошо! Чувствуется внутренняя музыка и полёт в тишине ночи, нарушаемой то грохотом первого трамвая, то скрежетом лопаты, монотонно дирижирующего дворника. Спасибо Вам: это запомнится и обогатит. Есть небольшая "кучечка" замечаний. "Тринадцатое марта, карта, вечер" - что это за карта? Она не видится, не чувствуется и не понимается. Её бы можно заменить на др. слово, вводящее в тему, в настроение. После "Ночной воды" должен быть знак. Какой - зависит от Вашей интерпретации. "Нет веры дням, мне в них заняться нечем." Разделено запятой и значит это не "факт и его обоснование",(было бы двоеточие), а перечисление. Но далее следует "Всё те же злые сны, всё та же ночь" и возникает непонимание: что это и о чём это? Но чувствуется что-то отрицательное, гнетущее автора и не нравящееся ему. Он находится в состоянии внутреннего напряжения: "нет веры дням", "всё те же злые сны". И вдруг появляется "Пока считаю звёзды" ... И возникает некоторое недоумение: звёзды-то считают обычно, находясь в радужном состоянии души, но никак не в гнетущем. Тем более, что оно, это радужное не заставляет себя долго ждать и выплывает лирическим восприятием окружающего мира: "Мне близок грохот первого трамвая ..." и т.д. И ещё. Вот это не совсем понятное место "Нет веры дням, мне в них заняться нечем. Всё те же злые сны, всё та же ночь." несовместимость, противоречивость, неодинаковость и смыслов и эмоционального содержания. А давайте вот так: Нет веры дням: мне ночи - как предтечи! Полна их нежных струй и эта ночь ( или Полна своих "вот-вот" и эта ночь). тем более, что далее следует "Пока считаю звёзды ..." Получается логично и правдоподобно, и понятно. К тому же, потом в конце мы имеем это чУдное: "Моя душа, уставшая от тайны Своих начал ..." Эти начала души, которые Вам так близки, и есть те самые ночные предтечи. Ну, кажется всё: разобрались. Теперь и моя душа спокойна, что не осталась равнодушной и отозвалась на Вашу. Всего Вам доброго от людей и от Бога!

Николай Коныгин   28.01.2022 08:50     Заявить о нарушении
Забыл, но вспомнил, слава Богу! Ваше описание дворника подняло в моей памяти стихотворение, которое я прочитал в раннем-раннем детстве в отрывном календаре и запомнил на всю жизнь. Оно очень часто помогало мне в жизни не сломаться и выстоять перед всяко-разными невзгодами. Автора я тогда не запомнил, к сожалению. Сейчас может быть возможно найти его на просторах Интернета. Вот оно:
"Когда тоска за глотку схватит,
Для лучшей песни слов не хватит,
А ночью - дворник заскребёт
Своею чёрною лопатой
По дну бессонницы проклятой -
Страданьями не упивайся,
Не расслабляйся, не сдавайся!
Окно морозное открой,
Чтоб хлынул воздух ледяной,
Чтоб в душу свежести нагнало!
И - с головой под одеяло,
Под одеяло, с головой,
Как в детство, в запах сеновала -
В сон беспробудный, сон глухой!

Не горькой водкою и дымом,
А чистым холодом лечись!
Назло беде своей, проснись
Весёлым и непобедимым!"

Именно исходя из этого стихотворения, курил я в жизни всего два дня, а на третий сказал: "Не, пацаны, курите сами эту гадость, а я лучше буду дышать чистым воздухом". И не закурил никогда и ни при каких обстоятельствах, которых было у меня: ой, мама моя дорогая, сколько. И водку пил только в исключительных случаях и не более положенного количества по общепринятым обычаям. Это не какое-то моё геройство, а доказательство влияния поэзии. Помните Маяковский написал: "Вино и поэзия! И если его, хоть раз, как следует, испили рты - Его не заменят ... ни какие спирты". Пафосно, конечно, но ведь правда! Всего Вам доброго от людей и от Бога!

Николай Коныгин   28.01.2022 09:20   Заявить о нарушении
Пропустил тире: "Вино - и поэзия!"

Николай Коныгин   28.01.2022 09:23   Заявить о нарушении
- "Тринадцатое марта, карта, вечер" / 13 марта 2022 года приходится на воскресение и далее 13 карта таро имеет три ключевых смысла: чему- либо старому, приходит конец /Любое качественное изменение, в любую сторону / Переход в новое состояние чего- либо – марта/карта рифмующиеся слова связывают два метафорических смысла, предлагая читателю большую вариативность в смыслах.
- по знакам препинания у меня нет решения, я злоупотребляю а) формулой "казнить нельзя помиловать", в таких выражениях важна сама задача, в зависимости от читательского решения и ставится знак б) внутри-текстовые крипты, имеющие свою структуру(знаки) часто не соответствующие линейному прочтению тексту. (это разговор не на один раз)
----------
В этой ветке рецензий, лично мне, интересней проанализировать два события:
1. Ваш структурный разбор стихотворения
2. И то, что Вы поделились своим воспоминанием о стихотворении Когда тоска за глотку схватит... известное стихотворение Игоря Шкляревского

Начну вот с чего: данная моя страница (как и многие другие) экспериментальная. Сейчас на нее вернулся т.к. мне важно понять стихотворный Складень, как и чем он живет и далее по списку.
То, что Вы попытались проанализировать – сонетоид (14-ть строк), + модуляция в жанр (японской поэзии хайкай) с трансформацией в мини-верлибр
Крипта-хайку – все та же ночь / пока считаю звезды / гаснут свечи (это законченное мини произведение или капсульный текст внутри материнского) и крипта-верлибр – хочу поймать я звук ночной воды / в себя вернувшись при этом кажждая крипта может быть расширена до четверостишия.
.
Тринадцатое марта, карта, вечер.
Под слоем льда глазастые пруды.
Хочу поймать я звук
Ночной воды
В себя вернувшись…
.
или
.
Нет веры дням, мне в них заняться нечем.
Все те же злые сны,
все та же ночь.
Пока считаю звезды
Гаснут свечи.
.
Т.е. четверостишия с усеченной четвертой строкой. После того как эти фрагменты складываются (в результате) у меня получается сонетоид со своими уникальными признаками, легко воспринимаемыми как формально задание.
.
-----
Классический русский сонет это 5-ти стопный ямб с чередованием мужской и женской рифмы… Можно ли обращаясь к старинной, самой популярной/распространенной в мире твердой форме не быть вторичным?... не утонуть в штампах и т.д. Можно ли употребляя штампы использовать их во благо, создавая для читающего комфортную среду прочтения, связывающего его с сонетами Шекспира или…
.
В результате Вам пришло на память, и Вы решили поделиться –
.
Когда тоска за глотку схватит, (1-А)
Для лучшей песни слов не хватит, (2-А)
А ночью – дворник заскребёт (3-b)
Своею чёрною лопатой (4-A)
По дну бессонницы проклятой – (5-A)
Страданьями не упивайся, - (6-C)
Не расслабляйся, не сдавайся! (7-C)
Окно морозное открой, (8-d)
Чтоб хлынул воздух ледяной, (9-d)
Чтоб в душу свежести нагнало! (10-E)
И – с головой под одеяло, (11-E)
Под одеяло, с головой, (12-d)
Как в детство, в запах сеновала – (13-E)
В сон беспробудный, сон глухой!.. (14-d)
.
.
Теперь перевожу разговор в практическую плоскость:
– Вам в детстве была дана удивительная творческая подсказка (путь), которую Вы хранили, но даже не подумали ей воспользоваться
– Это стихотворение(фрагмент) со своей особой строфикой (ритмическим рисунком) в 14 строк, попробуйте форму сделать частью содержание стихотворение и написать аналогичное по форме, но отражающее вашу авторскую индивидуальность
– 3 апреля 2022 года Русскому сонету исполняется 290 лет, Пушкин создал Онегинскую строфу (сонетоид) – а вот кто сказал, что у Вас нет такой возможности? Попробуйте создать короткий цикл таких текстов (узаконьте эту форму употреблением)…
– Отдавая долг памяти Шкляровскому, назовите его предтечей, но как Адам дайте название этой форме (например) по месту где Вы живете (по ощущениям где-то Урал/Восточная Сибирь)… по региону… И у Вас и ваших собратьев по перу появляется шанс остаться в истории культуры не бунтарями а авторами сохраняющими и развивающими традиции/культуру.
.
----------------
Много езжу, общаюсь, удивляюсь – сколько ж в мире слепоты и сколько нужно песка и слюны для брений… ) плюновений
.
Я Вам готов (при вашем творческом желании) помочь эту форму развить

Грай-Ди   28.01.2022 10:56   Заявить о нарушении
Боже, Вы меня просто ошарашиваете широтой и глубиной своего запаса знаний и умением ими пользоваться! Но ... Мне, обычному самоучке, живущему в забытом Богом селе в Украине на линии разграничения с ДНР и уже восемь лет не знающему ни физического, ни душевного покоя от этих бесконечных, мерзких по своей сути, начисто уничтожающих всякое желание жить, в силу абсолютной невозможности какой бы то ни было перспективы, мне, каждый божий день чистящему навоз и доящему свою любимую Ласточку, Вы предлагаете быть начинателем и продолжателем чего-то, что я сейчас, после первого прочтения Вашего диалога со мной, не могу даже вообразить, не то, что воочию представить!... Ну - спасибо! Обрадовали Вы меня и ... осчастливили. Даже сами того не зная: как. А главное: вовремя! Я тут сижу себе и, от безделья, не знаю, чем бы мне заняться в ближайшее время? Нет: я не возражаю и искренне Вам благодарен, так сказать за доверие и за помощь! Но я ведь не литературный деятель, я просто записываю стихи, когда Всевышний мне их посылает и они из меня сами вылезают наружу, помимо моей воли в любое время суток: ночью ли, днём ли, сплю я или дою коровку. ( Я ныряю коровке руками под пах И дою её быстро, но нежно. Я с коровкой сроднился, коровкой пропах И в коровку влюбился, конечно!) В любом случае: огромное Вам спасибо! Давайте я приду в себя, ещё несколько раз перечитаю Ваше откровение, а потом мы возвратимся к этому разговору. Я думаю, что Вы не будете возражать против такого моего предложения. Всего Вам доброго от людей и от Бога!

Николай Коныгин   28.01.2022 16:44   Заявить о нарушении
Пропустил "разрывов мин и снарядов и автоматно-пулемётных очередей" после "какой бы то ни было перспективы". Виноват: переволновался.

Николай Коныгин   28.01.2022 16:58   Заявить о нарушении