Как я попробовал алкоголь

 Мне было девять лет, и мама отправила меня на лето на Украину, к бабушке. В село Гончаровка, Сватовского района, Ворошиловградской (ныне Луганской)области.

Чудное место! Край географии. На улице, где жила моя бабушка заканчивалась цивилизация во всех ее проявлениях. Это была деревня Поповка, которая не обозначалась юридически нигде, но при упоминании данного названия все понимали, что это самый дальний край Гончаровки, где заканчиваются электрические провода. То есть стоит последний столб. Дома на этой улице, все до одного, мазанки. Это такие маленькие беленькие домики с крошечным окном и крышей из камыша. Вы могли такие видеть в фильме "Вечера на хуторе близ Диканьки"


В каждом дворе стоит два маленьких домика - кухня и хата отдельно. Причем в кухне пол земляной. На всю улицу два колодца с питьевой водой. Туалет, естественно на улице, эдакий скворечник с выкопанной в земле ямой. Еду готовили на керосиновой горелке. Из цивилизации было радио, телевидение с двумя каналами, Первый центральный на русском языке и второй из Киева, где были передачи на обоих языках.

На всю деревню было два магнитофона, причем оба - кассетники "Десна", один из них у Лехи Финогена, друга моего брата Сереги, к которому я приехал. Серега закончил седьмой класс, а Ленька восьмой, это был крупный белобрысый детина, типа Шуры Балаганова, который выглядел гораздо старше своих лет.


Бабушка была на пенсии, а тетя Валя работала в психушке, которая находилась на горе. Я естественно проводил время с деревенскими детьми. Рыбалка, купание в местной речке, вылазки в сад деда Андрея за жерделями(абрикосами).

Вечером посиделки у костра под горой с печеной картошкой и рассказами про ведьм . А Шабай ( кличка моего брата ) с Финогеном прогуливались по деревне с магнитофоном, который Леха держал на согнутой в локте руке перед собой. Из магнитофона, как кот Баюн, романтично мурлыкал Джо Дассэн, очаровывая местных дивчин.


Забыл сказать что на обеих улицах Поповки дома располагались с левой стороны от дороги если двигаться из центра села. А справа находился довольно высокий холм, c крутым подъемом. Все местные называли его горой.

И вот в один из дней Леха поехал в Сватово, подавать документы в училище на механизатора. Я весь день провел с Серегой. Мы ходили на речку, где брат, на мелководье, нырял под воду и доставал раков из нор. На обратном пути брат поймал и убил гадюку и тащил ее с собой. Я, c восторгом глядя на брата, спросил , зачем ему мертвая змея, на что получил ответ; "Ты шО? РимЭнь зроблЮ!"

На подходе к деревне мы встретили Финогена, который радостно крикнул: "ПрЫнялы! ПишлЫ обмЫем!",-И тряхнул пиджаком, который нес в руке. Пиджак призывно звякнул бутылка об бутылку. Серега озадаченно посмотрел на меня,- "Ладно, малой, пишлЫ з намы, тИлькы ни кОму!" ,- и показал мне кулак. У меня радостно застучало сердце, мне доверяют!

Лехин дом находился прямо на берегу речки, метров от силы десять, в самом конце улицы. Возле этого дома и стоял последний столб с электрическими проводами .Вокруг дома был, как и у всех в этой деревне, забор, плетеный из ивовых прутьев, на котором сушились глиняные горшки, чугунки и стеклянный стакан. Ветки спелой черешни тяжело свисали над самым забором. У Финогена был самый лучший вишневый сад в деревне. Леха снял стакан с забора, дунул в него, выдувая пыль и сказал: "ЗахОдьтэ, у мЭнэ никОго!"

Мы прошли в сад, в углу которого, прямо на улице, стояла сложенная из кирпичей и побеленная печка. Рядом стоял сколоченный из досок столик, обтянутый разноцветной клеенкой...

Через час, когда они выпили первую бутылку и съели сваренных раков, не забыв покормить меня, Леха включил магнитофон и они с Серегой, лихо пуская кольца табачного дыма от "Примы" стали планировать вечерний поход в центр на танцы.



" МалОй, а ну йдЫ сюдЫ!" ,-позвал Ленька меня. Я оторвался от игры со щенком, который отчаянно нападал на меня и подошел. "На, покуштУй, тИлькы трОхы!",- и плеснул на дно стакана вина. Я сделал маленький глоток. Пряно-сладкий аромат обжег мне горло и я закашлялся. "Ах ты, писюн малЫй!" ,- засмеялись парни, - "Шо , гАрно ? "

Еще через час, когда допили вино, закусывая черешней, стали убирать за собой. Серега вылил капли оставшегося вина в жестяную пробку и поставил рядом со щенком. Тот жадно вылакал и получил еще одну порцию.

Гадюка, которую бросили на солнце, завонялась и ее, взяв за хвост и размахнувшись, Леха сильно швырнул в сторону реки. Туда же, как противотанковые гранаты, были закинуты пустые бутылки.

"Ну шо, пишлЫ до дОм !",-сказал Серега. Я встал, и понял, что ноги меня не слушаются. Я сделал несколько шагов и чуть не упал. Щенок с радостным лаем, тоже заваливаясь набок, кинулся ко мне. "Пиз**ц !",- выругался Серега и взял меня за шиворот.


По деревне меня вели, держа за руки с двух сторон. Щенок, c пьяным лаем лез под ноги и его периодически, по очереди, отталкивали в сторону от траектории нашего пути. Я не мог понять, почему дорога вдруг стала извилистой и неровной, на ней появились какие-то кочки, об которые я спотыкался, пытаясь перешагнуть, а гора раскачивалась.

"Шо, партызана впиймАлы? ", - дед Ступак смотрел на нас хитро щурясь. "Вы йогО дэсь сховАйтэ, пОкы в сЭбэ нэ прЫйдэ! Або вас бабкы расстрэлЯють!",- посоветовал он.

Меня дотащили во двор, благо бабушка была на огороде. Сразу за плетнем в сторону огорода стояла огромная яблоня, под которой в сите просушивался чеснок. Меня заставили съесть зубок и уложили под яблоню, приказав лежать в засаде как можно дольше, пока меня не найдут. Серега быстренько переоделся и диверсионная группа двинулась на танцы.

Меня разбудил крик тети Вали, пришедшей с работы: "Игорек, дэ ты е? ПидЫ воды натягАй, мыться бУдэм!" Я вылез из под яблони взял ведро и пошел к колодцу за водой. Был вечер пятницы, а по пятницам все мылись в оцинкованной ванне. Меня обычно мыли первым. Тетка нагрела воды, налила в ванну и приказав мне раздеться, усадила меня в ванну.


В ванной, от горячей воды меня развезло. Тетка стала меня намыливать и попросила встать. Я с трудом поднялся и тут же, поскользнувшись, упал. "Нэ балуйся !",- сказала тетка и придерживая меня помогла встать. Я опять упал." Та чи ты пьяный? А ну дыхнЫ!" Я с шумом вдохнул в себя воздух. "Ах ты сатана мала! Ма, та вин пьяный!", - сказала тетя Валя, обращаясь к бабушке.

"А ну, кажи, дэ напывся? ",- пытали меня женщины. Я геройски молчал, ехидно улыбаясь. "Ну я тобИ зАраз!.." ,- угрожающе пообещала бабушка и выскочила на улицу. Вернулась с ивовыми прутьями, которые она выдернула из плетня.


"А ну кажЫ, с кым пыв?", -бабушка стеганула меня прутом. Я совершенно не почувствовал боли и презрительно хмыкнул. Меня ударили еще раз, сильнее. Не больно! Мне стало смешно и я засмеялся. Тетка схватила другой прут и начала стегать меня с силой. Мне совершенно не больно! Я начал хохотать в голос, чувствуя себя Мальчишом-Кибальчишом , который не выдает боевых товарищей.


Меня ударили еще несколько раз, смех перешел в истерику." Я ничего не скажу!", - кричал я, захлебываясь иcтерическим смехом. "Та чи ты сказЫвся?",- прошептала тетя Валя, с испугом глядя меня. Меня трясло от смеха, к которому добавилась икота.

Тетя Валя медленно опустилась на пол и горько заплакала. И тут мне ее стало невыносимо жалко. Волна нежности и любви захлестнула меня. Я вылез из ванны, обнял ее и заплакал вместе с ней. Мне стало ужасно стыдно, что я довел их с бабушкой, раскаяние полностью овладело моей чистой детской душой, и я, как на исповеди все рассказал. Где, c кем, что пили, куда выбросили бутылки...

Карательный отряд, в лице тетки и бабки, подстерег вражескую диверсионную группу на подходе к родному дому и уничтожил залпом из ивовых прутьев. Крики и маты слышны были на всю деревню.

Серега с Ленькой не разговаривали со мной два дня. А потом объяснили, что своих нельзя сдавать никогда, ни под пытками, ни в моменты жалости к кому-либо, ни за несметные сокровища, которые может сулить тебе коварный противник...


Рецензии