С Днём рождения Высоцкого, Россия!

***
Пока нас гнобили за каждое слово,
Рождались Высоцкие и Тальковы,
А в рамках свободы, что стали безмерны,
Плодятся Милохины и Моргенштерны.

2022


Впервые я услышал песни Высоцкого в 1966 году, естественно, записанные на магнитофонных кассетах, и до сих пор многие из них я пою с друзьями юности.
В 1978 году я был на спектакле Таганки "Добрый человек из Сезуана" с участием Владимира Семёновича и из второго ряда, как будто в другом измерении, смотрел на то, что привык до этого называть актёрской игрой. Не только играть, даже жить так было невозможно. Думаю, что многие, кто знал Владимира Семёновича в те годы, это понимали. О смерти Высоцкого мы в Саратове узнали из-за "бугра", как тогда говорили. После 12 ночи моя "Спидола" ловила все западные радиостанции. Памятник Высоцкому, установленный на его могиле, я увидел вначале на фотографии, которую привёз мне друг. Первый официальный портрет Владимира Семёновича я увидел в 1986 году, когда вошёл в зал ДК "Кристалл" в городе Саратове, где должно было состояться выступление мэтров 1-го Всесоюзного фестиваля самодеятельной (авторской) песни. Портрет Владимира Высоцкого висел в глубине сцены слева, а справа - портрет Юрия Визбора. Когда на сцену выходил выступающий, то из зала казалось, что на него смотрят Высоцкий и Визбор.            
  В июле 2015 году мне посчастливилось принять участие в 13-м ежегодном Корецком фестивале памяти Владимира Семёновича Высоцкого, который проводится с 2003 года в Кировском районе города-героя Волгограда на набережной им. Высоцкого. Организатором Всероссийского Корецкого фестиваля авторской песни им. В.С. Высоцкого на Волге является Волгоградская областная культурно-спортивная общественная организация «ПАРУС-7» имени Высоцкого и её президент Владимир Иванович Корецкий. Подборка моих песен и стихов, посвящённых Владимиру Семёновичу, выполнена для исполнения на фестивале.


        ПЕСНЯ о ПЕСНЕ

 Из гнилого ореха не вынуть ядра
 и глухому не стать запевалой.
 Ты пролей на кого-то хоть каплю добра,
 чтобы было у песни начало.

 Никогда не узнает людская молва,
 что ты крикнешь, срываясь с обрыва.
 Подари ей, пожалуйста, эти слова,
 чтобы песне звучать не фальшиво.

 Но не жди от людей ты награды за труд,
 песню пой, надрывайся и хрипни,
 и скажи им спасибо, когда подпоют,
 слава Богу, хоть петь не отвыкли.

                1985(2015)

        МОНОЛОГ ПАМЯТНИКА*

  А при жизни меня не печатали...
  Говорили не вышел мой срок.
  Море славы моей непочатое
  Ещё только плескалось у ног.

  А теперь вот стою на Ваганьковском,
  Приглядись - за спиной два крыла.
  Неужели и вправду стал ангелом
  Кто вчера ещё был сатана.

  Среди Вас, славословящих истово,
  Вслед за Пушкиным ставящих в ряд,
  Есть и те, кто травил, чтобы вытравить
  Из поэзии русской меня.

  Схоронили, да пут не разрезали.
  Возводя похвалу, как хулу,
  Те же всё подпевалы и бездари
  Мне цветы на могилу кладут.

  А при жизни меня не печатали...

                1985
* - песня "Монолог памятника" впервые
исполнялась на Фестивале самодеятельной
песни в Саратове в 1986 году.

              ПЕСНЯ,
написанная ВЫСОЦКИМ после смерти

                Памяти
                Владимира Высоцкого

 Их всё больше и больше, проявляющих такт и сноровку,
 чтоб урвать свой кусок, современно умеющих жить.
 Только я не умел, никогда я не пел под диктовку,
 потому в моей жизни и нельзя ничего изменить.

 Не кроил никогда свои песни и жизнь я по моде,
 жил, как ЯК-истребитель, на самом крутом вираже.
 Потому-то, наверно, на меня не писали пародий,
 подражая при этом непритворной моей хрипоте.

 Я пытался понять то, что мне объяснять не хотели,
 я пытался сказать то, о чём не прочтёшь из газет.
 Потому-то одни признавать мои песни не смели,
 потому остальные не могли мои песни не петь.

 Только я не Христос, я уже никогда не воскресну,
 я такой же, как вы, и грехов не пытался таить.
 Потому-то, наверно, слишком личные пел я вам песни,
 потому в моей жизни и прошу никого не винить.

                1985(2015)


        БЫТЬ или НЕ БЫТЬ?

               «Здраво мыслит один:
                умирающий Гамлет»
                Белла Ахмадулина, 1983

  «Таганки» бунтующий кратер.
  Везувия пепел и дым.
  Стена. Крест с Исусом распятым*.
  И Белла с Высоцким под ним.
  Влечёт их красивых и юных
  от света прозревшая тьма,
  где счастье находит безумных,
  но горе не сводит с ума.
  Где Новый Глашатай истории
  трагедию пишет всерьёз...
  «Не надо, мой Гамлет, не стоит
  ответа твой вечный вопрос.
  Опомнись, ведь мы не на сцене,
  и неоднозначен ответ».
  Но смыслов любых полноценней
  любви лихорадка и бред.
  Ты слышишь, Офелия? Гаммы
  бесстрашно век страшный поёт,
  но входит в поэзию Гамлет
  и вновь свой вопрос задаёт.
  Ты слышишь? И слышала Белла,
  как Гений безумствовал в нём,
  и с Гамлетом рядом сидела,
  безумца касаясь плечом.

                2010
* - на фотографии, которая послужила творческим импульсом к написанию стихотворения, во главе стола сидит главреж Театра на Таганке Юрий Любимов,
справа от него Высоцкий и, прижавшись к плечу Владимира Семёновича,
Белла Ахмадулина, а над ними на высокой белой стене огромный
Крест с распятым Иисусом, который кажется парящим в невесомости. 


Рецензии
Моё уважение к Вам давно не требует подтверждения, но, позвольте, я буду выражать его Вашим стихам - таким, как эти. И поблагодарить Ваши строки за то, что они сказали то, что поэтически мне не под силу, но эти строки выразили за меня. Спасибо, Игорь!

Зинаида Дырченко   26.01.2022 01:29     Заявить о нарушении
Здравствуйте, уважаемая Зинаида Ивановна! "Сквозь толщу стен и мистику эпох" слышу Ваш живой поэтический голос и переношусь в Барселону! Всех благ Вам и радости творчества, которой никому у нас не отнять!

Игорь Пресняков   27.01.2022 10:07   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.