Древние часть 451

Древние часть 451

Дворец Дворец Великого Хана. Фонтан в виде трубящего ангела.
Как обычно, в походе со всеми офицерами шли и их жёны. Тех жён, мужья которых пали в битвах, принимали к себе другие офицеры. А один из убитых воинов, оставил свою жену беременной. И когда пришло время разрешиться от бремени, ушла та женщина в лес, отыскала большое старое дерево и, залезши в дупло, родила там сына.
Хан уведомился сей новостью и сразу взял к себе на попечение родившегося мальчика, потому что отец его сложил голову за него. Нарёк приёмного сына прозвищем Кипчак, что значит на старом туркском языке «пустое дерево», и учил его воинским премудростям до тех пор, пока Кипчак сам не стал отменным воином.
Самыми известными потомками рода Кипчака являлись М.И. Кутузов и Н.В. Гоголь.
Тогда Огуз-Хан дал ему доброе войско, и отправил их воевать на
- Руссов,
- Улаков
- Маджагров
- Башкирцев,
живущих на реках Тина, которое берёт своё начало из озера Иван (ныне – река Дон), Ателла (Волга), и Яиджика (Яик – Урал). Те места на века закрепились за народами, которых стали звать кипчаками, и никакие другие народы никогда больше не владели этими землями. А все казаки родом от кипчаков.
Через семнадцать лет Огус-Хан вновь пошёл войной на Итбурак-Хана, и на этот раз победил. Хана повелел умертвить, а подданных казнить только тех, кто отказывается принять закон истинный. С остальными обошёлся великосердно и по-отечески.
Затем возвратился и стал жить на индийских границах, около Талаша, Саирама, Ташкента, Самарканта и Бухарии. А сына послал с некоторым войском в грады Андижан и Туркестан. По прошествии шести месяцев сын вернулся с победой, взяв эти грады.
Тогда Огус-Хан отправился к Самарканту, взял его и учинился владыкой всей Бухарии.  Затем, в середине зимы, взял грады Балка и Хор (Ныне - юг Хабаровского края), где великая стужа была, и снегов немало выпало. Весной, когда в Хор пришло тепло, учинил Хан военный смотр, и оказалось, что не все воины в строю. Стал искать пропавших, но те пришли в скором времени и рассказали, что в пути отстали от основного войска потому, что снег так всё заметал, что следов на нём не оставалось, и они заблудились и долго плутали, пока не наши дорогу к Хору. Огус посмеялся, и дал им прозвище Карлики, что значит «снег».
Оттуда повёл своё войско Огус-Хан к Кабуллу, Гасменю и Кашмиру, городы, которые очень славны, и стоят к северу от Индии. Правитель Кашмира с именем Ягма уведомился о походе Огуса и со своим войском занял горные ущелья, проходы и реки. Целый год Огус-Хан не мог пройти через заслоны, но преодолев их, умертвил Ягму, а жителей Кашмира порубил. Затем через города Бадагшан и Самаркант вернулся в собственные владения.
Долго готовил большую армию, и собрав достаточно припасов отправился покорять Иранские городы Шам и Миссер. По пути встретил у Талаша своих воинов, отставших от войска, во время возвращения из Кашмира. Старший офицер рассказал, что в пути его жена начала рожать, и так отощала, что не стало молока для кормления младенца. Тогда он сделал остановку, чтоб добыть зверей и птиц, чтоб накормить жену, и та смогла выкормить наследника. Огус смеялся, услышав его сказ, и дал офицеру прозвище Калл-Лач, понеже калл означает остаток, а ач – голодный.
Перешед реку Аму, Огус-Хан осадил иранский город Хорассан. Правителем там был Каюмарс, но умер до совершеннолетия наследника по имени Гаушана. Вельможи за его трон воевать начали, тем Огус и воспользовался.
После взятия Хорасана пошли в земли Иранские, Адирбеинджанские и Армеенские, где города, какие сами покорились по договору, а какие приступом взяты были.
В городе Шам (Дамаск) Огус-хан тайно послал верного слугу в лес, чтоб он на востоке закопал золотой лук, так, чтоб немного виден был, а на западе три золотых стрелы. Потом позвал сыновей и отправил их на охоту, послав Киуна (Солнце), Аи (Луна) и Юлдуса (звезда) на восток.
А сыновей Кука (небо), Тага (гора) и Чингиса (море) послал охотиться на запад. Трое старших сыновей с востока вернулись с богатой добычей и золотым луком, который они нашли, и младшие сыновья с запада также принесли обильно дичины и три золотых стрелы. Хан был доволен сыновьями и приказал им находки разделить про меж собой поровну.
Затем повернул войско на родную землю, проходя через покорённые города, в которых оставались его гарнизоны, и всех повёл домой. При этом, к побеждённым проявлял любовь и великодушие. Вернувшись, приказал заколоть 900 лошадей и 9000 овец, разбить великий шатёр, украшенный золотыми яблоками и каменьями, и принести в него 99 мехов с питьём, из которых 90 с кумысом, а 9 с горячим вином (Водкой, выгнанной из кумыса. А нам говорят, что водку в Россию из Европы завезли).
Пир был на всё державство, в шатре были все сыновья Огуса, вельможи и старшие офицеры. Сыновьям напомнил, как они сыскали лук и стрелы, зарытые в лесу при Шаме, и повелел старших сыновей звать Бюссюками, что значит «переломленный», а младших – Уч-Окками, что означает «три стрелы».
И сказал, что сие есть не слепой случай, но воля Бога, а по сему старший сын Киун назначен быть Великим Ханом по смерти Огуса, и лук означает власть ханскую. Стрелы же означают послов Хана, направленных из золотого лука державного. Быть до скончания рода во главе потомкам Бюссюков, а Уч-Окковым наследникам быть их подданными во веки.
Каждого отличившегося хан наградил городами и землями с подданными, а простых воинов одарил серебром, золотом и каменьями. Мирным людям на улицах выставили телеги с яствами и питьём, и все долго пировали и славили своего Хана.
Здесь, на мой взгляд, невозможно не заметить сходства между жизнеописаниями Огуз-Хана и Александра Македонского.
Гибель царства великих могуллов
Огус-Хан умер после 116 лет правления, и великим Ханом стал Киун, по завещанию. При его дворе остался старый мудрец из Джунгаров, который был советником. Он сказал Киун-Хану, что до тех пор будет процветать царство Огуса, пока они с братьями не ссорятся. Как только начнутся распри, потеряют они всё: и города, и провинции, и подданных, а главное – честь.
По совету старейшины, Киун собрал великий пир и позвал на него всех, кого только можно, чтоб на миру, не таясь, поровну поделить наследство между шестью братьями, у каждого из которых было по четыре сына. Всего на 24 доли. Да так, чтоб по справедливости, и всем поровну было.
Поставили великий синий шатёр с золотыми яблоками, доставшийся от отца, а вокруг – шесть белых палаток. Вкопали два дерева по 40 сажен вышины, а на вершины их поставлены были золотая и серебряная курицы. Бюссюки стреляли стрелами, несясь на конях во весь опор, по золотой курице, а Уч-Окки по серебряной. Тем, кто попал, Киун-Хан дал довольное вознаграждение. А потом был пир по обычаю предков, когда кололи 900 лошадей, 9000 овец, и выставляли 99 мехов с вином и кумысом. И наследство Огус-Хана публично поделили поровну. Но досталось не только 24 прямым наследникам, но и тем из детей, которые были рождены от наложниц.
Прямые наследники Огус-Хана:
1)    Сын Киун-Хан,
Внуки:
- Каги
- Боят
- Алкаадули
- Караюли
2)    Сын Аи-Хан,
Внуки:
- Ясир
- Яфир
- Додурга
- Дутар
3)    Сын Юлдус-Хан,
Внуки:
- Ушарб
- Качик
- Бегдали
- Каркин
4)    Сын Кун-Хан,
Внуки:
- Баендер
- Бачина
- Чаулдар
- Чебни
5)    Сын Таг-Хан,
Внуки:
- Салур
- Имар
-Алаюнчи
- Ушгар
6)    Сын Чингис-Хан,
Внуки:
- Игдер
- Буйдус
- Аува
- Каннек
Каждый из шести сыновей Огус-Хана имел по четыре незаконных сына, среди которых были: Юрачи, Турунко, Корчаик, Сверчик, Каскет, Кергиз, Такин, Мурда, Шуй.
70 лет славно царствовал Киун-Хан, а после смерти его сменил брат Аи-Хан, затем Юлдус-Хан (не брат, а тёзка, но того же дому). Затем наследство взял Менгли-Хан, умерший в глубокой старости, передав правление Тиньис-Хану.
Тиньяс-Хан в старости сложил с себя корону, чтобы предаться богослужению, и передал её сыну своему Илл-Хану. А Илл-Хан долго потом царствовал над могуллами.
Илл-Хан и Сиунч-Хан государствовали в одно время. Первый был из Рода Могуллова, второй  от породы Тартар-Хана. Оба постоянно воевали друг с другом, причём Сиунч вечно проигрывал. Тогда отправил он послов к сильному государю Хану Кергизскому, чтоб выступить против Илл-Хана общим войском.
Но Илл-Хан уведомился о сговоре и занял выгодную позицию. Неприятельское войско было во много крат больше, но так и не смогло выбить из укрытия воинов Илл-Хана. На следующий день всё повторилось, только соратники сделали вид, что побеждены, побросали оружие и поскакали прочь. Воины Илл-Хана воодушевились. Думая, что сейчас догонят и разобьют тартарцев и кергизцев, и устремились догонять отступающих, но там была засада. Войско могуллово было окружено и полностью порублено.
С тех пор государство могуллов перестало существовать.
 Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Древние часть 452
Великие моголы. Восставшие из пепла
Когда Сиунч-Хан с войском ушли с поля боя, чудом спасшиеся младший сын Илл-Хана Каян и его ровесник, сын брата отца Нагос со своими жёнами, начали собирать то, что не унесли неприятели из платья и припасов. Собрали также разбежавшихся коней и верблюдов и отправились спасаться в горах. Долго переходили с горы на гору, пока не оказались у такой горы, где не было никакой возможности идти далее.
Отыскалась еле заметная тропа, называемая в Тартарии архарой (вероятно, отсюда произошло и современное русское название диких горных баранов - архаров). И пошли по ней. Тропа была так узка, что даже пешему человеку по ней было идти крайне затруднительно, постоянно рискуя сорваться в глубокую пропасть. Так поднялись они на гору и той же архарой спустились в благодатную долину, окружённую со всех сторон неприступными скалам.
Убежище оказалось удивительно хорошо. Обширная долина, отрезанная от остального мира, изобиловала чистыми ручьями и множеством сладких фруктов, благоухала цветами, и стала настоящим ковчегом спасения для беглецов, счастливых от наступивших покоя и безмятежности.
Зимой они кормились мясом, а летом молоком и фруктами. Этому месту они дали название Иргана-Кон. На старинном языке могуллов Иргана значит «долина», а Кон – «каменная высота».
Долина Иргана-Кон в своё время была предметом пристального изучения Петра Семёнова-Тян-Шанского. Она находится в горной стране, образуемой хребтами Саянским, Алтайским, Эргик-Таргак-Тайга и Танну-Ола, на территории современного Красноярского края.
Прошли многия лета, и население Иргана-Кон увеличилось во много раз. Потомство Каяна было вельми многолюдно, и носило прозвание Каяф. Потомков Нагоса было меньше, и одну часть их назвали Нагослер, а другую Дурлаган.
Каян (быстрый источник, падающий с каменной вершины) взял себе имя отца, чтобы потомки Илл-Хана были плотны и сильны. Каян и Нагос прожили в Ирган-Коне больше четырёхсот лет. И вот однажды стало тесно им в маленькой долине. Собрали общий совет и решили выбираться из гор на родину предков, туда, где просторы широкие и степи бескрайние.
Только архары, по которой они в Ирган-Кон пришли, больше не существовало. Тогда один кузнец сказал, что то место, от которого он берёт железо, очень узкое, и можно попробовать растопить его и через растаявший проход выйти на свободу.
Всем населением носили к железной стене дрова и угли. Потом поставили 70 кузнечных мехов и разожгли огонь. Начали меха раздувать и проплавили в стене проход наружу, по которому спокойно верблюд с вьюком проходит. С тех пор каждое лето в один и тот же день народ могулов, спасшийся из каменного плена, празднует своё избавление. Разжигают костры, а в горн кладут кусок железа. А когда он начинает таять, вождь первым ударяет по нему молотом. Вслед за ним по железу бьют все главные в своих родах, а потом знатные офицеры. А затем и простой народ получает право бить молотом по разгоревшемуся железу.
В то время правил Хан из рода Курлассов, потомства Каянова, именем Бертечена. Сразу по выходе из каменного мешка послал ко всем народам послов с вестью о том, что все желающие, кто помнит своё родство с Могуллами, может добровольно придти в его подданство, чтоб возродить царство Могуллов. Тех же, кто откажутся, он поклялся порубить.
Однако потомки Тартар-Хана быстро вооружились и пошли против Бертечен-Хана. Но Бертечен уведомился о предстоящем нападении и приготовился. Войско неприятеля разгромил и воинов всех порубил. Эта битва произошла ровно в лето 450-е после того, как погибло имя Могуллское. И хотя потомков Тартар-Хана было в разы больше, Бертечен-Хан одержал неслыханную победу, чем заслужил уважение среди Аймаков (соседних племён), и те, видя его ум, власть и силу, добровольно начали переходить в его подданство.
Некий Ходжа-Рашид из города Качвик в своих писаниях утверждает, что потомок Таулай-Хана из Рода Чингисова, бывший самодержателем Земли Иранской, первым из владетелей земель Могуллских принял закон истинный магометанский:
«Слава Богу! Закон магометанский утвердился у нас с того времени, как прадед мой прибыл из Могуллских земель править здешними провинциями, и прошло две или три породы. Того ради надобно повелеть сочинить книгу фамилии, законов и обычаев наших могуллцев для известия потомкам. И понеже мне невозможно трудиться самому в том, а при том нет у меня никого, кроме тебя искуснага, который бы мог сие дело исправить; для того я тебе дам все книги в руки, которыя имею о сей материи. Но что они писаны могуллским языком; то я тебе в помощь придам одного из придворных моих господ именем Фулата, а прозванием Чабиксанга, который разумеет совершенно сей  язык, дабы ты успешно мог трудиться в сем деле. Ходжа-Рашид, исполняя повеление своего государя совершил сию книгу в 702 лето, и назвал ея Джамаставарег. Из сея то книги, и из 17 других я Абулгачи баядур-Хан взял содержания настоящия сия моея книги, которую начал я писать 372 лета спустя после Ходжа Рашида. Правда, что в расстоянии сих времён было много писателей, которые хотели в сем потрудиться. Но как они не знали различных языков, в которых им для сея дела нужда была, то много погрешений учинили, и почти все роды смешали. Я будучи принуждён для некоторых причин жить целый год в земле Колмакской, имел случай научиться могуллскаму языку.»
Как видно из дословной цитаты, современные проблемы исторической науки ничуть не отличаются от тех, которые имелись в далёком прошлом. Поражает упоминание огромного количества письменных источников на могуллском языке, которые существовали в прошлом, но не дошли до нас даже в списках.
Ныне пять Аймаков, или поколений, производят своё имя от Огус-Хана. Уйгурское произошло от потомков Могулл-Хана, а другие называются так:
- Канкли – живут на реках Иссык Куль и Талаш (Талас)
- Кипчак – живут на реках Тина (Дон), Ателла (Кубань), и Яиджик (Урал)
- Калл-Ач – живут среди туркменцев, в Земле Ма-Уреннерской, и в провинции Хорасан
- Карлик – всегда жили  в горах Могуллских (Саяны).
Карлики всегда выбирали ханов из своего поколения, и было их 20000 фамилий. Но Чингис-Хан отправил к карликам своего посла Коплай-Нояна, чтобы склонить под свою державу. Тогда правитель карликов Арслан-Хан решил отправить Чингису прекрасную девицу и подарков с нею, чтобы заручиться справедливым отношением к своему народу со стороны Чингис-Хана и тогда уже принять его подданство.
В Могуллской земле находятся две гряды гор очень высоких, которые идут с востока на запад. Между этими грядами лежит прямая Могуллская земля, а за нею на западе есть гора Кутт. Между этими тремя камнями жили прежде уйгуры. В этом месте с одной стороны 10 рек, с другой 9. Одно поколение, что жило на 10 реках, прозывалось Унами, а другое, на девяти реках, – Токосами. Оба поколения имели большое число городов и деревень, а ханов не имели. И когда начались распри меж соседями, выбрали двух царей.
Иль-Иттар царствовал над Ун-Уйгурами, а Иль-Иригин над Токос-Уйгурами. Через сто лет оба поколения объединились и имели над собой царя Иди-Кута. Иди значит «пришедший», а кут – «Святой дух». («иди» можно было не переводить, а Иа-куты есть индейцы северной Америки, и наши родные Якуты. Так же дело обстоит и с Иркутом).
Две тысячи лет жили они в покое, а потом разъединились, и одна часть осталась там, где была, а другая ушла на Иртыш-реку. Сии так же разделились на три части. Одни пошли в Бишбалык (известно только, что он находился к северу от Турфана, и вероятно, это Алтай. Бишбалык означает «пять рыб») и питались хлебопашеством.
Вторые рассыпались вокруг того места и питались скотом. А третьи остались на Иртыше и кормились рыбой и диким зверем. А одевались в шкуры звериные.
Уйгуры имели много славных учёных. А особо ценились уйгурские писцы. Они служили и у Чингис-Хана, и у сына его, Угадай-Хана.
Чингис-Хан отправил посла к Такринам, над которыми Бугаи-Чинан-Хан правил, и предложил войти в подданство. Бугаи-Чинан-Хан в ответ послал свою красавицу дочь и много подарков. Чингис-Хан подарки принял и красавицу сделал любимой женой. А когда умер, то его сын Угадай-Хан взял её себе в жёны. И любил её больше всех своих других жён.
Поколение кергизов изначально не многолюдно было, и потому, что владели они землями весёлыми с множеством рек, богатых рыбой, и плодоносными полями, многие народы, в том числе могуллы, совокуплялись с ними, что умножило число их фамилий.
Во время Чингис-Хана кергизы имели владельца по имени Русс-Иналла, к которому Чингис-Хан послал двух послов: Алтая и Тарамиша, - чтоб склонить под свою державу. Русс-Иналл предложение принял, и отправил к Великому Хану своего офицера с птицей Шунгар в подарок, у которой только ноги, глаза и нос красные, а вся она белая. Русс звал птицу кречетом.
Есть два города именем Кам-Камчут неподалёку один от другого между реками Селенга и Ирак-Муран (Орхон).
Кроме сих есть другие два города с именем Апручир. Там одно особливое поколение, называемое Ур-Манкатт, потому что живут они в местах отдалённых, в густых лесах. Там же есть ещё одно поколение, которое такой же род жития имеют, но пошли они от рода Огус-Хана, внука Могулл-Хана.
 Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии