Почему Нора Хельмер так боялась разоблачения?

«Кукольный дом» – яркий образчик созданного самим Ибсеном жанра аналитической драмы. Название жанра связано с тем, что все сценические события являются результатом того, что случилось с персонажами до начала действия и требует рефлексивного анализа для понимания всего дальнейшего.

Пьеса написана в 1879 году. Первую постановку в декабре того же года осуществил Королевский театр в Копенгагене. Норвежские биографы Ибсена (Х. Хейберг, Б. М. Кинк и др.) неоднократно подчёркивали, что изображение сильного трагического персонажа, каковым стала Нора на театральных подмостках европейских театров, не входило в изначальный замысел драматурга, и в связи с этим указывали на прототип – молодую норвежско-датскую писательницу Лауру Килер. Ибсен проявлял к ней «отеческий, хотя и не без оттенка юмора интерес». И не только к самой «экзальтированной молодой женщине», но и «к её браку». По словам Х. Хейберга, даже свои знаменитые слова-понятия жаворонок и кукольный дом Ибсен применял к Лауре задолго до того, как задумал свою пьесу.

Нора Хельмер, по моему мнению, персонаж неоднозначный. С самого начала пьесы, во время подготовки к рождественским праздникам, автор дает нам забавный диалог:
- Мы не можем так бездумно сорить деньгами! <…> Неужели моя пташка опустила крылья?
- Нет.
- Моя белочка надулась?
Торвальд достает несколько купюр и подходит к жене:
- Нора, посмотри!
- О, деньги!- восклицает она и бросается в объятия мужа.
Конечно, манера обращения к любимому человеку – свободное дело каждого. Вначале мне показалось, что это примитивная манипуляция Норы над горячо любящим, а потому не замечающим ничего вокруг мужем. Но позже я осознал, что это только ширма. А за нею сокрылось притворство.

Я представил себе взрослого мужчину, будущего заведующего банком, представил миловидную, но уже не столь легкомысленную и молодую даму. У них двое детей, большой дом, слуги. В моем воображении эти люди делятся друг с другом впечатлениями, рассказывают о занятностях, чтобы скрасить пасмурный невеселый день. Они сидят в роскошном кресле, пьют английский чай, смотря порой, как в камине с треском поднимаются искры от дров, обвитых горячими языками пламени… Конечно, это плод моего воображения, но разве это не нормальное времяпрепровождение людей, счастливых в браке? «Я подарила тебе двух замечательных детей!»- говорит огорченная Нора своему «незнакомому человеку» Это поведение людей, которые хотят, чтобы другим казалось, что они счастливы. Зачем этот маскарад? Для Торвальда? Для гостей? И да, и нет. Это демонстрация. Да и выглядело это именно так. Презентация товара, если хотите. Торвальд испытывает удовольствие от неловких комплиментов в адрес его «пташечки». Он рад владеть ею.
Это нездоровая модель семьи, но кто сказал, что так не бывает? Теперь ближе к тексту. Совсем недавно в семье денег было мало. Хельмер много трудился, по-русски сгорал на нескольких работах и заболел. Жена узнала, что болезнь приведет к смерти, если не выехать на юг. Нора в курсе, что болезненно правильный муж скорее уйдет на тот свет, нежели позволит себе оказаться повязанным кредитами. Не имея права брать в долг без согласия мужа, Нора – этот «жаворонок» и «белочка» – не только достала деньги, но и подделала подпись умирающего отца, как бы согласного застраховать долг дочери. Кто она: спасительница, избавившая мужа от смерти без его желания, или преступница, нарушившая закон?

Нора знает: помешанный на юриспруденции Торвальд никогда не поймет ее жертвенного сердца. Нора верит: чудо случится. Произойдет «чудо из чудес», и каменный супруг станет живым, заключит ее в объятия, оценит подвиг своей спасительницы.
Только в конце пьесы Нора срывает пелену счастья с глаз и признает, что больше не верит в чудеса: она уже не наивная пташка в руках мужа, которая по чьим-то, мужчинами, наверное, писанным законам должна растить детей, быть опорой мужу, обязана развлекать гостей в доме, а свои переживания спрятать глубоко внутри. Она видит, что ее мечты и надежды на брак не оправдались. Осознаёт, что она была куклой в руках отца, а потом мужа. Что она играла придуманную для неё роль, и никогда не выходила за её пределы. Она никогда не была собой, настоящей и счастливой. Она смеялась и веселилась, умело скрывая свое “Я”.

Торвальд предстает перед нами жалким, эгоистичным и тщеславным негодяем, испортившим судьбу хрупкой леди. Отчасти, наверно, так и есть.
Но, если внимательно вглядеться в образ Норы, в ее поведение, манеры, то становится видно, что она и не особо пыталась быть настоящей. Торвальд постоянно трудится, в его карьере важно, что о нем скажут люди, поэтому он не может по простой просьбе жены мигом переменить свое решение об увольнении Крогстада. Он, как и любой мужчина заботится о благополучии своей семьи, но за беспрестанной погоней за общественным мнением и финансовым благополучием он начинает терять смысл этих стараний – саму семью. Нора положила заботу о детях на верную ей няню, ей легко тратить деньги на подарки и готовить праздник, но почему-то я не запомнил сцен, где бы она занималась воспитанием собственных детей. Я не видел также, чтобы Нора готовила мужу или делала что-то для него, то-то вещественное.
Когда она решает покинуть стены опротивевшего кукольного домика, она хлопает дверьми не только перед мужем, но и перед собственными детьми. Тогда, вернувшись к ее реплике, о которой я уже упоминал: «Я подарила тебе детей»; становится очевидно, что ее не волнует их дальнейшая судьба, они лишь подарок мужу, такая же вещь, значащая что-то в слоях общества, утверждающая положение настоящего мужа.
Почему тогда Хельмер боялась своего разоблачения? Мне кажется, это потому, что она боялась открыть глаза и понять, что чудес не существует. Она страшилась мысли о том, что муж не разделит ее добрых намерений к нему. Ей ужасно было признать, что муж окончательно ушел от нее к своей карьере, а общество никогда не признает её жертвы и не оправдает её. Также и Торвальду всё, что происходит в стенах его собственного дома, сойдет с рук: любое рукоприкладство, оскорбления и унижения, ведь он мужчина.

Картина ужасна, ведь отправляясь на поиски себя настоящей, Нора бросает все, что было в её жизни. Что ждет ее в новой? Остается загадкой. Но посыл ясен – необходимо менять отношение к женщине!

2020г.


Рецензии