Можно ли р. Отец Горио назвать романом воспитания?

     Роман “Отец Горио” (1834) – имел большой читательский успех. Это, пожалуй, самый главный роман Бальзака. И потому, что здесь впервые встречаются несколько персонажей, которые затем будут путешествовать страницами “Человеческой комедии”; и потому, что здесь создается завязка последующих событий; и потому, что в центре сюжета – типичная для писателя история утраченных иллюзий юности; и потому, что в полной мере проявил себя знаменитый Бальзаковский метод проникновения в сущность конфликта и психологию человека через мир вещей, который его окружает.
Мне кажется, что роман «Отец Горио» нельзя назвать романом воспитания в полном смысле этого слова. Воспитание здесь происходит не в том значении, которое придавалось этому жанру в эпоху классицизма с его культом Разума, а в смысле потери иллюзий, вхождение в мир лицемерия и жестокости. Почему? Разберемся с понятием. Роман воспитания или воспитательный роман (нем. Bildungsroman ['b;ld;;s.;o;ma;n]) — тип романа, получивший распространение в литературе немецкого Просвещения. Его содержанием является психологическое, нравственное и социальное формирование личности главного героя.

     Итак, в романе главных героя 3: отец Горио, студент Эжен де Растиньяк и Вотрен. Каждый герой будто олицетворяет собой один из пороков человека – иллюзорность, нежелание принимать реальность; честолюбие, жажда быть замеченным; высокомерие, «право имеющий» как оправдание совершения преступлений. «Нравственное и социальное формирование личности» происходит только в сюжетной линии со студентом-юристом Эженом. И плюс, и минус…

     Существуют критерии, по которым можно определить точнее – это художественные приемы создания романов воспитания.
Для раскрытия необходимых тем в романе воспитания используются ряд художественных приемов и средств:

1. Соучастие читателя в образовательном процессе
Роман воспитания вовлекает читателя в тот же процесс обучения и развития, что проходит главный герой. Это делается с целью повлиять на личностный рост читателя. В какие-то моменты повествования читатель может не согласиться с героем. Но, осознавая ошибочность суждения героя, читатель тем самым извлекает урок из ситуации.

2. Акцент на главном герое
В романе воспитания акцент стоит на главном герое. Другие герои, конечно, тоже присутствуют, но их значимость определяется только тем, какой вклад они вносят в рост и развитие протагониста. Таким образом, читатель полностью сконцентрирован на процессе становления главного героя.

3. Форма личного дневника
Роман взросления представляет собой хронику событий из жизни главного героя с юных лет до взрослой жизни. Тем не менее, это не беспристрастное фиксирование разрозненных эпизодов, а скорее дневник, описывающий поступательное развитие молодого человека. Иногда автор сознательно выбирает для своего романа форму личного дневника героя.

4. Преодоление трудностей
На пути главного героя встречается множество подводных камней и непредвиденных трудностей. Конфликты, возникающие между героем и судьбой, природой, обществом или с самим собой являются частью процесса становления. Кризисы, преодолеваемые героем, помогают закалить или испытать его моральную стойкость.

5. Преобладание диалога над сюжетом
Поскольку роман воспитания сфокусирован на главном герое, развитие сюжета часто оказывается вторично по отношению к диалогу. Диалог является средством взаимодействия героев. Использование автором диалогов позволяет читателю чувствовать себя свидетелем происходящего. Читатель знает то же, что узнает герой в процессе общения с другими персонажами, и, таким образом, совершает те же открытия.

      По большинству параметров к данному термину подходят романы Вольтера и Гёте «Кандида» и «Избирательное сродство».

     Делаем вывод: «Отец Горио» не является романом воспитания, но из-за своей глубокой психологической мотивации поступков главных героев, из-за раскрытости персонажей и поднимаемым в романе проблемам, хочется заметить, что воспитательный потенциал имеется, но он не так явно выстроен, не так педагогичен, как, например, в «Избирательном сродстве», а воспитанники здесь  не подростки, а люди уже состоявшиеся, укоренившиеся. Это даёт понять замечательный монолог отца Горио перед смертью: «Только умирая узнаешь, что такое дети. Вы даёте им жизнь, они вам – смерть… Если бы я сохранил своё состояние, они были бы здесь, покрывая мне щеки поцелуями… Деньги дают всё, даже дочерей, но у меня ничего нет! Они были моим пороком, моим всем… Это моя вина. Я разбаловал их!»

2020г.


Рецензии