Смерть Жюльена Сореля в понимании замысла Стендаля
Мне кажется, что смерть Жюльена Сореля это лишь многоточие в жизни французского общества 30-х годов. Пока многоточие. Через время и провинциальная глубинка и сияющий Париж поймут, насколько нежизнеспособна власть, держащаяся на «уникальности» родовой знати и подковерных интригах. Вероятно, Жюльен Сорель здесь олицетворяет «новую интеллигенцию». Время меняется, и революция показала, что всякий престол весьма шаток и ненадежен. Люди, его окружающие уже не мыслят о государственных обязанностях и верности монарху, как в 17 веке…Их более беспокоят собственные страсти, интриги, красивый образ в умах окружающих…
Мер города, который опасается, чтобы какой журналистишка не полез туда, куда не следует, ревнивый муж, который лучше бы пережил смерть возлюбленной, чем публичное осмеяние, святые аббаты, которые вместо религии занимаются политическими распрями, убирая конкурентов с дороги и конечно парижская элита, в которой Жюльен все больше начинает скучать…
Понятно, что будущее не за такими гражданами. Оно стоит за «бедными, но рассудительными молодыми людьми». Такими, как Жюльен Сорель, сумевший доказать всему высшему свету, что он способен не только быть среди них, но и вести дела, дискутировать и любить.
Почему же между влюбленными должны оставаться стены социальных рамок, устоев морали или религии? Разве свободны такие женщины, как Луиза де Реналь или госпожа де Босеан? То-то! Именно поэтому, как мне кажется, в роман заложена идея свободы человека от оков «родовитости» и общественного мнения. Обе женщины Жюльена показали, что способны противостоять устоявшимся нормам и запретам. Разница лишь в том, что Матильда де Ла-Моль не способна к чувству, лишенному сухого расчета.
«Жюльен чувствовал себя твердым и решительным, как человек, который ясно видит, что происходит в его душе. Пелена спала с его глаз, и он увидел то главное, что и является настоящей жизнью: “Увы! Госпожи де Реналь нет со мной… Вот откуда мое одиночество, а вовсе не оттого, что в мире нет Бога справедливого, доброго, всемогущего, чуждого злобы и мстительности!..»»
Жюльен лишь в конце жизненного пути понимает, что любить можно только настоящую женщину без кокетства и позерства. Значит в будущем именно такая любовь будет цениться, падут цепи родовых проклятий и привилегированности знати. Это Жюльен и декламирует в лицо своим судьям и присутствующим, которые могли бы спасти его от смертного приговора: «Итак, я заслужил смерть, господа присяжные. Но будь я и менее виновен, я вижу здесь людей, которые, не задумываясь над тем, что молодость моя заслуживает некоторого сострадания, пожелают наказать и раз и навсегда сломить в моем лице эту породу молодых людей низкого происхождения, задавленных нищетой, коим посчастливилось получить хорошее образование, в силу чего они осмелились затесаться в среду, которую высокомерие богачей именует хорошим обществом»
2020г.
Свидетельство о публикации №122012105440