В чем бы Вы обвинили Жюльена Сореля?

***
      Мне кажется, что вообще сложно обвинить человека в чем-либо. «Не суди да не судим будешь!» Дело в том, что в жизни каждого человека случаются различные повороты, которые уводят его от истинного назначения. Сойдя на новый путь, порой, человек начинает заблуждаться, теряет веру в собственные силы или справедливость, что чаще всего ведет к поступкам, о которых он потом сожалеет…Можно ли обвинять такого человека? Можно, но имеет ли смысл? Чаще всего случается, что сам человек, преступивший некую черту, начинает «поедать» себя изнутри: его мучит совесть. Так происходит именно с теми людьми, которые осознают свои ошибки, но общество клеит на них ярлык «негодяя».

       Действительно, условно можно разделить людей на «негодяев» и «праведников». Негодяи совершают преступления, обманывают себя и окружающих, не приносят пользы обществу и государству, живя по своим лишь законам собственного насыщения. «Праведники» же придерживаются норм морали и этикета, планируют будущее без вреда для окружающих, составляют костяк государственной машины, принося пользу своими делами, убеждают себя в греховности и иногда даже посещают церковь по воскресениям.

       Я могу определенно сказать, что «смиренный праведник» Тартюф из комедии Жана-Б. Мольера – это пример лицемерного негодяя, который готов проползти на коленях половину вселенной, лишь бы добиться своего благополучия. Этот человек не имеет той черты, за которую лучше не переходить, ибо он давно уже её пересек. Так искусно притворяться, так умело лишать здравомыслия и играть на слабостях своего хозяина г-на Оргона, убедив в своей святости даже аскетичную г-жу Пернель, так сладко льстить и обольщать – всё это способности очень плохого человека, негодяя, который не лишен ума: «Явился бог весть кто…уже прибрал к рукам весь дом…мы все должны плясать под его дудку». Есть ли за что осудить Тартюфа? Да! Не зря этот негодяй разоблачен и наказан не без помощи самого Людовика 14-го. Он не только мошенник, вор и негодяй – Тартюф угроза монархии: «Служенье королю – первейший долг. Да, я обязан вам кой-чем, и если смолк признательности глас (По отношению к семье, его приютившей) в душе моей смиренной, причина в том, что это долг священный…» Свои злодеяния Тартюф прикрывает маской служения «священному долгу праведника», отодвигая даже верность монарху.
 
        В начале романа «Красное и черное» Стендаля Жюльен Сорель напоминает мне Тартюфа. Молодой человек, не лишенный обаяния и ума, из бедного сына лесопильщика мечтает добиться признания высшего света. Имея в голове образ блистательного полководца Наполеона, Жюльен размышляет о карьере военного, но Жюльен Сорель вступил в самостоятельную жизнь уже после падения Наполеона, в период реставрации Бурбонов. При Наполеоне одаренный юноша из народа сделал бы, возможно, военную карьеру, но сейчас единственной возможностью достичь верхов общества было окончить духовную семинарию и стать священником. Жюльен хочет «выйти в люди», утвердиться в обществе, занять в нем одно из первых мест, но при условии, если это общество признает в нем полноценную личность, человека незаурядного, талантливого, одаренного, умного, сильного. Главный герой решает идти к своей цели.

         Жюльен – человек, который не согласился жить на той ступени в иерархии общества послереволюционной Франции, который бросает вызов сильным мира сего: сила эта в его необыкновенной тяге к познанию, одаренности ума его. С одной стороны старый Сорель и братья, которые не понимают его рвения к учению, ибо лесопилка не требует знаний латыни. Братья, которые при удобном случае избивают Жюльена, просто завидуя его нынешнему положению. А аристократическое высокое общество дам и господ, которые не способны обсуждать иные темы за игрой в твист, кроме как «знатность и родовитость» других людей в зале, с другой стороны.

        Жюльен горд, ловок, умен, расчётлив, целеустремлен, обаятелен и зорок. Он движим к цели ненавистью к высшему свету, его согревает возможность «заигрывать» с женой мера, ему льстит письмо Луизы с горячими признаниями в любви, его восхищает холодное поведение  19-летней Матильды… Когда после письма от анонима г-н де Реналь думает, как не допустить вокруг своего имени насмешек, он размышляет: «Убью их обоих, и меня оправдают, но тогда об этом случае из газет узнает вся Франция…Если выгоню жену, она, получив наследство, уедет с Жульеном в Париж. И надо мной снова будут смеяться…». Он решает оставить все как есть, хотя : «Жаль, что Луиза раньше не умерла: она бы мне не изменила, а я бы был вдовцом» - заключает г-н де Реналь. Как не противостоять таким сливкам общества?

        Жюльен – лишний человек в этом обществе, где балом правят деньги и уровень «родовитости».

        Я считаю, что Жюльен походит на героя Мольера будто бы нарочно, чтобы показать себя выше (каждый раз, когда на него смотрят, как на бедного мальчишку, он демонстрирует прекрасное знание богословия и латыни) окружающего его общества. Я не могу причислить Жюльена к откровенным негодяям. По моему мнению, все, в чем виноват Жюльен – рискованная попытка горделивостью доказать, что ты не тот, кем тебя считают. Это было невозможно в тот исторический период. Вероятно, Жюльен опережал ходом своих мыслей время. Это подтверждается слухами, дошедшими до Луизы: «революционерами становятся бедные, но достаточно умные молодые люди». Г-жа де Реналь боится, что Жюльен пойдет по этой дороге. Обвинять Жюльена за попытку убийства в состоянии аффекта…Оставим это юристам.

       Есть лишь вопрос: почему Жюльен так и не выбрал себе ту область деятельности, которая была бы ему мила? А ведь мог бы жить припеваючи, согласившись на предложение друга Фоке во время своего 3х-дневного отпуска в поместье де Реналь…

2020г.


Рецензии