Древние часть 344

Древние часть 344

О Золотой Бабе.
  Хранилась она у еще оставшихся в Сибири Волхвов. По словам отца эта Золотая баба или точно такая же стояла перед царским дворцом Ивана Грозного.(Отсюда возникает вопрос а какую религию исповедовал Иван Грозный?) На них шла охота. И когда они поняли, что на них вот вот выйдут, встал вопрос а кому же отдать ее на хранение. Отдавать ее в руки какой то группы людей было бессмысленно. Они ее просто не смогли бы защитить. Речь шла именно о целом народе. Только в недрах народа, в лице его элиты и можно было надеяться, что ее сохранять. Обратились к староверам. Но они сказали, что на них самих идет охота, поэтому они не могут гарантировать ее сохранность. К старообрядцам вроде решили не обращаться. Они в это время сами разбегались по всему миру. Их ведь тоже терроризировали. И еще одна причина была. Отец говорил, что они уже были конкретные, законченные христиане и как бы доверять им Золотую Бабу поостереглись. Поэтому решено было обратиться к шаманам. Они были язычниками, так же поклонялись Солнцу, природе. Надо сказать, что понимая всю опасность этой затеи некоторые из шаманов отказались. Согласились ее взять шаманы с Конды и в частности князь Нахрач. Конечно не он один решал этот вопрос. Но именно он стал «главным державцем и хранителем» Золотой Бабы. Остальные взяли на себя обязательство помогать ему в случае чего. С тех пор манси тоже попали под пресс. Этот пресс их перемалывал и в советское время. Искать Золотую Бабу перестали году в 38. И мне думается, только потому, что те кто в недрах советской власти генерировал этот процесс, сами попали под репрессии. По словам отца, Сталина конкретно, Золотая баба не интересовала. Сейчас Золотой бабы у манси уже нет..Но данное когда то слово, сохранить Золотую бабу, они выполнили. Хотя и наезды на них были неоднократно и прессовали их и страхов они натерпелись и грех на душу брали, защищая ее и сами гибли. Но это другая история.
  Кадычанский правильно пишет,прибывшие казаки занимались раскопками и изымали из Сибирских церквей и монастырей сохранившиеся летописи. И это не предположение. Так и было. Церкви Филофей там не строил. Часть этих зданий сохранились после катастрофы. Каменных. После катастрофы если и строили то в основном деревянные. Да и не мог Филофей их построить. До 1721г шла война. Не до этого было. Да и кто бы строил. Людей в Сибири повыбили. Казаки что ли. Так они только мародерничать горазды были. Обживали и восстанавливали, да. Это было. Но не строили. Не забывали и о коммерции. Обложили людей данью. Сколько в то время утекло мехов на запад, теперь только один христианский бог знает. А отряд Новицкого по сути, это прообраз будущих Ч.В.К. Еще тогда все зачиналось.
  Ну а теперь непосредственно о произошедшей трагедии. Закручивалась она постепенно. После появления Новицкого года два было все нормально. Манси платили мзду. Филофей занимался своими делами. Новицкий с казаками по поручению Филофея занимались раскопками, сбором дани и охраной. Новицкий наложил еще мзду на манси за их болванов (идолов). А кому они там поклоняются ему было абсолютно наплевать. Бабки идут и ладно. И этого похоже Филофей не знал. Он то как раз в этом вопросе был последователен. Ни на какие компромиссы и уступки не шел. Если узнавал, что то про капища, их однозначно сжигали. Но все течет все изменяется. В 1711г в Сибири появилась официальная власть. И похоже перед властями встал вопрос а что же делать с Новицким и его казаками. Получалось,что находятся то они там незаконно. К тому же многие из этих казаков были в свое время на стороне Мазепы. Вот тогда кому то видимо и пришла в голову идея поклонится Петру Сибирью.(Вообще похоже Петра за пацана держали и О.И. представляет его нам не таким, каким он был на самом деле. В Сибири про него в частности говорили, что это был так и не повзрослевший пацан. «Верста коломенская а ума нет». «Все играл в каких то солдатиков, в кораблики. Составлял какие то прожекты. Хватался то за одно, то за другое а до ума так ничего и не доводил.(Но кровь он лил настоящую). А вот люди вокруг него были умные, только бессовестные. Многое из того, что ему приписывают он может и не делал. Только все ему приписали». И я этому верю, хотя бы потому, что до самой смерти Ромодановского он составлял ему отчеты обо всем, что он делал. А самостоятельным он стал похоже только 22 октября 1721г, когда был провозглашен императором). Вот и послали Ивана Кольцова к Петру с мехами. Только получилось не совсем так, как предполагали. Ивану и прибывшим вместе с ним казакам вины простили а Новицкому и еще 15 или 18 казакам нет. И вернувшийся назад со своим посольством Иван привез и приказ Петра о том, чтобы Новицкий сидел в Сибири и не высовывался, определив им статус ссыльных. Случилось это в 1712г. С тех пор между казаками начался разлад а между Новицким и Иваном Кольцо пробежала черная кошка. Один раз они даже на саблях схлестнулись. После этой стычки и отправил Филофей Ивана Кольцо и кого то еще из атаманов с казаками на Енисей. Поэтому Ивану Кольцу и устроили литературную смерть. Но еще два года все шло своим чередом. В конце 1714г начале 1715г появился в Сибири другой тип людей. И ссыльных и вольных. Ссыльные понятно а вот вольные приехали Сибирь изучать. Как рассказывал о них отец: «Это видно были грамотные, знающие люди и наверное более честные, чем те. Вот эти то люди и стали спрашивать у манси, да объяснять им;»Вы зачем ясак то отдаете Новицкому с попами. В Тобольске сидят люди, которые специально занимаются сбором ясака и они должны приезжать к вам и принимать его у вас по счету, сколько положено и под роспись. А им видно лень ездить вот они и отдали все на откуп казакам, да еще наверное тоже что то с этого имеют. А Новицкий со своими казаками это вообще ссыльные каторжане и Филофей со своими попами никто и звать их никак. Настоящий митрополит, властью назначенный, Иоанн сидит в Тобольске». Манси стали князю Нахрачу вопросы задавать. До него когда дошло, что их по сути разводили как кроликов, так то злой был, тут вообще рассвирепел. С людей то он ясак собирал. Ему и отвечать перед людьми надо было. Эти «знающие,грамотные» люди помогли им составить жалобу. Дошла она до адресата,не дошла, не известно. Тут я отступлю потому, что надо осветить коммерческую сторону этого вопроса. Суть банальна. Была создана, говоря современным языком, мафиозная группировка. Филофей координатор. Казаки исполнители. Прикрывал в столице Меньшиков. Возможно, что и Екатерина в курсе была и граф Головкин. В Сибири прикрывал, назначенный губернатором Гагарин. Тоже в долю вошел. Попы Филофея были соглядатаями при казаках. Классическая схема. Обложили людей данью. Положеное отдавали в казну а остальное делили. Организаторами были: Меньшиков и Филофей. Филофей еще и свою, особую миссию выполнял.
  Но обстановка стала меняться. Может подействовали жалобы. Из Тобольска стали приезжать люди за ясаком. Платить казакам Новицкого уже отказывались. Филофей видно тоже понял, что ловить тут уже нечего. А может основную свою миссию там он уже выполнил. Да хочу здесь еще сказать, что у Филофея был конфликт с людьми, которые приехали Сибирь изучать. Когда они местных стали расспрашивать, что, где да как. Те им сказали:»Что вы нас спрашиваете, спросите у Филофея. Он собирал всякие архивы. Вот и спросите у него». Они обратились к нему. Он сначала отнекивался, но потом что то показал. А когда позже они еще раз обратились к нему он сказал что бы от него отстали, ничего у него нет. Эти люди написали жалобу, но из Петербурга пришел ответ:»В дела Филофея не вмешиваться и препятствий ему не чинить». Вот так то вот. Думаю, что эти архивы Филофей увез в Китай, где в это время иезуиты писали историю Китаю. В России шла война, опасно было. Дальше надо пояснить сложившуюся ситуацию. Филофей собирался на Енисей и с собой собирался взять часть вольных казаков. Ссыльные казаки Новицкого его в это время сильно упрашивали, чтобы он их тоже взял с собой, но он ни одного не взял. В том числе и самого Новицкого. Для Новицкого с остающимися казаками наступали черные дни.
  Новицкий с князем Нахрачем знали друг друга уже довольно хорошо. Конфликтовать не хотел ни тот ни другой. Надо было как то договариваться жить в новых условиях. И князь Нахрач с Новицким предварительно договорились. Как они там договорились, не знаю. Но князь Нахрач выдвинул одно условие, что они не будут больше сжигать их капища. Новицкий сам этот вопрос решить не мог, попы ему не подчинялись. Вот он и пригласил на разговор Филофея. Думаю, что предварительно он ему условия обрисовал. Эту встречу и описывает Новицкий в своей книге:»Сказание о народе остяцком». Только он нюансов этой встречи не раскрыл. А все пошло сразу не так, как видимо планировали. А было так. Князь Нахрач то ли по наивности то ли сознательно сказал фразу, которая все и решила. Показывая на Новицкого он сказал:»Давай, мы вот Ермаку по три рубля за каждого нашего болвана платим, давай тебе еще по рублю будем доплачивать. Вы нас не трогаете, мы вас не трогаем. Что Филофея разозлило?. Что ему предложили всего рубль а ссыльному каторжанину три, не известно. Но скорее всего он не знал, что Новицкий вместо того, чтобы сжигать их капища, брал с них мзду. Вот он там и разразился речугой. Новицкий, видимо понимая, что все пошло не так, попытался что то объяснить Филофею, но тот его заткнул, сказав,чтобы он знал свое место и не лез, куда его не просят. Новицкий отошел и больше ни во что не вмешивался. А Филофей начал угрожать, что посжигает все их сатанинские капища. Тут уже заволновались люди Нахрача. Нахрач их попытался успокоить. Люди наехали уже на него:»Ты за кого заступаешься». Повторю, что Новицкий больше ни во что не вмешивался и за Филофея заступаться видимо не собирался. И Филофей испугался. Испугался и сдернул оттуда. Вот так все было. Когда я читал в О.И. про Ермака из 16 века. Угарал. Это все равно, что Гундяеву скаать:»Давай, мы Чапаю три рубля платили, тебе рубль будем доплачивать». Абсурд. Больше Филофей до конца своей жизни в тех краях не появлялся, потому, что после казни князя Нахрача люди сказали:»Появится, утопим». Еще одну вещь не могу не сказать. Когда Филофей поехал на Енисей местные сказали:»Поехал прохиндей дальше людей облапошивать, здесь видно уже не проханже».
  А дальше ситуация стала развиваться по нарастающей. Какое то время еще было все мирно. А потом Новицкий с попами как с цепи сорвались. Людей стали в наглую крестить. Но не это возмутило людей а то, что на исповедях стали выспрашивать где их капища находятся. И методы видимо были чувствительные, раз местные выдавали свои капища. А дальше было просто. Мама рассказывала:-»Выпытают на исповеди, где капище, потом придут туда, что ценное позабирают, остальное сожгут. Люди пошли опять к этим «знающим, грамотным людям», что бы те помогли им составить жалобу. Те им объяснили, что приводить людей в христианскую веру, это приказ самого царя. А вот ,что они при этом беспредельничают, пожаловаться можно. И помогли им составить жалобу. Но дело уже приняло крутой оборот. В Нахрачах казаки Новицкого с попом Сентяшевым по надуманному поводу собрали людей и поступили так же, как поступал Владимир-красное солнышко. Собрали, окружили и напирая на них конями загнали в Конду. Сказали:»Все, вы теперь крещенные, завтра на исповедь приходите». В это время Новицкий с попами уже усиленно искали золотую бабу. И вот на исповеди в Нахрачах поп этот(Сентяшев) до того усердствовал в деле божьем, выспрашивая про нее, что то ли нарочно, то ли нечаянно так приложился ко лбу одного манси, что попал углом креста ему в темечко, тот богу душу и отдал. Спустя некоторое время часть казаков с Новицким и попом сели в лодки и направились вниз по Конде(Вот оно, вино бухарское). Одному из этих исповедуемых манси каким то образом удалось выбраться. Он то и прибежал к Нахрачу и рассказал, что подслушал разговор Новицкого с попом о том что у них есть приказ, непременно найти Золотую бабу и что они узнали каким то образом где она находится и собрались туда.
  Ученые все гадают где Ермаковский перекоп находиться. Отец рассказывал:-» Между Кондой и Вагаем были какие то рвы или каналы. Кто их делал, когда и зачем манси не знали. В то время, после паводка, все пространство между Кондой и Вагаем заполнялось водой. А когда вода спадала местные ходили по эти каналам. Между этими каналами были перемычки. По мере схода воды перемычки обнажались. И когда на этих перемычках воды оставалось по щиколотку местные просто вылазили, перетаскивали лодки и плыли дальше.А у казаков лодки сидели примерно по полметра. Вот они эти перемычки и углубили. И ходили, не выходя в Иртыш, с Конды на Вагай и обратно почти до самой осени». Скорее всего это и есть тот самый Ермаковский перекоп, вернее перекопы. Находился этот перекоп где то недалеко от устья Конды. На слиянии Конды и этого перекопа было хорошее, сухое место, где казаки, куда бы ни шли, всегда останавливались, высаживались, варили обед и отдыхали. Вот пока они из Нахрачей туда шли, пока там отдыхали, князь Нахрач успел собрать людей и где то там, недалеко, устроил засаду. Казаки пообедали, отдохнули, собрались и стали углубляться в лес. Сомнений уже не оставалось. Они знают куда идти. На них и напали. Впереди шли три казака, они сразу оказались отрезаны от остальных. Дальше шли человек 5-7 с Новицким и попом и чуть дальше основной отряд. События разворачивались следующим образом. Основной отряд развернулся и бросился назад к лодкам. Так как людям Нахрача они особо и не нужны были за ними и не гнались. Так, пошумели, для ускорения. А вот Новицкого с попом окружили. Поп сначала стал карами небесными пугать, потом сник. На него особо внимания не обращали, дали тумака один раз, чтобы не верещал. К Новицкому близко подходить опасались. Драться то он умел. Раза два попытались накинуть на него веревки. Но он их на лету перерубил. Поначалу никак не могли к нему подобраться. Потом кто то из людей Нахрача воспользовавшись тем, что он на что то отвлекся исхитрился сзади зацепить его крючком, насаженным на шест(такие рыбаки с собой возят)за ворот кольчуги. К нему подскочили еще двое и они его втроем потащили назад и опрокинули на спину. А когда он упал, то уже беспомощным оказался. Кольчуга на нем действительно была тяжелая, быстро не повернешься и сразу не вскочишь. На него навалились скопом, схватили за руки, за ноги и прижали к земле. Саблю выбили. Я видел информацию в интернете, что у него была ножевая рана на руке. Скорее всего в этот момент он ее и получил. Его скрутили, связали.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии