Русские императоры-ч. 30-2 Император Александр П

               
               
                Продолжение  реформ.

                Версия:

                По мотивам  романов:

«Первые Романовы» - Казимир Феликсович  Валишевский    (1849 -1935);
 «Последний Рюрикович»  - Валерий Елманова  (25 июля 1962…..);
«Русские цари» – Борис  Иванович  Антонов, (01.09.1941……);   
«Тишайший» - Владислав   Анатольевич Бахревский  (15.08.1936…..);
 «Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - авто
 Виноградов Николай Николаевич   (1876 - 1938);
«Правда о Сусанине» - Алексей   Данилович   Домнинский  (1794-1870);
«Иван   Грозный»  Костылёв  Валентин  Иванович  (1884-1950)
«Колос  мечты» - Георге Мадан (16 августа 1938…)
«Княжна Мария Кантемирова» - Майков Леонид Николаевич (1839-1900)
«Ледяной дом» - Лажечников Иван Иванович (25.09.1792 – 07.07.1869)
«Анна Леопольдовна. Наказанная добродетель» - Лев Иосифович  Бердников (р.23.11.1956)
«Анна Леопольдовна» - Игорь Владимирович Курукин  (р. 28. 1953-)
«Мирович» - Григорий Петрович Данилевский (1829-1885)
«Екатерина П» - Павел Мурузи (1915-2002)
«Елизавета Петровна – дочь Петра Великого» - Казимир  Феликсович Валишевский  (1849-1935)
«Фаворит» том 1, том2 -  Валентин Саввич  Пикуль ( 1928-1990)
«Г.А. Потёмкин.  Его жизнь и общественная деятельность» -  Василий   Васильевич   Огарков (1856-1918)
«Вокруг трона» Казимир Феликсович  Валишевский    (1849 -1935)
«Княжна Тараканова» - Григорий Петрович Данилевский (14.04.1829-6.12.1890)
«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» -  Мельников-Печерский Павел Иванович (1818-1883)
«Деды»  - Всеволод Владимирович Крестовский (1839-1895)
«Тихий ангел. Неразгаданный монарх» - Теодор Мундт (1808-1861)
«Императоры» - Георгий  Иванович Чулков (1879-1939)
«Всё, что нужно знать об Александре1» - эссе Андрей Зорин (1956 -)
 «Александр 1: Тайна за  семью печатями»    Андрей Самохин
«Записки Фёдора Кузьмича» - Лев Николаевич Толстой (1828-1910)«Император Александр 1 и Фёдор Кузьмич» - Балицкий Григорий Васильевич (1921-1999).
«Царственный мистик»- Владимир   Владимирович   Барятинсий (1874-1941)
«Правда о Николае 1» - Александр Тюрин
«Междуцарствие и  восстание 1825 года» - Анисимов Евгений Викторович (1947-) доктор исторических наук, Санкт-Петербург.
«Пушкин и Николай». Исследования и материалы.  Виктор Михайлович Вогман (1939-) историк литературы.
«Воспоминания» - Анна Фёдоровна Тютчева (1829-1889)
«Три царя»  Эдвард  Станиславович  Радзинский (1936)

                Земская  реформа:

Одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности - Земских учреждений или просто Земств. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года «Положения о губернских и уездных земских учреждениях».  Эту  реформу можно считать   наиболее успешной, так как  она позволила повысить прибыльность губерний в несколько раз.
                Цель  проведения  Земской реформы:

• Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
• Предоставление  населению самостоятельности в решении местных вопросов.
• Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.
 Этой реформой Александр П хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческую, городскую и  крестьянскую.

                Земское и Волостное самоуправление.

Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года. Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель,  исполнение повинностей, набор рекрутчины, выбор Управления сходом и старост. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне,  решал волостной сход.

                Функции земств:

          Местные органы самоуправления  занимались:

 = строительством местных дорог -  между деревнями, или между городом и деревней;
 = открытием  и ремонтом  школ, больниц и приютов;
 = сбором  статистических данных и организацией  переписи населения;
 = помощью крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.
Все Земства подчинялись губернатору.

                Городское общественное управление:

К ведению органов городского общественного управления относились хозяйственные вопросы: благоустройство, содержание и улучшение инфраструктуры, продовольственное обеспечение, противопожарные меры, здравоохранение, народное образование, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Надзор за деятельностью этих органов также  доверялся губернатору.
Создавались два постоянных всесословных органа: Городская Дума и, подотчётная ей, Городская Управа. Дума принимала общие правила и постановления, назначала содержание должностным лицам, регулировала местное налогообложение, рассматривала бюджеты и отчёты о доходах и расходах, давала общие инструкции исполнительной власти и т.д. Управа же исполняла определения Думы, составляла сметы доходов и расходов, собирала для Думы сведения и отчитывалась перед ней о своей работе.
Городская Дума имела право выпускать (с одобрения полиции и губернатора) обязательные для жителей постановления, не противоречащие общегосударственным законам, однако круг этих постановлений ограничивался теми же хозяйственными вопросами.
                Судебная реформа:

Эта реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных, созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях…
Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года.

                Военная реформа:

Проводя эту и другие  реформы, император пытался преодолеть отставание России от передовых стран мира  в вопросах военного  обеспечения и вооружения армии, и военной подготовки солдат страны…Эта реформа была одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам. Её  подготовил военный министр Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году он, совместно со своими подчиненными,  подготовил доклад для императора (именно с этого доклада фактически  реформа и началась под  непосредственным контролем Александра П). В этом  докладе отмечались следующие проблемы российской армии:

 = Россия тратила огромные средства на содержание огромной армии, сформированной из рекрутов, качество подготовки которых оставляло желать лучшего;
 = отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв»;
 = около 70 процентов офицеров не имели военного образования  из-за недостаточного количества  соответствующих  учебных заведений;
 = неразвитость сети государственных учреждений, которые должны  были осуществлять качественный контроль за  оснащением армии;
 = необходимость увеличения   количества обученных и подготовленных резервных войск, что могло дать возможность  иметь меньшее количество  регулярных войск, тем самым снизить давление на бюджет страны, а, кроме того иметь «свободный трудовой ресурс» для использования в разных сферах (сельском хозяйстве, в промышленности и т.д.)

В  1861 году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года, когда   была введена всесословная воинская  повинность, что позволило сократить численность армии в мирное время и создать запас обученного личного состава.  Повинность   распространялась на всё мужское  население, достигшее 20-летнего возраста.  Вместо 25 лет  службы,  был установлен  новый срок  - для сухопутных войск  - 6 лет,  и 7 лет на флоте.
От воинской службы освобождались единственные сыновья в семье и единственные кормильцы,  сектанты, духовенство всех вероисповеданий и инородцы Казахстана, Средней Азии, Крайнего Севера, частично - Кавказа и др.
 
Были введены  новый  устав. Личный состав был обеспечен   более удобной  и тёплой  униформой.  Для улучшения управления армией было учреждено 15 военных округов.  С целью  обучения  военных чинов  была расширена сеть военно-учебных учреждений, созданы гимназии, юнкерские  училища и академии. Проведено перевооружение армии новыми видами нарезного стрелкового оружия и артиллерией.
Главная цель, которую преследовала военная реформа:  устранение  отставания вооружённых сил России от европейских  армий.

                Реформа в сфере образования  (1864 г.):

Все  перечисленные реформы требовали  кардинального изменения  системы образования в России. Она  проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге,  реформировали все  уровни  образования в России:  начальное, общее и среднее образование. Допускались различные типы школ: государственные, церковно-приходские, земские, частные, воскресные,- чем была ликвидирована государственно - церковная монополия в сфере начального образования.
19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.
Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет.
Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской империи.  Правда, фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была  всё же  высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.
В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование, однако, программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

18 июня 1863 был принят Университетский устав. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование.
В этот же период женщины России получили  возможность  получать  высшее образование.  Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы, на которых можно было обучиться в Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом,  они принимались туда под особым статусом – «вольнослушатели».

Всеобщее образование затронуло только начальные школы (3 класса). Даже средние школы и гимназии для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Высшее образование также было доступно не всем.

Была в реформах заложена  мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были не подконтрольными государству, имея свои правила, своё распределение финансирования, самостоятельность в определении программы и предметов обучения, а также  выбор кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня принято  называть либералами…
                ==========================

      ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА:

Второй и тоже важный шаг:               
Назрела земская реформа;
Затем другие стали нормой,
И изменений катят волны,-
К добру иль нет, но это знак.

…И взяли земства часть забот               
С правительства – себе на плечи;
Сегодняшнему дню - предтеча:
Был с пониманием шаг встречен;
У земства дел - невпроворот.

Имели право те вводить,               
Так скажем, «местные налоги» -
Все,  их платить, повинны в сроки,-
Шли в земскую казну  «потоки»,
Чтоб на местах дела вершить:

Вести строительство дорог               
И содержать больницы, школы,-
(Такого не было дотоле).
И,  чтоб предупредить  крамолу,
Налажен с властью диалог.

      ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА:

В ряду задуманных реформ               
Аналогична городская,-
И цель не может быть другая:
Как только, править помогая,
Предотвращать возможный шторм.

…Лишь Думе города решать               
Его насущные проблемы.
А их давно диктует время;
И в землю брошено уж семя…
И урожай недолго ждать.
            
      СУДЕБНАЯ РЕФОРМА:

Под подготовленный  «Устав»               
Прошла замена персонала.
Реформа эта показала:
Русь от коррупции устала -
Она на теле, как удав.

Система русского суда               
Подверглась в корне измененью:
Виновен,- нет ли,- ждут решенья:
Присяжных суд своё веленье
Объявит, милость к ним явя…

И, забегая наперёд:               
Суд оправдал Засулич Веру.
Она явилась «пионером»,
Для покушений сняв барьеры,
И тем,  открыв  террору счёт…

     ВОЕННАЯ РЕФОРМА:

…Рекрутчина отменена.               
Повинность воинскую граждан
Нести мужчина должен каждый
С усердием и без поблажек,-
Расходы сократит казна.

…Уходят воины в запас               
По истеченью срока службы.
А в годы мирные не нужно
Жить семьям без отца и мужа.
Но, коль война вдруг началась,

Собрать их быстро под ружьё               
Труда не так уж много надо,
И нет для этого преграды.
Не будет Русь никем распята:
Тот воин лёгок на подъём.

    РЕФОРМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:

Реформы, что пошли в стране,               
Тянули вверх образованье.
И это требует вниманья
Ко всем сословиям, - ведь знанья
Нужны,  и в мире, и в войне.

И расширяется сеть школ –               
Начальных, средних, также высших;
Потребность есть в  специалистах,-
И «нУжды» в них - огромен список.
И он реформу ту провёл…

В том, несомненно, добрый знак:               
Царь  для Руси – большой радетель.
Но всё ж случается на свете:
Хоть безобиден вид  «предмета»,
Но можешь с ним попасть впросак…

Не контролировать процесс –               
Ошибкой было государства,
Что привело затем к мытарству:
Цель -  покушение на царство,
А для царя – душевный стресс.

…Остался в памяти монарх               
Как реформатор государства.
Не ожидает он бунтарства,
Но в обществе полно коварства,
Ведётся скрытая борьба…


Продолжение следует


Рецензии
Какие важные реформы, а кому-то
всё было мало...
Александр достойно правил,
Чем Россию и прославил!
Женечка, с удовольствием исправляю
пробелы истории! Это нужно в школах
преподавать!
Спасибо, родная❣️
Отличного настроения и радости душе❣️

Надежда Веденяпина   14.06.2022 14:46     Заявить о нарушении
Надечка, спасибо за отклик и мнение. С теплом и добрыми пожеланиями. Здоровья желаю.

Евгения Грекова 2   14.06.2022 23:13   Заявить о нарушении
На это произведение написано 14 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.