Русские императоры-ч. 30-2 Император Александр П
Продолжение реформ.
Версия:
По мотивам романов:
«Первые Романовы» - Казимир Феликсович Валишевский (1849 -1935);
«Последний Рюрикович» - Валерий Елманова (25 июля 1962…..);
«Русские цари» – Борис Иванович Антонов, (01.09.1941……);
«Тишайший» - Владислав Анатольевич Бахревский (15.08.1936…..);
«Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - авто
Виноградов Николай Николаевич (1876 - 1938);
«Правда о Сусанине» - Алексей Данилович Домнинский (1794-1870);
«Иван Грозный» Костылёв Валентин Иванович (1884-1950)
«Колос мечты» - Георге Мадан (16 августа 1938…)
«Княжна Мария Кантемирова» - Майков Леонид Николаевич (1839-1900)
«Ледяной дом» - Лажечников Иван Иванович (25.09.1792 – 07.07.1869)
«Анна Леопольдовна. Наказанная добродетель» - Лев Иосифович Бердников (р.23.11.1956)
«Анна Леопольдовна» - Игорь Владимирович Курукин (р. 28. 1953-)
«Мирович» - Григорий Петрович Данилевский (1829-1885)
«Екатерина П» - Павел Мурузи (1915-2002)
«Елизавета Петровна – дочь Петра Великого» - Казимир Феликсович Валишевский (1849-1935)
«Фаворит» том 1, том2 - Валентин Саввич Пикуль ( 1928-1990)
«Г.А. Потёмкин. Его жизнь и общественная деятельность» - Василий Васильевич Огарков (1856-1918)
«Вокруг трона» Казимир Феликсович Валишевский (1849 -1935)
«Княжна Тараканова» - Григорий Петрович Данилевский (14.04.1829-6.12.1890)
«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» - Мельников-Печерский Павел Иванович (1818-1883)
«Деды» - Всеволод Владимирович Крестовский (1839-1895)
«Тихий ангел. Неразгаданный монарх» - Теодор Мундт (1808-1861)
«Императоры» - Георгий Иванович Чулков (1879-1939)
«Всё, что нужно знать об Александре1» - эссе Андрей Зорин (1956 -)
«Александр 1: Тайна за семью печатями» Андрей Самохин
«Записки Фёдора Кузьмича» - Лев Николаевич Толстой (1828-1910)«Император Александр 1 и Фёдор Кузьмич» - Балицкий Григорий Васильевич (1921-1999).
«Царственный мистик»- Владимир Владимирович Барятинсий (1874-1941)
«Правда о Николае 1» - Александр Тюрин
«Междуцарствие и восстание 1825 года» - Анисимов Евгений Викторович (1947-) доктор исторических наук, Санкт-Петербург.
«Пушкин и Николай». Исследования и материалы. Виктор Михайлович Вогман (1939-) историк литературы.
«Воспоминания» - Анна Фёдоровна Тютчева (1829-1889)
«Три царя» Эдвард Станиславович Радзинский (1936)
Земская реформа:
Одна из либеральных «великих реформ» Александра II, предусматривавшая создание системы местного самоуправления в сельской местности - Земских учреждений или просто Земств. Главным актом реформы стало издание 1 января 1864 года «Положения о губернских и уездных земских учреждениях». Эту реформу можно считать наиболее успешной, так как она позволила повысить прибыльность губерний в несколько раз.
Цель проведения Земской реформы:
• Привлечение к местному самоуправлению широкие слои населения.
• Предоставление населению самостоятельности в решении местных вопросов.
• Частичное возмещение дворянству утраченных привилегий.
Этой реформой Александр П хотел отвлечь население от идей революции, направив их энергию в конструктивное русло для решения местных проблем.
Земства были выборными органами власти. Правом голоса наделялись только мужчины от 21 года, а все избиратели делились на 3 курии (разряда): земледельческую, городскую и крестьянскую.
Земское и Волостное самоуправление.
Губернский съезд, так же как и уездный, проводился 1 раз в 3 года. Земская реформа 1864 года создавала особую систему самоуправления для крестьян: сельский сход и волостной сход. Сельский сход также был выборным, и его представители также выбирались на 3 года. Они отвечали за распределение земель, исполнение повинностей, набор рекрутчины, выбор Управления сходом и старост. Аналогичные вопросы, но на чуть более высоком уровне, решал волостной сход.
Функции земств:
Местные органы самоуправления занимались:
= строительством местных дорог - между деревнями, или между городом и деревней;
= открытием и ремонтом школ, больниц и приютов;
= сбором статистических данных и организацией переписи населения;
= помощью крестьянским и иным хозяйствам, особенно в неурожайные годы.
Все Земства подчинялись губернатору.
Городское общественное управление:
К ведению органов городского общественного управления относились хозяйственные вопросы: благоустройство, содержание и улучшение инфраструктуры, продовольственное обеспечение, противопожарные меры, здравоохранение, народное образование, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр. Надзор за деятельностью этих органов также доверялся губернатору.
Создавались два постоянных всесословных органа: Городская Дума и, подотчётная ей, Городская Управа. Дума принимала общие правила и постановления, назначала содержание должностным лицам, регулировала местное налогообложение, рассматривала бюджеты и отчёты о доходах и расходах, давала общие инструкции исполнительной власти и т.д. Управа же исполняла определения Думы, составляла сметы доходов и расходов, собирала для Думы сведения и отчитывалась перед ней о своей работе.
Городская Дума имела право выпускать (с одобрения полиции и губернатора) обязательные для жителей постановления, не противоречащие общегосударственным законам, однако круг этих постановлений ограничивался теми же хозяйственными вопросами.
Судебная реформа:
Эта реформа существенно изменила принципы и процедуры судопроизводства: суд стал гласным, открытым и устным, с состязательным процессом, при котором стороны получили равные права на предоставление и опровержение доказательств; в уголовный процесс было введено судебное следствие, на котором проверялись данные предварительного следствия. Был создан институт присяжных, созывавшихся для суда над обвиняемыми в тяжких уголовных преступлениях…
Реформа сопровождалась заменой персонала судебных учреждений, приведшей к существенному повышению квалификации судебных чинов и искоренению коррупции. Основополагающими документами реформы были Судебные уставы 1864 года.
Военная реформа:
Проводя эту и другие реформы, император пытался преодолеть отставание России от передовых стран мира в вопросах военного обеспечения и вооружения армии, и военной подготовки солдат страны…Эта реформа была одной из самых масштабных, как по времени, так и по результатам. Её подготовил военный министр Дмитрий Милютин, участник войны на Кавказе, принимавший участие в преобразовании войск этого региона. В 1862 году он, совместно со своими подчиненными, подготовил доклад для императора (именно с этого доклада фактически реформа и началась под непосредственным контролем Александра П). В этом докладе отмечались следующие проблемы российской армии:
= Россия тратила огромные средства на содержание огромной армии, сформированной из рекрутов, качество подготовки которых оставляло желать лучшего;
= отсутствовало нормальное разделение войск на «действующие» и «резерв»;
= около 70 процентов офицеров не имели военного образования из-за недостаточного количества соответствующих учебных заведений;
= неразвитость сети государственных учреждений, которые должны были осуществлять качественный контроль за оснащением армии;
= необходимость увеличения количества обученных и подготовленных резервных войск, что могло дать возможность иметь меньшее количество регулярных войск, тем самым снизить давление на бюджет страны, а, кроме того иметь «свободный трудовой ресурс» для использования в разных сферах (сельском хозяйстве, в промышленности и т.д.)
В 1861 году началась подготовка России к реформе, а непосредственно первые изменения прошли только в 1862 году и продолжались вплоть до начала 1880-х годов. Большинство изменений удалось воплотить в жизнь до 1874 года, когда была введена всесословная воинская повинность, что позволило сократить численность армии в мирное время и создать запас обученного личного состава. Повинность распространялась на всё мужское население, достигшее 20-летнего возраста. Вместо 25 лет службы, был установлен новый срок - для сухопутных войск - 6 лет, и 7 лет на флоте.
От воинской службы освобождались единственные сыновья в семье и единственные кормильцы, сектанты, духовенство всех вероисповеданий и инородцы Казахстана, Средней Азии, Крайнего Севера, частично - Кавказа и др.
Были введены новый устав. Личный состав был обеспечен более удобной и тёплой униформой. Для улучшения управления армией было учреждено 15 военных округов. С целью обучения военных чинов была расширена сеть военно-учебных учреждений, созданы гимназии, юнкерские училища и академии. Проведено перевооружение армии новыми видами нарезного стрелкового оружия и артиллерией.
Главная цель, которую преследовала военная реформа: устранение отставания вооружённых сил России от европейских армий.
Реформа в сфере образования (1864 г.):
Все перечисленные реформы требовали кардинального изменения системы образования в России. Она проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге, реформировали все уровни образования в России: начальное, общее и среднее образование. Допускались различные типы школ: государственные, церковно-приходские, земские, частные, воскресные,- чем была ликвидирована государственно - церковная монополия в сфере начального образования.
19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.
Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет.
Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской империи. Правда, фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была всё же высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.
В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование, однако, программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.
18 июня 1863 был принят Университетский устав. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование.
В этот же период женщины России получили возможность получать высшее образование. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы, на которых можно было обучиться в Москве, Петербурге, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом, они принимались туда под особым статусом – «вольнослушатели».
Всеобщее образование затронуло только начальные школы (3 класса). Даже средние школы и гимназии для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Высшее образование также было доступно не всем.
Была в реформах заложена мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были не подконтрольными государству, имея свои правила, своё распределение финансирования, самостоятельность в определении программы и предметов обучения, а также выбор кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня принято называть либералами…
==========================
ЗЕМСКАЯ РЕФОРМА:
Второй и тоже важный шаг:
Назрела земская реформа;
Затем другие стали нормой,
И изменений катят волны,-
К добру иль нет, но это знак.
…И взяли земства часть забот
С правительства – себе на плечи;
Сегодняшнему дню - предтеча:
Был с пониманием шаг встречен;
У земства дел - невпроворот.
Имели право те вводить,
Так скажем, «местные налоги» -
Все, их платить, повинны в сроки,-
Шли в земскую казну «потоки»,
Чтоб на местах дела вершить:
Вести строительство дорог
И содержать больницы, школы,-
(Такого не было дотоле).
И, чтоб предупредить крамолу,
Налажен с властью диалог.
ГОРОДСКАЯ РЕФОРМА:
В ряду задуманных реформ
Аналогична городская,-
И цель не может быть другая:
Как только, править помогая,
Предотвращать возможный шторм.
…Лишь Думе города решать
Его насущные проблемы.
А их давно диктует время;
И в землю брошено уж семя…
И урожай недолго ждать.
СУДЕБНАЯ РЕФОРМА:
Под подготовленный «Устав»
Прошла замена персонала.
Реформа эта показала:
Русь от коррупции устала -
Она на теле, как удав.
Система русского суда
Подверглась в корне измененью:
Виновен,- нет ли,- ждут решенья:
Присяжных суд своё веленье
Объявит, милость к ним явя…
И, забегая наперёд:
Суд оправдал Засулич Веру.
Она явилась «пионером»,
Для покушений сняв барьеры,
И тем, открыв террору счёт…
ВОЕННАЯ РЕФОРМА:
…Рекрутчина отменена.
Повинность воинскую граждан
Нести мужчина должен каждый
С усердием и без поблажек,-
Расходы сократит казна.
…Уходят воины в запас
По истеченью срока службы.
А в годы мирные не нужно
Жить семьям без отца и мужа.
Но, коль война вдруг началась,
Собрать их быстро под ружьё
Труда не так уж много надо,
И нет для этого преграды.
Не будет Русь никем распята:
Тот воин лёгок на подъём.
РЕФОРМА В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ:
Реформы, что пошли в стране,
Тянули вверх образованье.
И это требует вниманья
Ко всем сословиям, - ведь знанья
Нужны, и в мире, и в войне.
И расширяется сеть школ –
Начальных, средних, также высших;
Потребность есть в специалистах,-
И «нУжды» в них - огромен список.
И он реформу ту провёл…
В том, несомненно, добрый знак:
Царь для Руси – большой радетель.
Но всё ж случается на свете:
Хоть безобиден вид «предмета»,
Но можешь с ним попасть впросак…
Не контролировать процесс –
Ошибкой было государства,
Что привело затем к мытарству:
Цель - покушение на царство,
А для царя – душевный стресс.
…Остался в памяти монарх
Как реформатор государства.
Не ожидает он бунтарства,
Но в обществе полно коварства,
Ведётся скрытая борьба…
Продолжение следует
Свидетельство о публикации №122011908823
всё было мало...
Александр достойно правил,
Чем Россию и прославил!
Женечка, с удовольствием исправляю
пробелы истории! Это нужно в школах
преподавать!
Спасибо, родная❣️
Отличного настроения и радости душе❣️
Надежда Веденяпина 14.06.2022 14:46 Заявить о нарушении
Евгения Грекова 2 14.06.2022 23:13 Заявить о нарушении