14. Только для теннисистов. Куда пойти - кому сказ

И это действительно так.

Можете считать То, что я изложу для вас ниже – моим кратким напутствием в таком непростом деле как выбор, на пути будущего теннисиста. На таком длинном, но в то же время, и на таком мимолетном…

Ведь ваши ошибки на этом пути - это потеря такого драгоценного молодого времени для совершенствования вашего дитяти, что, попав в неправильные руки, вы теряете абсолютно все, о чем мечтали и к чему стремились… И с каждой новой ошибкой ваш путь значительно сокращается. Следующий неправильный выбор – снова утрата времени, и снова – новый поиск. А потерянного времени уже не вернуть, и дальше – тоже все непонятно. Ведь сегодня все тренера – все на одно лицо. И который из них настоящий – вам, без личного опыта – почти не угадать.
И я хочу, хоть немножко, подсветить вам – на этом, непонятном для вас, пути.

Конечно, совершенствоваться в любом деле можно в любом возрасте, но взрывная сила у человека начинает ухудшаться уже с 18 лет! И если вы мечтаете о спортивной карьере, то надо поспешать.

Поэтому, не нужно утопать в эфире своего смартфона, пока ваш ребенок бегает по корту, а постарайтесь вникать в происходящее. И, со временем, вы начнете хоть что-нибудь, да понимать.

И не бойтесь менять тренеров если топчитесь на одном месте.

И не бойтесь возвращаться к ним - если поняли, что что-то упустили и до конца не уловили - из предлагаемого этим тренером. Мысль ведь имеет свойство преображаться со временем, и начинает отличать, с новым опытом, фальш от истины.

Обиды? Ну что вы – наша глупость ненаказуема: - мы мечемся, - мы ищем, - мы спешим…
Понять – можно. Общайтесь. Не закрывайтесь в собственной скорлупе…

Но что значит – топтаться на месте? Вы чувствуете, что вы (или ваш ребенок) прогрессируете и довольны, не понимая, что за время, потраченное вами на тренировки, вы и без тренера подросли бы не меньше. Потому что вы получаете примитивные, поверхностные знания, которые и сами со временем приходят, но на базе которых вы играть   х о р о ш о  - никогда не будете – играя хоть всю жизнь. У меня же, уже на первом занятии все взрослые ученики держат мяч не менее 10 ударов. По моей школе.

Все теннисисты со стажем считают, что играют - хорошо, просто не понимая, что такое – хорошо! Да, бывает, но лишь иногда, когда игра у них - идет. Но – лишь иногда. И лишь – идет. А, когда, вдруг, что-то не получается, я слышу ото всех одну и ту же песню, что они давно не брали ракетку в руки. Но это - чушь. Ведь сколько бы вы не голодали – вы никогда не разучитесь глотать. Я специально утрирую - для лучшего понимания вами той сути, которую пытаюсь до вас довести. Научившись играть на уровне правильных знаний по биомеханике, а не на уровне лишь поверхностных физических ощущений, вы уже  н и к о г д а  не сможете играть неправильно, какой бы перерыв у вас не был. Потому что из организма выветриваются лишь искусственные ощущения, а натуральные – никогда. Я еще в детстве научился правильно дышать и уже дышу правильно даже во сне. Но я уже повторяюсь – читайте на сайте разделы: «Биомеханика» и «Программа обучения».

У меня же сейчас задача другая, не техническая, а практическая – подсказать, на что же вам следует обращать свое внимание, когда ничего не смыслишь в теннисе.

Первым делом вам придется выбрать себе тренера.
Но если технический фактор вам не по зубам, то тренера вам придется выбирать вслепую.
Нет, конечно же вы, по возможности, поспрошаете знакомых, побежите в самые элитные клубы (если финансы позволяют), почитаете прекрасные спортивные биографии и т.д., и т.п. но от ошибок вы все равно не застрахованы. В нашем несуразном обществе все может быть не по заслугам: или - по везению, или – по блату, или… или…

А если у вас и с финансами еще туго, то придется вообще - брать мальчишку с улицы. Но лучше, все же, не совсем сопливого - который случайно где-то, что-то выиграл. Почему случайно? Да потому, что в таком возрасте все – случайно. В голове еще пусто, но приходят правильные ощущения, и теннисист начинает играть как Бог и - выигрывает. Но ощущения без знаний быстро уходят, и он снова – лишь посредственный теннисист. А вам нужен тренер с интеллектом, а не тот, который хорошо бегает. Да и для спарринга не всякий бегунок подойдет, потому что если в техническом плане он плох, - то и вы будете играть намного хуже, чем умеете. Ведь абсолютно любые неправильные движения противника будут отражаться и на ваших ударах. А с хорошим соперником - и вы будете выглядеть лучше. Да и подтянитесь, в чем-нибудь, одновременно.

Но, чтобы вы меня лучше поняли, я вам скажу невероятное – даже великие теннисисты после окончания своей карьеры, говорят – что играть они - ТОГДА - еще не умели!? Это указывает на то, что процесс познания - бесконечен. Даже все великие профессионалы очень далеки от совершенства. Но понимать это начинаешь – только, перешагнув через   о п р е д е л е н н ы й   рубеж познания! О существовании которого основная масса теннисистов даже и не догадывается. Это все равно, что посмотреть на то, что мы видим каждый день – под микроскопом! И содержание видимого обычным взглядом - невероятно расширяется!
А до ЭТОГО считаешь, что ты уже - АСС!!! Сколько раз я в своей жизни кричал – ЭВРИКА! - не сосчитать. И встав на новую ступень, снова кричишь…, но и удивляешься (уже понимая), неужели и этот твой уровень – еще не предел?! 

Конечно, то что я только что вам рассказал – не для всех, а лишь для тех, кто на правильном пути. Кто уже встал на эту дорожку – под микроскопом. Кому хватило пытливости ума для понимания, что все намного глубже – чем нам дано видеть! А кто видит лишь то, что лежит на поверхности, быстро застывает на определенном для себя уровне  –  н а в с е г д а. Потому что на примитивных искусственных знаниях и результаты будут соответствующими.

И так. Даже если вы и считаете, что вам с тренером повезло - все равно придется не уповать на хороший выбор, а вникать во все и вся.
Не забывайте, что мало попасть на одаренного тренера, нужно еще, чтобы тренеру было до вашего ребенка, а не до простого «отбывания номера».
Ведь когда тренер знаменит, то он и ведет себя как знаменитость, позволяя себе то, чего не позволял - до большой востребованности.

Думаю, что проще будет столбиком перечислить все отрицательные факторы в обучении, на которые вам стоит обратить свое внимание, а уж потом и остановиться на непонятном более подробно.

Конечно, всего и не перечислить, но вот - наиболее часто встречающиеся из них:

- недобросовестность
- халатность и лень
- показуха и заумничание
- неконкретность в обучении
- строгость (грубость)
- методическая несуразность
- слабая техническая оснащенность
- профессиональная безграмотность
- и т.д. и т.п.

НЕДОБРОСОВЕСТНОСТЬ
- не сразу и разглядишь.
Но она очень распространена среди тренеров. Хотя к ней, как бы – и не подкопаешься.
Как будто - так и надо, потому что уже вошло в привычку и уже – даже не стыдно.
Частенько вижу, как тренера, дав указания своим ученичкам, уходят с корта по другим своим делам. Или организовывают с соседним тренером мнимые соревнования между своими учениками, чтобы самим посидеть на лавочке. Но ведь вы и сами можете это сделать и – совершенно бесплатно!

ХАЛАТНОСТЬ И ЛЕНЬ
– из той же серии, но в более грубой форме.
Многие тренера, просто так – без причины, больше сидят на лавочке вместе с учеником, чем тренируются. Или молча, или беседуя о чем-то, но думаю, что не по теме. И это плохо не только потому, что за это просиживание тренировочного времени деньги уплачены, но и потому, что этот отдых вреден для спортсмена, так как ведет к потере мышечного тонуса. Расслабляться нужно уметь в процессе самой тренировки, повышая этим свою выносливость.
Если я играю даже 7 часов подряд, то ни разу за эти часы не присаживаюсь на лавочку и не испытываю в этом никакой необходимости.
Но эти первые два фактора в основном касаются востребованных тренеров (работающих в клубах), которым уже все осточертело: изо-дня в день одно и то же, и почти без перерывов на отдых. Понять можно, но это означает, что тренер просто - не на своем месте, то есть - не любит свою работу.

ПОКАЗУХА И ЗАУМНИЧАНИЕ
Здесь все наоборот – тренер лезет из кожи..., изгаляется - как только может, пускает пыль в глаза - чтобы показаться умным и грамотным во всем и вся. У такого тренера чего только нет в его атрибутах: и мишеньки, и скакалочки, и лестнички, и разные там мячи и мячики, в том числе и на веревочках с палочками… Ведь у такого тренера в арсенале (кроме тенниса): и футбол, и волейбол, и общеразвивающие, и черт знает что еще – чем, вообще-то, нужно заниматься в неурочное от тенниса время.
Отсюда и вытекает    

НЕКОНКРЕТНОСТЬ В ОБУЧЕНИИ
- Если ваш ребенок на корте часто играет в футбол, а не в теннис…
- Разучивая подачу, бросает мяч рукой, а не бьет по нему ракеткой, хотя биомеханика движений здесь - абсолютно разная, и пользы от таких упражнений –  н и к а к о й …
- Или занимается какими-либо другими упражнениями - далекими от теннисных…
- Бегает по лестничным квадратикам, рискуя оступиться – ведь квадратики должны быть разными, в зависимости от длины ног у ученика, а у нас все под одну копирку для всех…

И на фига вообще что-то чертить мелом на корте? Ведь, находясь в боевой обстановке, постоянно стараешься перепрыгнуть через эти метки! И даже через листики – осенью. Ведь боковым зрением мы все видим!

И глупо стараться попадать в мишень на корте – движения сковываются, и техника не совершенствуется.
Ведь достаточно просто определить это место на корте, - на словах…
Да и вообще разбрасывать мишени по корту – травматично. А убирать и ставить по мере необходимости, – глупая работа и потеря времени.

Разные там мячики на веревочках – непрактичны, потому что веревочки висят на пути ракетки и мешают правильному ее движению.
Мячики на горизонтальной палочке с пружинкой – недалеко ушли, если только палочку эту не поставить вертикально, но тогда нужна тяжелая подставка – как для новогодней елочки.
Но зачем изгаляться, когда достаточно показать движение ракетки, ударяя ею по тросику теннисной сетки, или просто по мячу в вытянутой перед собой левой руке, или даже просто по воздуху – ведь этот показ   с и е м и н у т н ы й ,   а не для постоянной тренировки (как у многих) – зачем вся эта никчемная суета на ровном месте?

Показуха – вещь заразная. От нее и производители подсели на выдумывание разных заумных атрибутов (им же выгодно), когда, на самом-то деле в обучении должны использоваться всего лишь … -   р а к е т к а   и   м я ч и !!!   И …  -  в с е !

СТРОГОСТЬ (ГРУБОСТЬ)
Бытует мнение, что преподаватель должен быть строгим, тогда его и слушаться будут, и порядок в группе будет. Но это - далеко не так. Ведь главное - любовь, а не строгость. А любовь может быть и строгой - в том числе. Тогда возникает взаимопонимание и правильное общение. И это – от природы. Этому нельзя научиться. Искусственно любить – невозможно. Это всегда чувствуется. Поэтому, если преподаватель строгий без любви – его тоже не любят и в группе начинается «бардак»… – дети его не слышат. Тогда строгость преподавателя перерастает в грубость, и дети начинают его бояться и ненавидеть.

Знакомая картина? В школе ведь все учились.

И, чтобы казаться строгим и требовательным, а может и просто от небольшого ума – тренер начинает наказывать учеников не только за непослушание, а и за неправильно выполненный удар. И я постоянно вижу, как дети, у таких тренеров - после каждого неправильного удара или отжимаются от пола, или бегают пару кругов по корту.
А тренировочное время пропадает даром.
А ученик, от плохого настроения, и от дополнительной усталости, играет все хуже и хуже.

Скажу так.
Детей вообще нельзя наказывать (На корте. Да и за проступки - тоже. Если и сорвалась рука, сгоряча - до подзатыльника, то не забудьте, когда остынете, пожалеть его (ее) и попросить прощения).

Т о л ь к о   п р и   х о р о ш е м   н а с т р о е н и и   у ребенка будет повышенный мышечный тонус и хорошо будет работать голова! Но это относится и к взрослым (на корте). Тренер может возмущаться, но естественно и не злобно, а от любви к ближнему – от сострадания за неудачи ученика! Это не повредит, а даже может и помочь, повышая его тонус. Но только не специально, а – от обстановки. Фальш здесь не уместна – хоть вы, по природе, может быть, и артист.

МЕТОДИЧЕСКАЯ НЕСУРАЗНОСТЬ
(Все должно быть приближено к боевой обстановке.)

Но какая речь может идти о боевой обстановке, если 90% тренеров тренируют, стоя у корзины с мячами. Бросают мяч хоть и ракеткой, но как попало, прямо с руки – а от ученика требуется ответить с отскока. То есть, сами делают одно, а от ученика требуется – другое. Хотя в этом и есть свой резон – ученик приучается к самостоятельности. Но какая у него может быть самостоятельность, когда он   в с е   - еще неправильно делает? И еще очень долго будет делать неправильно при таком методе обучения.

Я себе такой роскоши не позволяю, даже если играю 7 часов подряд, все равно не применяю корзину - ни при каких обстоятельствах. И не беру ее с собой. На корте она является помехой, а вне его – вообще не нужна. (Поэтому меня и за тренера-то мало кто принимает. Ведь корзина – атрибут тренера!!!  … – тоже из разряда показушности…) И не расставляю на корте никаких фишек, и не делаю никакой другой ерунды, а бегаю по площадке, чтобы ученик видел - как нужно двигаться, подходить к мячу и бить по нему. Ведь визуальное восприятие учеником движений тренера даже бывает важнее самих слов, которыми забивают его голову - без зрительного восприятия! Поэтому многие мои ученики начинают стабильно держать мяч уже на первом же занятии.

Если тренер (в тренировочном процессе) заставляет ученика играть на него, а не в пустое место на площадке – это может вылиться в психологическую привычку играть на противника и в боевой обстановке. Например, так однажды, играла Наташа Зверева против Шрайвер на Кубке Федерации и проиграла, посылая каждый раз мячи не в абсолютно пустое место на корте (уже выбив ее с корта), а прямо в руки соперницы – на убой. С третьего такого раза подряд - Шрайвер даже рассмеялась.

Если тренер все же настаивает, чтобы игра шла на него, то есть такой психологический прием – вместо тренера видеть на корте место, в которое вы хотите попасть. Хоть и не очень, но это - помогает. Я же категорически требую, чтобы ученики всегда играли по обстановке, а не на меня. Даже на самом начальном этапе – хоть немного, но вбок, а не в руки. Нужно, с первых шагов, учиться видеть в тренере не учителя, а противника.

И вообще любые установки накладывают отрицательный отпечаток на ученика.
Есть, конечно, много рекомендуемых упражнений по набиванию определенных ударов, в разных комбинациях, и это нужно брать на вооружение, но - если при этом возникают неудобства – лучше, все же отойти от программы и выполнить эффективный удар по новой сложившейся обстановке, чем проиграть его – по старой. От этого возникает неудовлетворенность собой, а с ней и неуверенность в себе. А этого нужно избегать - пока не переросло в психологический фактор.

Великий швед Бьерн Борг по этому поводу говорил, что он никогда не меняет намеченного удара, даже если противник уже бежит в этом направлении – зато его удар не теряет своей мощи.  Конечно, это не аксиома, а всего лишь повод к размышлению. Да и взять это на вооружение может лишь теннисист с очень мощными ударами, которыми и обладал швед.
Поэтому, лучше всего - играть по обстановке, не исключая при этом и фактор удобства.

СЛАБАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ОСНАЩЕННОСТЬ
Понять которую вам будет особенно сложно, но все же можно - по некоторым действиям и словам тренера. На некоторые, наиболее часто встречающиеся в тренерском обиходе слова я уже ранее обращал ваше внимание, да и на действия тоже. Но всех слов не расскажешь, а действий не перечислишь. Но кое-что еще, бросающееся в глаза, я все же отмечу.
 
- ЕСЛИ тренер подкидывает мяч ученику   р у к о й,   а не ракеткой, то этим он лишает ученика визуального контроля за своими действиями, которых попросту, просто - нет.
А ведь самый эффективный метод в обучении –   л и ч н ы й   п р и м е р .
Почему тренера так поступают?
Скорее всего, чтобы   т о ч н е е   подбрасывать мяч, что указывает на их недостаточную техническую оснащенность. Не все знают, но сыграть   о ч е н ь   тихо и при этом   о ч е н ь   точно под удобную руку ученику, значительно сложнее, чем средне или сильно - если играть чисто по классическим канонам. А в основном большинстве, даже профессионалы высокого уровня, играют лишь по классике.

- ЕСЛИ тренер, стоя у корзины, играет хоть и ракеткой, но прямо    с   р у к и,   его движения тоже будут далеки от учебных, и он так же лишает ученика все того-же визуального восприятия.
А это восприятие особенно важно на первых стадиях обучения - пока ребенок не потерял интерес к теннису. И если самому играть - как в боевой обстановке, соблюдая все технические тонкости, то и ученик будет стабильнее попадать по мячу и при этом будет присутствовать еще и азартный игровой интерес, а не только сухой – учебный.

- ЕСЛИ тренер стоит у корзины  -  к а к   в к о п а н ы й ,  совсем не переступая ногами, а тянется к мячу. Этот технический нюанс так же может указывать как на техническую безграмотность тренера, так и… на тараканы в его голове.
Ведь работа ног  о б я з а т е л ь н а   даже при ударах с места!
И это – очень серьезный технический недостаток.
И   т я н у т ь с я   к мячу   т о ж е   - категорически нельзя, что так же является грубейшим нарушением техники. А тренер, в данном случае, демонстративно исполняет эту техническую корявость. А любые корявости в движениях тренера могут прилипнуть к ученику так, что их потом не отодрать никакими стараниями. И все это происходит именно на первых шагах обучения, когда восприимчивость у новичка особенно велика. И особенно - в молодости. И чем моложе – тем больше. Мы ведь таблицу умножения до сих пор помним, а что кушали вчера – нет.

- ЕСЛИ тренер, хоть и без корзины, играет лишь мышцами руки, почти исключая - как работу ног, так и туловища. Тоже бывает трудно понять, что это – демонстрация своей глупости, или он иначе и не умеет? Но чем бы это не было – это - тренера не только не красит, но он еще и целенаправленно вредит ученику. Ведь без работы крупных мышц удар лишается своей мощи! А тренер здесь, своим примером, искусственно лишает ученика этой мощи. 

Я иногда специально выделываю всякие невероятные выкрутасы ракеткой - чтобы увидеть ответное поведение ученика. И ученик обязательно следом тоже выкручивается подобным образом – хотя это и неудобно, и ужасно неэффективно. И все это у него происходит не потому, что он хочет это повторить, а интуитивно - на подсознании. А он даже не понимает, что копирует! Но, делаю я это не с целью поиздеваться, а с учебной, чтобы показать и доказать – как можно испортить хорошую игру соперника, меняя свои собственные удары.

Но самое главное, чего я еще не сказал, имея в виду слабую техническую оснащенность тренера, это   -   и г р о в а я   в а р и а т и в н о с т ь !   Но та вариативность, которую я имею в виду, совсем не то, что понимает под этим основная масса теннисистов, которая играет лишь на поверхностных физических знаниях. И всего лишь только по одной школе. И, конечно же – по классической. Которая раньше всех зародилась, и умирать не собирается. Хотя это - и необязательно. Нужно просто продвигаться дальше! Разнообразя технические приемы! А у нас в мире даже до испанской школы мало кто дорастает!  Я же в обучении использую три школы. Читайте разделы по программе обучения, биомеханике и другие…

Я, в начале этой статьи, лишь сделал вам намек, что на микроуровне технические границы тенниса бесконечно расширяются. Но что это за такой непознанный мир, и на чем он держится, я только ученикам своим рассказываю. Во-первых, у меня нет никакого желания влезать в эти дебри, а во-вторых - на бумаге, без визуального контроля, вы все равно мало что поймете. И лишь на базе этого уровня у вас появится это бесконечное многообразие технических приемов и   
-   и г р о в а я   в а р и а т и в н о с т ь   с ее необыкновенной красотой!

Вы же, сидя на лавочке по нескольку лет, наблюдаете за ребенком лишь перекидку мяча с одной стороны на другую, и одним и тем же однообразным ударом. А ведь настоящий теннис можно сравнить с танцем, где каждое движение должно происходить, в зависимости оп положения тела и мяча, а не под копирку.

ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ БЕЗГРАМОТНОСТЬ
- заставлять теннисиста бегать на длинные дистанции, развивая при этом лишь обычную выносливость, которая теннисисту просто не нужна. Ведь теннисисту нужна  -  с к о р о с т н а я  выносливость, что не одно и то же и что развивается   с о в с е м   иначе.

Так же неразумно - тренировать на тренажерах лишь обычную медленную силу, когда теннисисту нужна   -   в з р ы в н а я   сила.

И вообще на безграмотных тренировках вы очень быстро придете к мышечному застою.
А что эти тренировки в общей массе безграмотны, я уже вижу и на первых двух простых примерах.

Но у меня нет цели освещать весь процесс общефизической и специализированной подготовки теннисиста в подробностях. Цель статьи совсем другая. Да и при желании - это огромная работа – не в двух словах.
Скажу только…
Если вы верите в волшебность некоторых упражнений, то – зря, я – давно – нет.
Любые упражнения одинаково приносят мышцам пользу, нужно просто правильно их подбирать по назначению, и правильно выполнять. Для этого нужно еще знать и анатомию человека. А самое главное здесь, не только в правильном подборе упражнений, но и в методике, и в нагрузках, и в режимах работы… и т.д. и т.п.… - в чем тоже нужно разбираться.

И, В ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Каждый человек стремится к своему совершенствованию.
И я никогда не верю людям, которые говорят, что их все в своей игре – устраивает. …
Просто их не устраивает, что за все нужно чем-то платить.
И не только деньгами, а и своим трудом, и потраченным временем…
Но иначе ведь и не бывает – если только вы не вундеркинд от рождения.
Хотя и вундеркиндам тоже приходится пахать, чтобы не застыть на этом своем уровне, а стать еще лучше! Ведь предела самосовершенствования - не бывает!

                (см.сайт: bonai.ru)

16.01.2022г.


Рецензии