Древние часть 297

Древние часть 297


7 тайн России на старинных европейских картах

Для картографов Европы территория России часто была загадочной и таинственной. Тем интересней бродить по старым картам, созданным на Западе.
________________________________________
Рейтинг составлен на основе двух карт:
- Карта России с гравюры Гесселя Герритса, Амстердам, 1614 г.
Считается, что, несмотря на погрешности, для начала 17 века карта являлась (и в течение нескольких десятилетий оставалась) самой точной картой русского государства. Карта Гесселя Герритса отличается от всех предшествовавших большею верностью сведений, как в общих очертаниях, так и в подробностях.
- Карта России, Московии и Тартарии, с гравюры Франса Хогенберга, Антверпен, 1570 г.
Антоний Дженкинсон, составитель данной карты, не был ни в одном из этих мест, и возможно вообще в России - Тартарии. А составил он свою карту по описаниям, дошедшим до него от различных путешественников того времени.
1. Тартария
Таинственная территория на Восток от реки Тобол. На второй карте Россия и Московия выделены как административные единицы внутри нее.
2. Тобольск - столица Сибири
Так обозначен единственный город Тартарии.
3. Пегая Орда
Странное воинское образование недалеко от Тобольска.
4. Волга РА-река
5. Император Иван IV Васильевич (Грозный)
Император Ioannes Basilivs Magnus, Imperator Russie, Dux Moscovie - Иоанн Василевс Великий, Император России и князь Московский.
Во второй половине XVI века в мире никого не называли императором, кроме русского царя. Были короли, князья, цари, султаны, а император был один. Так повелось еще с Византийской империи, «Василевс» (по-византийски «император»), считался правителем мира.
6. Золотая баба - Богородица
Золотая баба изображена в виде Сикстинской мадонны Рафаэля.
Текст гласит о том, что это необыкновенное божество было культом народа той местности и давало ответы на вопросы, которые ей задавали.
7. Культ Ра
По комментариям составителя карты, люди этой местности (северная часть Сибири) поклонялись Солнцу, а в качестве символа Солнца использовали кРАсное полотнище.
Столица Тартарии. Итоги. Китайцы прячут следы Ханбалыка?
Опубликовано 16 июля, 2018 - 03:45
И вот мы подошли к развязке нашего расследования главного региона Тартарии - Катая, - и её столицы - города Ханбалыка. Изучив десятки документальных свидетельств, оставленных современниками Хубилая и других правителей этой загадочной страны, мы выяснили примерное местонахождение следов легендарной резиденции тартарских ханов.
 
Для тех, кто ещё не понял, о чём мы тут толкуем, настоятельно рекомендуем заглянуть в предыдущие статьи этого цикла, а именно:
Часть 1.  Столица Великой Тартарии. Хамбалык
Часть 2. Столица Великой Тартарии. Шамбала
Часть 3. Столица Великой Тартарии. Исчезновение
Часть 4. Столица Великой Тартарии найдена в китайском Ордосе
Часть 5. Стали известны две основные версии гибели Тартарии
А если вы уже в теме, то давайте кратенько пройдёмся по основным выводам, полученным в результате наших документальных “раскопок”. От общего к частному. И кое-что ещё добавим.
Основные выводы, полученные в ходе исторического расследования
Первая серия фактов. Империя великого хана называлась современниками “Тартария”, а не “Великая Тартария”. Империя была создана не ранее конца XIII века Чингиз-ханом  (скифом по происхождению) на базе регионов Скифия и Серика (“народности” с “арийской” гаплогруппой) путём присоединения земель соседних народов. Центром новоиспечённой империи стала провинция КАТАЙ, где в период первых семи великоханских поколений размещались на достаточном удалении друг от друга четыре сезонных резиденции с гаремами, управляемыми жёнами-императрицами. В подчинении каждой супруги состояло до 10 000 человек.
Катай граничил с традиционно китайскими-чинскими-синскими (China/Sina) территориями на юге, Тангутом на западе, тартарами Niuche (позже они взяли себе название “маньчжуры”) на востоке, а также пустыней Lop/Gobee и Алтайскими горами на северо-западе.
Вторая серия фактов. Точные данные о первоначальном составе Тартарии и дате её основания трудно установить по причине отсутствия карт и письменных свидетельств, созданных в XIII-XIV веках.
Реалистичному датированию тех или иных событий Средневековья препятствуют три основных фактора:
1) отсутствие “прижизненной” даты на некоторых документах (картинах, картах, миниатюрах, в книгах) и их поздняя датировка; чаще всего, это приводит к тому, что источники искусственно “удревняются”;
2) в XVI веке в свет выходят историко-картографические работы “по Птолемею”. Хотя он, по официальной версии истории, жил в глубокой древности; почему надо было ждать более тысячи лет, чтобы обнародовать его изыскания - неизвестно. Интересно, что в таких трудах смешивается политическая обстановка Средневековья и “Древности”. В ситуации, когда на одной и той же карте ты видишь Францию, Халдею, Трою, Вавилонию, Скифию и средневековую Тартарию, теряются всякие временные ориентиры. На самом деле, эти работы “по Птолемею” были не единственными, где можно встретить такое смешение эпох. Вот карта, приписываемая самому Христофору Колумбу.
3) третий фактор - европейская историография “устаканивалась” постепенно, но уже с XVI века историки начинают “удревнять” мировую историю и, в частности, европейскую. В XVII веке, например, в книге 1677 года (когда Тартария начинает трещать по “швам”) приводится обширная таблица событий и дат по шкале “от сотворения мира” на католический манер (сейчас идёт 6018-ый год). И даже в этой таблице можно обнаружить немало временнЫх сдвигов, когда те или иные события происходят на 200-300 лет позже или раньше, чем принято современной исторической “наукой”. Некоторые века практически “пусты” на события - видимо, растягивая по времени мировую историю, учёные того времени ещё не успели придумать, что туда вставить. На рубеже XVII-XVIII вв. европейские историки приходят к общем знаменателю, и единственно верной считается хронология по Скалигеру.
При наличии этих факторов, затрудняющих реконструкцию исторического развития Тартарии, невозможно точно знать, каким образом эта азиатская империя начала своё победное движение по континенту и как достигла своего наибольшего расцвета. Недостаточно письменных доказательств того, что Европа была частью этой империи, если лишь косвенные признаки. А вот принадлежность к Тартарии исконно русских земель мы доказать можем хотя бы даже благодаря оцифрованным картам якобы XIV века.
В помощь, например, морская навигационная карта вроде как 1339 года Анджелино Дульчерта (Angelino Dulcert). На них земли Ростова-на-Дону и современной Украины помечены ханскими флагами с перевёрнутыми вверх головой украинскими “соколами” и полумесяцами. Эти же стяги развеваются над сибирскими городами, где изобаражается великий хан Усбек (Usbec; тоже близкий потомок Чингиз-хана). Полония (Польша), согласно карте, обозначала в это время на своём флаге полумесяц, соединённый с простым крестом. Скорее всего, реальная дата создания карты - почти на сто лет позже заявленной. По стилю и почерку напоминает Каталонский  атлас мира якобы конца XIV века.
Третья серия фактов. Ханбалык выделяется на картах современников в качестве столицы Тартарии, примерно, с середины XV века. На востоке от него - город и регион Камул (Camul), на юге - Sina/China (Китай), на севере - Алтай с гробницами ханов, на востоке - все рисуют по-разному, иногда озеро Xandu, обычно - море-океан; так происходило до тех пор, пока в эти места не стали наведываться европейцы, примерно, с 1660-80 гг., то есть времени полного падения столицы и превращения империи (Тартарии) в Великую, союзную Тартарию.
Несправедливо будет не упомянуть о структуре самого Ханбалыка в годы своего расцвета. По описаниям западных учёных мужей, это был огромный город размером 28 миль в окружности. Здесь возникает вопрос о том, сколько метров подразумевалось в одной такой миле. Обычно миля - больше километра. Но в тех местах часто использовались китайские мили - “ли”, примерно, чуть больше половины километра в длину.
Относительно особенностей столицы Тартарии и её дворцов можно написать отдельную статью. Но мы попробуем кратенько пройтись по основным характеристикам города из описаний венецианца Марко Поло, современника великого хана Хубилая (Cublai).
Путешественник говорит о том, что во время правления этого императора Ханбалык был 24 мили в окружности. Улицы были квадратными, и сам по себе квадратный по форме город выглядел, “как шахматная доска”. Стены городской крепости были окружены широким рвом и поднимались в высоту на 10 шагов (примерно, 7,5 м), в углах внешней ограды столицы располагались ворота - для движения жителей. В центре южной стены - главный, ханский вход - только для проезда императора. На углах крепости и между ними - по большой башне.
Внутри городских стен находился ещё один такой квадрат, и в нём тоже было 8 “дворцов” (башен), двери во внутренних стенах располагались так же, как во внешних. Это и был императорский дворцовый комплекс, внутри которого находился главный дворец великого хана; здание примыкало к северной стене комплекса и было одноэтажным, поднятым над землёй на высоту 10 ладоней (примерно, 1 м).
Дворец был настолько огромным, что один только зал для приёма гостей вмещал 6 000 человек (по утверждению Марко Поло). Кроме зала во дворце имелись покои для ханской семьи, “кабинетные” палаты императора, его сокровищницы и т.д. Венецианец пишет, что на тот момент в мире не было зданий, похожих на этот по размеру и шику оформления.
На южной стороне двора внутри дворцового комплекса был раскинут парк с красивыми деревьями, в том числе плодовыми; там спокойно гуляли различные животные - птицы, косули, звери… Над густой травой тянулась дорожка на высоте двух локтей от земли.
За северной стеной комплекса (на северо-западе) простиралось большое озеро, откуда великому хану вылавливали на обед рыбу разных видов. Озеро, в которое впадала небольшая несущая рыбу река, было рукотворным. Выкопанная земля образовала рядом большой холм высотой 100 “хороших” шагов (0,75-0,80 м * 100 ш.), что равняется 75-80 м (высота обычной пятиэтажки - 15 м) (возможно, имелось ввиду, что путь до вершины занимал 100 шагов, тогда высота холма была меньше). На нём также был раскинут парк, куда великий хан приказывал высаживать любой понравившийся вид растения, некоторые деревья по его приказу пересаживались на этот холм вместе с корнями. В центре парка стоял небольшой дворец для отдыха.
Хан приказал построить такой же по размерам дворец (как главный великоханский) - для своего сына - будущего императора. Он стоит на другой стороне озера, пишет Марко Поло, и есть мост, “пересекающий воду от одного (дворца) к другому”.
Обобщая особенности города и дворцового комплекса в столице Тартарии, важно заметить их довольно сильное отличие от характеристик Пекина и Запретного города. Несмотря на это обстоятельство, с момента наводнения 1642 года европейцы всё больше убеждаются в том, что столица Тартарии расположена в Пекине. Логику таких выводов современников можно понять, прочитав предыдущую статью этого цикла.
Город Ханбалык (венецианец поясняет: “Kan-Baligh” = “Город хана”) располагался  на расстоянии 10 миль к востоку от широкой реки Полисангин, впадающей в океан. Через Pulisanghin был перекинут отделанный мрамором мост с 24 арками; длиной сооружение было в 300 “хороших” шагов (300 * 0,75 м), что равно 225 м. Ширина моста через Полисангин равнялась восьми “хорошим” шагам.
Далее на запад текла ещё одна река - Караморан (“Чёрная река”). В английском переводе книги Марко Поло 1903 года издания с комментариями и дополнениями от 1920 года в примечании сказано, что под этим названием все европейские современники и некоторые мусульманские авторы того времени подразумевали Жёлтую реку, или Хуанхэ.
Таким образом, можно заключить, что река Полисангин со средней шириной русла 250 м текла восточнее реки Хуанхэ, то есть Полисангин не являлось главным руслом Хуанхэ, но, скорее всего, была с ней связана. Расположение на западе от Катая и Ханбалыка Жёлтой реки (которая, по описаниям Марко Поло, была настолько широка, что через неё невозможно было перекинуть мост) показывает: главная резиденция великого хана располагалась в местах, называемых теперь префекторией Ордос во Внутренней Монголии (Китайская Народная республика).
Ещё одна деталь - через реку, недалеко от Ханбалыка, должны находиться остатки более раннего города хана - города Тайду.
Четвёртая серия фактов о Катае и Ханбалыке. В 1557 году в местах Китая (China/Sina), КАТАЯ (CATHAYO) и Коконорских тартар (Kokonor Tartares) (восточнее китайского Шаньси) произошёл потоп (видимо, было цунами из Жёлтого моря), который на территории 7 городов создал солёное озеро Цинхай (Кукунор) в центре Кукунорской равнины. Длина озера - порядка 105 км, максимальная ширина - до 65 км, площадь - 4200 км;, наибольшая известная глубина 38 м. Водоём расположен на высоте 3205 м. Датировка потопа может отличаться от реальной. Есть вероятность того, что этим потопом был уничтожен первый ханский город Тайду, и возникла потребность постройки новой резиденции - города Ханбалыка. Но это только версия, которая требует более подробных исследований для подтверждения. к слову сказать, теперь в Ордосе много солёных озёр, видимо, то немое доказательство, что потоп здесь действительно произошёл несколько столетий назад.
Вторая известная катастрофа, повлиявшая на ландшафт и историю местных государств - мощное наводнение 1642 года вследствие разлива реки Хуанхэ. Вода убила 300 000 человек. Скорее всего, именно это событие привело к падению столицы Тартарии. К концу XVII - началу XVIII вв. европейцы рисовали на картах этих мест соседние с Ханбалыком города Campion и Camul на некотором отдалении от реки Хуанхэ, ближе к пустыне Гоби. Очевидно, что они смогли уцелеть после масштабного наводнения, чего не скажешь о самом Ханбалыке. После разлива Жёлтой реки он постепенно исчезает с карт современников, и Тартария, превратившись в “Великую Тартарию”, начинает год за годом растаскиваться по частям соседними империями.
Надо сказать, что Хуанхэ на протяжении веков не даёт китайцам-чинайцам жить спокойно и периодически ворует сотни тысяч жизней у этого народа. “Горе Китая” разливается, примерно, каждые 20 лет, и сейчас вся покрыта дамбами для контроля уровня воды. Вспомним хотя бы наводнения на реке Хуанхэ в 1887-ом и 1938-ом годах, которые привели к гибели 900 тысяч и 500 тысяч человек соответственно.
Стоит признать, что найти разрушенный город Ханбалык после серии нескольких крупных наводнений будет для исследователей нелёгкой задачей.
Почему в возле Курахана Улан-Нура не может быть Ханбалыка
И кстати, насчёт той карты 1747 года Томаса Китчина, который указывает на озеро Курахан Улан Нор (Нор/Нур - “озеро”) как примерное местонахождение великоханской резиденции. Все карты того времени указывают, что этот водоём стоит на подступах к Алтайским горам, то есть очень близко к усыпальницам тартарских императоров; а это не вяжется с данными, допустим, Марко Поло. Он пишет, что путь от Катая до гробниц занимал более 100 дней. Если предположить, что средняя скорость движения похоронной процессии была 2 км в час (с учётом спусков и подъёмов), сон занимал порядка 5 часов, плюс ещё 3 часа на приёмы пищи и по 3 часа привалов (1 привал - 1 час)… 24 ч - 5 ч - 6 ч = 13 ч пути в сутки. Процессия проходила в день, примерно, 26 км (2 км/ч * 13 ч). Получается 2600 км. Скорее всего, за более чем 100 дней пути процессия позволяла себе регулярные передышки на продолжительное время, что влияло на скорость. Таким образом, Курахан Улан Нур никак не может быть местом расположения Ханбалыка.
Ещё один момент относительно этого озера - его очень сложно найти в наше время. Возможно, его уже не существует. На территории Внутенней Монголии озёра постоянно пересыхают. К моему собственному удивлению, довольно крупный водоём в провинции Ордос - Караман, указанный практически на всех картах с XVIII века - оставил после себя лишь след в полупустынной местности, и его хорошо видно на спутниковых картах.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии