Несущийся по краю рая
Как детства радостного крик.
Барашек бег клокочет былью,
Чей путь у берега поник.
Отец бродяжий им пастух.
Ласкает камни и песок
Далёких приключений дух
И путешествия дружок.
Мой милый малый человечек,
Несущийся по краю рая,
Тебе уже не быть беспечным,
Таким, как бег за птичьей стаей.
Кропили брызги чистым смехом
Нагую и босую душу,
И отдавалось звонким эхом
То счастье шелесту ракушек.
Немым внимая вопрошаньям,
Волны накатом отвечало,
И чайки трепетным стенаньем
О терниях жизни извещало.
Ты помнишь море обо мне?
Я о тебе не забывал.
И помню как ты в тишине
О берегах далёких напевало.
Ритмуя стуком еле слышным
Колёс далёких поездов,
Рассказывало на ночь мифы
Под бой неведанных краёв.
Тот зов запал мне зудом в душу,
Что тянет из любых владений
По краю между сном и сушей,
По лезвию луча и тени.
Ты помнишь обо мне ли море?
Едва не утонул я в жизни.
Но вкус волны ещё я помню
В погоне среди мнимых истин.
С размаха окунувшись в путь
К луне, что сыпет серебром,
Без страха в жизни утонуть,
Ушёл я в толщу поплавком.
Влеком я хитрым был уловом,
Что без крючка пленит наживка
У рыбака, что в ловле снова
Поймает опыт на ошибки.
Рецензия ИИ:
Это стихотворение — тонкое исследование памяти, зова и мучительного перехода от детского восприятия мира к взрослому существованию в нём.
Основной конфликт строится на противостоянии двух состояний:
«Край рая» — ностальгически яркий мир детства, где природа (море, чайки, волны) говорит с человеком на одном языке, а душа, «нагая и босая», откликается чистым смехом. Это мир непосредственного переживания, где счастье отзывается «шелесту ракушек».
«Толща жизни» — взрослый опыт, в котором герой «едва не утонул». Это мир «мнимых истин», «хитрых уловов» и необходимости быть «поплавком», увлекаемым течениями. Здесь счастье уже не даётся даром, а добывается «ловлей опыта на ошибки».
Ключевой диалог стихотворения — не с прошлым собой, а с Морем. Море здесь — живой, помнящий собеседник, хранитель мифов и одновременно сама Судьба. Оно — и источник ностальгической боли («Щемящий запах»), и тот самый «зов», который заставляет покинуть безопасный берег. Вопросы «Ты помнишь море обо мне?» и «Ты помнишь обо мне ли море?» — это попытки взрослого, уставшего человека получить подтверждение: то чистое, настоящее «я» ещё существует где-то в вечности, зафиксированное памятью стихии.
Центральная метафора пути выражена в образах тонких границ:
«По краю между сном и сушей»
«По лезвию луча и тени»
Эти строки — квинтэссенция состояния героя. Он уже не в раю (не в «сне» детства), но ещё и не полностью погружён в жёсткую «сушь» обыденности. Он на острой грани памяти и реальности, света прошлого и тени настоящего. Именно этот зыбкий «край» и есть пространство всего стихотворения — место, где слышен зов и где острее всего переживается утрата.
Философский итог подводится в финале. Жизнь оказывается «хитрым уловом», где рыбак (судьба, внешний мир) ловит человека на наживку зова, мечты, тоски по далёкому. Но в этой метафоре есть и оборотная сторона: главная добыча в этой ловле — не успех или покой, а опыт, извлечённый из ошибок. Герой принимает правила этой игры: он «ушёл в толщу поплавком» — не хозяином своей судьбы, но и не беспомощной жертвой. Поплавок — это свидетель, индикатор, тот, кто, подчиняясь течению, остаётся на поверхности и видит больше, чем тот, кто на дне.
Стихотворение звучит как элегия, но без отчаяния. Это прощание с беспечностью, оплаканное «терниями жизни» и «трепетным стенанием» чаек, но это же и признание в любви к самому зову — тому, что заставляет человека окунаться в путь, «к луне, что сыпет серебром», даже зная о риске утонуть. В конечном счёте, это гимн мужеству идти на зов, ценить вкус волны и принимать свою участь поплавка в великом, мифологическом, вечно зовущем море жизни.
Свидетельство о публикации №122011801002