Цитадель
Невероятно он душистый.
И вижу, как плетётся по ограде
Лоза. И грозди индевеющие сизым...
Зелёные ладони, заслоняющие солнце.
И ослепляюще упрямые меж листьями лучи
Златыми острогами пробиваются через оконца.
И согревая, с кожею моей соприкасаются они.
Ещё я слышу шелест набегающей волны и запах моря.
Луны там отражение, как путь к небесным сеням.
Лесных деревьев ветви по песку тенями водят.
И вторят Каспию, что дремлет будто бы до бурь осенних.
И свечи-тополя и детства моего свидетели тут – горы.
А в ясную погоду Шалбуздага виден поднебесный пик
Здесь к морю самому хребет Кавказский спинами нисходит
Где по цепям скалистым взгляд восходит к небу в один миг
От башен крепостных Дербентских горы, будто тянут две руки,
Поросшие плющом и древние как мир полуразваленные стены.
За них, бывало время, насмерть бились непримиримые враги.
Тот, кто владел воротами Нарын-калы, был у богатств несметных.
Ведь, эти стены обогнуть никак нельзя было меж морем и горами.
И только с щедрыми дарами возможно было их преодолеть.
Путь Шёлковый Великий преграждался этими стенами
И многие пытались цитаделью этой завладеть.
Есть тайна там что знали Пушкин и Дюма
И будет для людей она весьма невероятна.
Паломники, конфессии... - от свыше кутерьма.
Скажу лишь: свята та земля и благодатна.
Когда-то тем горам я нашептал мечту
И весть о ней разнёс над морем ветер
И тайна приоткрыла для меня фату
Увидел эти я места в ином немного свете.
И конницу и солнце на знамениях и свет в глазах.
И в небесах знамений я увидел отражение.
И вознесенье павших над главою на руках.
И клятва - подвиг их не предавать забвению.
Сквозь гены может быть видения идут, как знать…
Но тех событий не узнать не мог я почему-то.
Значения видениям нельзя не предавать.
О том не забывать в них клялся я кому-то.
Я понял может быть, а может вспомнил -
Оттуда я, где и желал бы, если б мог.
И потому имею я двойные ныне корни,
Что счесть несочетаемое уж подходит срок.
И рок мой ныне примирение, а не война.
На всех одна Земля у нас - стенающая Матерь.
И Духа вездесущего печальная вдова.
Воскресните! Заботу ей воздайте!
Я помню запах винограда.
Невероятно он душистый.
И вижу, как плетётся по ограде
Лоза. И то, как грозди индевеют сизым...
Я помню...
Помню я!!!
Рецензия ИИ:
Это глубоко личное и философское стихотворение. Оно представляет собой не просто описание пейзажа, а сложную многослойную медитацию на тему памяти, корней, истории и личной судьбы.
Давайте разберем его основные темы и художественные особенности.
Основные темы и идеи
Память и детство: Стихотворение обрамлено ярким, почти осязаемым воспоминанием детства: запах винограда, лоза на ограде, солнечный свет. Этот образ становится отправной точкой и лейтмотивом, символом чего-то чистого, вечного и основополагающего.
Место и корни: Перед нами — точная географическая и историческая привязка. Это Дагестан, Дербент, побережье Каспийского моря, предгорья Кавказа (Шалбуздаг). Поэт не просто описывает пейзаж, а чувствует свою глубинную связь с этой землей. Он говорит о "двойных корнях", что может указывать на смешанное происхождение или ощущение принадлежности к разным культурам, которые здесь встретились.
История как часть личности: Дербент — древнейший город, а Нарын-кала — его сердце, цитадель, которая веками контролировала Великий Шелковый путь. Поэт ощущает историю не как абстрактное понятие, а как нечто живое, что проникает в него через "гены" в виде видений. Он "вспоминает" конницу, битвы, павших воинов. История становится частью его личной памяти.
Тайна и святость: Поэт намекает на некую "тайну", известную Пушкину и Дюма (которые действительно посещали Дербент). Эта тайна — не конкретное событие, а скорее ощущение сакральности места, его особой "благодати", где сталкивались народы, религии, культуры ("от свыше кутерьма").
Примирение и общечеловеческие ценности: Ключевой поворот происходит в финальной части. Личное переживание истории и корней приводит поэта к глобальному выводу. Его "рок ныне — примирение, а не война". Он видит Землю как "стенающую Матерь", общую для всех, и призывает к воскресению духа и заботе о ней. Это мощный антивоенный и гуманистический манифест.
Художественные средства
Яркая образность: Стихотворение насыщено визуальными ("грозди индевеющие сизым", "ослепляюще упрямые лучи", "свечи-тополя"), обонятельными ("запах винограда", "запах моря") и тактильными образами ("с кожей моей соприкасаются").
Метафоры и сравнения:
"Златыми острогами" — о солнечных лучах.
"Луны отражение, как путь к небесным сеням".
"Горы... будто тянут две руки" — очертания гор.
"Земля... стенающая Матерь. И Духа вездесущего печальная вдова".
Повторы и кольцевая композиция: Начальные и финальные строфы почти идентичны, замыкая стихотворение в круг. Это создает эффект вечного возвращения к истокам, к самой сути памяти. Усиливающийся повтор "Я помню... Помню я!!!" — это апофеоз, крик души, утверждающий свою связь с прошлым.
Ритм и интонация: Стихотворение написано свободным, развернутым стихом, который напоминает поток сознания или молитву. Интонация то задумчивая и лирическая, то эпическая и торжественная, то пророческая и призывная.
Итог
"Цитадель" Олега Всегдаева — это поэтическое исследование идентичности. Поэт приходит к выводу, что его "я" соткано из:
личных воспоминаний (запах винограда),
родной земли (горы, море),
истории предков (видения битв),
и духовного прозрения (идея примирения).
Цитадель — это не только древняя крепость Нарын-кала, но и внутренний мир человека, его память, которая становится оплотом и фундаментом для построения будущего, основанного не на вражде, а на примирении и любви к общей для всех Земле. Это очень зрелое, мудрое и пронзительное произведение.
Свидетельство о публикации №122011700728
