Грозовой разряд молнии

  Однажды летом Александр, так зовут одного моего знакомого, производил мелкие работы по обслуживанию личного трактора. Трактор Т-25 посчастливилось купить на предприятии, они были расчётом за продукцию по бартеру и все предприятию были не нужны, поэтому часть их продали своим работникам. Трактор у него стоял в гараже, во дворе личного хозяйства тестя, проживающего в деревне. Для личного пользования наличие трактора, приносило огромное облегчение в делах по заготовке кормов для домашнего скота, обработке земли огорода, привозке грузов, а также поездке за грибами или ягодами по раскисшим дорогам, во время дождливой поры. Поэтому Александр относился к трактору как к кормильцу, не жалея для его обслуживания времени.
     В тот летний июльский день было жарко, массивные стальные ворота тракторного гаража были открыты настежь, но слабый ветерок плохо проветривал, и в гараже было душно, пахло испарениями моторного масла и дизельного топлива, поэтому Александр расположился внутри гаража ближе к створу ворот, чтобы не жарили палящие солнечные лучи и было чем дышать.
     Ворота гаража выходили на дорогу деревенской улицы с названием Зелёная.
Дома и палисадники, со стороны улицы, были огорожены заборами. В палисадниках и во дворах росли кустарники сирени и различные деревья, берёзы, ели, сосны, но чаще тополя. Тополя выделялись своей высотой и мощью развесистой кроны, создающей полутень и этим предохраняющие дома от нагрева крыш солнечными лучами. Как раз, почти напротив гаража, через улицу у дома напротив рос такой тополь. Соседи, живущие в этом доме, поставили под тополь собачью конуру и привязали к нему на цепь дворовую собаку, охраняющую вход через калитку в ограде.
     Время близилось к обеду, как вдруг из-за вершины холма (местность в округе деревни холмистая прорезанная водами протекающей внизу, по соседству с деревней, широкой рекой) выползла огромная чёрная туча, вскоре закрывшая большую часть небосвода над деревней. Налетел шквал ветра, срывая с гнувшихся деревьев листья и мелкие ветви, поднимая завихрениями воздуха дорожную пыль. По крыше гаража зашлёпали, всё учащаясь, крупные капли дождя.
      Собака, соседей напротив, вдруг с подвыванием заскулила и заметалась, как бы почуяв что-то. Александр выглянул за ворота, но не увидел, что её могло так испугать, на улице никого не было. 
      Внезапно раздался оглушительный треск и ствол тополя, растущего напротив за оградой соседей, метрах в пятнадцати от тракторного гаража, на глазах Александра раскололся, от пронзившей его ослепительной молнии, на двое. У Александра заложило уши, и он ничего более не слышал, потемнело в глазах. Из-под крыш домов, стоявших поблизости, выбивались белёсые струйки, толи дыма, толи пара. Он стоял в оцепенении и не мог осмыслить что происходит, всё было как в замедленной съёмке. Пришёл в себя лишь после того, как увидел соседку, выбежавшую на улицу из другого соседнего дома и что-то кому-то кричавшую. Понемногу к Александру возвращалась способность слышать и соображать. Он перевёл взгляд с кричавшей соседки на тополь, который поразила молния, в местах раскола тополя были видны обуглившиеся и ещё тлеющие волокна древесины. Он вышел из гаража, на плохо слушающихся и как бы одеревеневших ногах, с неба лил тёплыми струями ливневый дождь, освежая и приводя Александра в чувство, воздух был наполнен запахом озона и дымком тлеющей древесины. Он наконец расслышал что кричала соседка, она спрашивала у соседей, вышедших из своих домов, что произошло. Её напугал разлетевшийся корпус электросчётчика, установленного в доме. Она не поняла, что это от удара молнии.   
      Как выяснилось позже, почти у всех поблизости, разорвало электросчётчики от удара разряда молнии, обладающей огромной силой тока и напряжения. На подстанции, питающей электроэнергией деревню, сработала защита и отключила электропитание по всей деревне. Вышли из строя, в домах поблизости, работающие в момент удара молнией, телевизоры, и некоторые бытовые электроприборы.
     Александр спросил у подошедшего и встревоженного тестя всё ли у них в порядке, услышав о повреждениях, пошёл вместе с тестем осматривать дом и другие постройки, а также состояние электропроводки. Кроме взорвавшегося счётчика других повреждений не обнаружили. Соседей, которые жили напротив, дома в этот момент не было, к своему счастью, куда-то с утра уехали. Снаружи видимых повреждений дома не было, возгораний дома и построек нигде не наблюдалось, видимо этому поспособствовал дождь, а вот дворнягу, посаженную на цепь под тополем, сразило молнией на повал.
    Только тогда до Александра дошло, что было бы с ним, если бы он оказался в этот момент за пределами заземлённого каркаса металлических ворот гаража.
     Вот такую историю поведал мне мой знакомый, до сих пор все считаем тот день его вторым днём рождения.


Рецензии