Танец чувств

                Светлой памяти Великой русской балерины
                Галины Сергеевны Улановой


В подлунном мире не так много языков,
Что вызывают всплеск восторга от нюанса,
Творенье музы Терпсихоры облаков,
Небесной грации балет - бог главный танца.

Живёт талантами с начала всех времен,
Но гениев рождает единицы.
Двадцатый век - средь россыпи имён
Звезда Улановой сметала все границы.

Из детства помнится сюжет документальный:
Жерар Филип - любимец женщин мира,
С каким благоговением сакральным
Преподносил цветы звезде кумиров.

Лишь место гениям в истории искусств!
В балете пьедестал Улановой по праву -
Жизель, Одиллия, Одетта - танец чувств,
Избранникам стяжать от мира славу!


Терпсихора (др.-греч. Терпсихори) — муза танца. Персонаж древнегреческих мифов, популярный образ и символ в искусстве. Согласно Диодору, получила имя от наслаждения (терпейн) зрителей являемыми в искусстве благами. Среди Муз её называют Цец. Мать Парфенопы.

Дочь Зевса и Мнемосины. Считается покровительницей танцев и хорового пения. Изображалась в виде молодой женщины с улыбкой на лице, иногда в позе танцовщицы, чаще сидящей и играющей на лире.


Одетта и Одиллия — персонажи балета «Лебединое озеро» на музыку П. И. Чайковского. Как правило, в спектакле обе партии исполняются одной балериной.


Жизель - Через год после парижской премьеры, в 1842 г., «Жизель» была показана в Петербурге, чуть позже — в Москве. С тех пор этот балет никогда надолго не покидал русской сцены и обрел выдающихся исполнительниц заглавной ро­ли, чья слава затмила славу первой Жизели — знаменитой Карлотты Гризи. В Большом театре эта партия украшала ре­пертуар практически всех ведущих балерин. В прошлом веке ее танцевали Марина Семенова, Галина Уланова, Марина Кондратьева, Екатерина Максимова, Наталия Бессмертнова, Людмила Семеняка. Из сентиментально-красивой истории об обманутой любви «Жизель» постепенно превратилась в поэму о доверии, которое было предано, и любви, которая оказалась сильнее смерти.

На петербургской и московской сце­нах «Жизель» неоднократно усовершенствовали. Сначала это был один из авторов балета — Жюль Перро, затем — Мариус Петипа. Они отсекли от спектакля все несущественное, второстепенное, чтобы приковать внимание к сути драмы. Величие любви, убить которую невозможно, и очищение че­ловека, возвышенного и просветленного этим чувством, стало главной темой «Жизели». С той поры балет оста­вался почти в неприкосновенности, столь безупречны казались его драматургия и хореография.


Жерар Филип ( 4 декабря 1922, Канны — 25 ноября 1959, Париж) — французский актёр театра и кино, обладатель премии «Сезар» за выдающиеся заслуги в кинематографе (1990, посмертно).


Рецензии