Дюрер сказал последнее слово

                http://stihi.ru/2016/08/16/8566


Стихи эти (после я их назвала «Восшествие») возникли  совсем неожиданно для меня. Когда я увидела фотографию в Атласе библейской истории, что-то как-то сразило, схватило, задело – словом, что-то произошло. И подпись "Прямая улица в Дамаске" зазвучала внутри меня странным речитативом, пока не стала стихотворной строчкой, а уже потом появилось продолжение, то есть пришли собственно стихи. Стихи, или экстаз, или откровение, или посещение свыше – я уж теперь и не знаю… Да и как объяснить то, как являются нам стихи? Как всякое творчество, это неизъяснимо. Наши, порой фарисейские, стандарты тут ничего не дают. Но стихи пришли, и они нуждались в иллюстрации, иначе многое становилось непонятным в «генеалогии» стихотворения. Но увы! фотография в Атласе никак не подходила для иллюстрирования, поскольку на вставке там была фотография ткача, и что с нею делать, я не знала. Поэтому стихи долго оставались без всякой иллюстрации. Прошло много лет. И вот однажды я увидела репродукцию Дюрера «Голова апостола, глядя вверх» (из этюдов для Геллеровского алтаря) на синем фоне, именно на синем, а не на чёрном. И я поняла: это он, тот самый Павел, пламенный Апостол языков, который знает и любит меня и которого знаю и люблю я! И таким образом вопрос об иллюстрации решился сам собой, вернее, Дюрер решил его. На месте фото ткача появился Апостол Павел, и дело было сделано…
  И ещё. Когда стихи шли ещё без иллюстрации, я разместила их на ФБ. И мои дорогие друзья, уважаемые мною, Елена Струкчинская и Марина Ефремова, сделали мне замечание, что слово "трасса" здесь звучит анахронизмом. Я призадумалась... И снова взглянула на иллюстрацию и заметила следующее: Прямая улица в Дамаске, в древности, видимо, мощёная, теперь залита асфальтом. Подпись в Атласе гласит следующее: "Прямая" улица в Дамаске, где апостолу Павлу было возвращено зрение, ныне забита маленькими магазинчиками, торгующими самыми разнообразными товарами. Дамаск был важным городом и торговым центром как в ветхозаветную. так и в новозаветную эпоху" (здесь же: "Дамаск был знаменит уже во времена Авраама")...
Вот так и случилось, что "Голова апостола, глядя вверх" великого Альбрехта Дюрера заняла место уже не на Геллеровском алтаре, а на скромной иллюстрации к моим совсем не таким уж значительным стихам...


Рецензии