Анна Андерсен

В связи с изложенным в предыдущем очерке предлагаю проследить историю Ивана Бездомного в романе "МиМ".


Что мы знаем? Он был косвенным свидетелем казни Берлиоза, у которого во время казни, предсказанной немецким шпионом Воландом, отлетела голова.

Эта казнь произвела на него такое страшное впечатление, что он в шоке куда-то бежал.

Забежал в какую-то запущенную, мерзкую квартирку с около 10 потухшими примусами (угасшими жизнями).

Потом искупался в ледяной воде. Но он не умер. Груда платья какая-то, бездушный курильщик. Конечный результат – психушка и шизофрения.

Но что в психушке?

Вначале дикое возбуждение, связанное с неким Пилатом. Затем укольчики и смирение. После раздвоения Ивану мерещится некий мастер, который рассказывает историю последнего императора и Маргариты (России). Затем Ивану снится казнь.

Очень важно! Ивану снится казнь во всех деталях. Откуда? Первый звонок. Через некоторое время к нему приходит следователь, но Ивану уже не интересно. Он равнодушен к этому следователю.


В конце романа Ивану НИКОЛАЕВИЧУ постоянно снится казнь Царской семьи, где палачи спешно докалывают казнимых.

Откуда такой навязчивый сон?

А также какая-то семейная пара, мужчина с бородой и его супруга. Ему мерещится проклятый Пилат с человеком с неузнаваемым лицом, который уходит в бездну. И Луна.

Что за сюжетная линия с этим Иваном? При том, что автор очень тепло к нему относится, детально описывая его чувства.



***


Теперь еще несколько моментов. Мы возвращаемся к эпизоду, в котором в ускоренном темпе проматывается жизнь Ивана НИКОЛАЕВИЧА. Речь идет о главе 4 «Погоня».

«Недоразумение было налицо, и повинен в нем был, конечно, Иван Николаевич. Но признаться в этом он не пожелал и, воскликнув укоризненно: "Ах, развратница!.." — тут же зачем-то очутился на кухне. В ней никого не оказалось, и на плите в полумраке стояло БЕЗМОЛВНО ОКОЛО ДЕСЯТКА ПОТУХШИХ ПРИМУСОВ. Один лунный луч, просочившись сквозь пыльное, годами не вытираемое окно, скупо освещал тот угол, где в пыли и паутине висела забытая икона, из-за киота которой высовывались концы двух ВЕНЧАЛЬНЫЙ СВЕЧЕЙ. Под большой иконой висела пришпиленная маленькая — бумажная».

Примус – это светильник из притчи о 10 девах. Потухший светильник означает потухшую жизнь. В этом мерзком доме из 10 светильников, 1 еще горел. А в Доме Ипатьева были казнены 11 человек.

Идем дальше.

«Через самое короткое время можно было увидеть Ивана Николаевича на гранитных ступенях амфитеатра Москвы-реки.

«Сняв с себя одежду, Иван поручил ее какому-то приятному бородачу, курящему самокрутку возле рваной белой толстовки и расшнурованных стоптанных ботинок. Помахав руками, чтобы остыть, Иван ласточкой кинулся в воду. Дух перехватило у него, до того была холодна вода, и мелькнула даже мысль, что не удастся, пожалуй, выскочить на поверхность. Однако выскочить удалось, и, отдуваясь и фыркая, с круглыми от ужаса глазами, Иван Николаевич начал плавать в пахнущей нефтью черной воде меж изломанных зигзагов береговых фонарей».

Итак, купание в какой-то ледяной воде. Дополнительно скажу, что для расшифровки роман часто отсылает к различным классическим произведениям. В том числе к «Преступлению и наказанию» Ф.М.Достоевского. В частности, момент, когда Воланд вглядывается в окна верхних этажей, отражающих вечернее солнце, отсылает нас к сцене с Раскольниковым на мосту. На тот момент, когда мимо него проскочила девушка, и прыгнула в воду, пытаясь покончить жизнь самоубийством. Но ее спасли.

Далее следует

«Когда мокрый Иван приплясал по ступеням к тому месту, где осталось под охраной бородача его ПЛАТЬЕ, выяснилось, что похищено не только второе, но и первый, то есть сам бородач Точно на том месте, где была ГРУДА ПЛАТЬЯ, остались полосатые кальсоны, рваная толстовка, свеча, иконка и коробка спичек.. ».

Пояснение. Во-первых, что за ПЛАТЬЕ? ГРУДА ПЛАТЬЯ? Во-вторых, почему так много упоминаний слова «пустынный».
И зачем Иван вместо платья одевает старую мужскую одежду?

***


«Город уже жил вечерней жизнью. В пыли пролетали, бряцая цепями, ГРУЗОВИКИ, на платформах коих, НА МЕШКАХ, раскинувшись ЖИВОТАМИ КВЕРХУ, ЛЕЖАЛИ какие-то МУЖЧИНЫ. Все окна были открыты. В каждом из этих окон горел огонь под оранжевым абажуром, и из всех окон, из всех дверей, из всех подворотен, с крыш и чердаков, из подвалов и дворов вырывался хриплый РЕВ ПОЛОНЕЗА ИЗ ОПЕРЫ "ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН".
Опасения Ивана Николаевича полностью оправдались: прохожие обращали на него внимание и оборачивались. Вследствие этого он решил покинуть большие улицы и пробираться переулочками, где не так назойливы люди, где меньше шансов, что пристанут к босому человеку, изводя его расспросами о кальсонах, которые упорно не пожелали стать похожими на брюки.
Иван так и сделал и углубился в таинственную сеть Арбатских переулков и начал пробираться под стенками, пугливо косясь, ежеминутно оглядываясь, по временам ПРЯЧАСЬ В ПОДЪЕЗДАХ и ИЗБЕГАЯ ПЕРЕКРЕСТКОВ со светофорами, шикарных дверей посольских особняков.
И на всем его трудном пути невыразимо почему-то мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжелый бас ПЕЛ О СВОЕЙ ЛЮБВИ К ТАТЬЯНЕ».

Пояснение. Итак, мы имеем около 10 потухших примусов, вместо 11, оперу Чайковского (не композитор). «Куда, куда Вы удалились?». Купание в ледяной воде. Грузовик с трупами. Ивана переодевшегося из платья в мужскую старую одежду. Он пробирается куда-то, прячется. Приятный мужчина с бородой куда-то пропал. Затем попытка произвести фурор на какой-то вечеринке. Потасовка. И, наконец, психушка.



***


Что касается однофамильца-не композитора. Вот что вспоминает Иван Бездомный, когда пытается изложить свою историю на бумаге:

«Подумав так, Иван Николаевич начал исправлять написанное. Вышло следующее: "...с М. А. Берлиозом, впоследствии покойным...". И это не удовлетворило автора. Пришлось применить третью редакцию, а та оказалась еще хуже первых двух: "...Берлиозом, который попал под трамвай..." — а здесь еще ПРИЦЕПИЛСЯ этот НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНЫЙ КОМПОЗИТОР-ОДНОФАМИЛЕЦ, и пришлось вписать: "...не композитором..."

Так значит Чайковский, не композитор, тоже неожиданно «попал под трамвай»?

Теперь смотрим главу «Шизофрения, как и было сказано».

Ивану НИКОЛАЕВИЧУ 23 года.

Теперь глава «Раздвоение Ивана»:

«— Ишь ты! Как в "Метрополе"!
— О нет, — с гордостью ответила женщина, — гораздо лучше. Такого оборудования нет нигде и за границей. Ученые и врачи специально приезжают осматривать нашу клинику. У нас каждый день ИНТУРИСТЫ бывают».

Разве Иван интурист?

«И у Ивана выспросили решительно всё насчет ЕГО ПРОШЛОЙ ЖИЗНИ, вплоть до того, когда и как он болел СКАРЛАТИНОЙ, лет пятнадцать тому назад. Исписав за Иваном целую страницу, перевернули ее, и женщина в белом перешла к РАССПРОСАМ О РОДСТВЕННИКАХ ИВАНА. Началась какая-то канитель: кто умер, когда да отчего, не пил ли, не болел ли венерическими болезнями, и все в таком же роде. В заключение попросили рассказать о вчерашнем происшествии на Патриарших прудах, но очень не приставали, сообщению о Понтии Пилате не удивлялись.
Тут женщина уступила Ивана мужчине, и тот взялся за него по-иному и ни о чем уже не расспрашивал. Он измерил температуру Иванова тела, посчитал пульс, посмотрел Ивану в глаза, светя в них какою-то лампой. Затем на помощь мужчине пришла другая женщина, и Ивана КОЛОЛИ, но не больно, ЧЕМ-ТО В СПИНУ, рисовали у него ручкой молоточка КАКИЕ-ТО ЗНАКИ НА КОЖЕ ГРУДИ, стучали молоточками по коленям, отчего ноги Ивана подпрыгивали, кололи палец и брали из него кровь, кололи в локтевом сгибе, надевали на руки какие-то резиновые браслеты».


***


Можно также вспомнить эпизод, где фельдшерица выдает Ивану Николаевичу халат, не стесняясь его наготы или чего-то иного и многое другое, но пока я этим ограничусь. Просто еще раз пройдусь по цепочке слов, связанных с Иваном Николаевичем.

Дикий шок из-за отрезанной головы.

Берлиоз. (Берлин).

Купание в ледяной воде.

Чайковский. Не композитор.

Платье пропало. Кальсоны.

Куда, куда Вы удалились?

Потасовка в Грибоедове.

Психушка.

Буйный. Шизофрения. Интурист.

Расспросы о родственниках. Какие-то знаки на груди.

Постоянно снится казнь, где палачи спешно докалывают казнимых.

В конце навещают какой-то бородач по кличке "мастер" (т.е. хозяин) с царицей.

Шприц. Луна.


***

Это же наша Аннушка с Садовой…

Несложно догадаться, что это Анна Андерсон.



***


Рецензии