Райнер Мария Рильке Вечер

Райнер Мария Рильке

 «Вечер»

Степенно вечер сменит яркий фрак
На тьму, в которой краски леса меркнут.
Открыв тебе два мира: свет и мрак, -
Один вознёсся, а другой -  низвергнут.

Нелепо ни с одной из этих форм
Связать себя в обете безупречном:
Не тёмен, как безмолвный старый дом,
Не светел, как звезда на склоне млечном.

Пусть бурно рвётся жизнь на сто частей
Прозрением, - в восторге и тревоге.
Конечная. Постигшая. И ей
Звездой сиять. Быть камнем при дороге.

14.01.2022г

ОРИГИНАЛ:
Abend» — Rainer Maria Rilke

Der Abend wechselt langsam die Gew;nder,
die ihm ein Rand von alten B;umen h;lt,
du schaust:und vor dir scheiden sich die l;nder,
ein himmelfahrendes und eins, das f;llt,

und lassen dich,zu keinem ganz geh;rend,
nicht ganz so dunkel wie das Haus, das schweigt,
nicht ganz so sicher Ewiges beschw;rend
wie das, was Stern wird jede Nacht und steigt-

und lassen dir (uns;glich zu entwirm)
dein Leben bang und riesenhaft und reifend,
so dass es, bald begrenzt und bald begreifend,
abwechselnd Stein in dir wird und Gestirn..



   Райнер Мария Рильке — Рене Карл Вильгельм Иоганн Йозеф Мария Рильке;
4 декабря 1875, Прага — 29 декабря 1926, Вальмонт, Швейцария) —
один из самых влиятельных поэтов-модернистов XX века.
Родился в Праге, имел австрийское гражданство, писал по-немецки.

   «…Рильке в своем стихотворении "Вечер" бросает дифференцированный взгляд на человеческую жизнь, отвергая простое разделение на добро и зло, как это принято в таких религиях, как христианство, но делая для этого альтернативное предложение вознаграждения и наказания, которое лучше соответствует достижениям в жизни человека, и при этом обходится без религии и перехода в загробную жизнь. Награду и наказание человек испытывает еще при жизни через свои собственные чувства.
   Сильная ориентация Рильке на рациональное познаваемое также становится очевидным благодаря утверждению об истинности, которое он в начале стихотворения связывал с окружением или «переодеванием» вечера, -  представляется как "голая правда". Он хочет ссылаться только на то, что люди могут испытать сами, а не на то, что было „придумано“.
Поэтому он представляет естественнонаучно не поддающиеся описанию места рай и ад как совершенно незначительные и недоступные для человека, да еще как постоянно удаляющиеся от него ».



Рецензии