Аул Рича. Забыть нельзя, а помнить больно!

Были в Агуле времена смуты. В горах бродил голод и холод. Три неурожайных года привели народ к разрухе и нищете. Есть было нечего -выживали, как могли.
Голод заставлял людей идти на крайние меры.
Молодёжь очень быстро стала осваивать воровской промысел.
Многие присоединялись к вольным разбойникам.
Одна из таких группировок оголодавших разбойников орудовала в Курахском округе.
В число их многочисленных жертв однажды попал и Ричинский пастух, смотревший за общественным стадом быков.
Тогда в Рича не было семьи, кто бы не держал быков. У них была поговорка: бык в хозяйстве –мужик в доме.
Всю работу по хозяйству выполняли с помощью быков -они были своего рода кормильцами в каждой семье.
Итак, в одну из летних лунных ночей со стороны Кураха на пастуха нападают разбойники. В местности Аркьян тlула поймали они его, избили, собрались уже расправиться с пастухом, но перед этим дали ему право на последнее слово по закону гор. Чархъи (Чархъи Бахlай -имя пастуха), вместо слова, попросил о возможности сыграть в последний раз на свирели... Долго он играл, меняя одну мелодию на другую. Как зов о помощи, мотивы печали звучали далеко и долго.
В глубине души молодой пастух верил что его возлюбленная девушка всегда тревожится о нём, услышит его печальные мотивы, узнает что он в беде и позовёт на помощь, но вуаль тёмной ночи превращала всё в тайну.
Разбойники наслаждались музыкой, а Чархъи строил в голове планы -чтобы это дело так здесь не закончилось.
Вдруг, резко вскочив, он вырывает из рук одного грабителя кинжал, и бросается со скалы вниз, зная, что там сыпучий сланец. Разбойники, поражённые дерзостью пастуха, ругают друг друга, досадуя тому, что такая толпа упустила одного человека. Пастух исчезает в темных зарослях леса. Разбойники радостные богатой добыче принимаются гнать стадо.
 Ночью быки неохотно передвигаются, разбегаясь по сторонам. Громкие протяжные крики быков и хлопанье кнутов доносятся до пастуха. Некоторые гонщики выходят вперёд и ведут стадо, иные с двух сторон следят за тем, чтобы животные не разбегались, остальные подгоняют быков.
Черные силуэты вверенных ему животных и разбойников мелькали в глазах Чархъи на фоне зари.
В облаке пыли, не отличая кто есть кто, разбойники шли воодушевлённые крупной добычей, пока не стали происходить странности... Кто-то начал отстреливать гонщиков из лука. Кого-то находят зарезанным, а иного - раненным.
В грязи и крови  испуганные ходят за стадом гонщики.
Разбойники, в панике выкрикивая имена, зовут друг друга, но далеко не все отзываются.
Когда начинает светать, доходят они до узкого ущелья Кунигl.
Здесь, в ущелье, чувствуя неладное со стадом, решают грабители посчитать и проверить быков и в самой гуще обнаруживают пастуха переодевшего в шубу на изнанку, и незаметно на четвереньках влившего в стадо.
Уставший, обессиленный, пастух уже не может вырваться из окружения разъярённых разбойников, и тут же над ним учиняют жестокую расправу.
 Невольным свидетелем этого преступления становится случайный путник –Лакец-калачи (паяльщик медных изделий), который возвращался с заработок.
Участь свидетеля становится нелегкой. Завязав ноги и руки, укладывают его лицом в сторону Кьиблы и готовятся резать, словно животное.
А тот, лёжа на земле, читает свой последний Альхlам и в конце просит Аллаха: "О Аллах, не оставляй голодными девять ртов, ожидающих моего возвращения! "
Тут, услышав его молитву, один из бандитов предлагает отпустить путника. "Убив его, мы лишим жизни и его детей, а мы –не детоубийцы" - говорит он.
Свидетеля решают отпустить, взяв с него клятву – "ни одной живой душе не рассказывать об увиденном... "
 День близился к обеду. Ричинцы занимались своими делами. На годекане –стар и млад обсуждали разные темы. Старики рассказывали молодым свои жизненные истории. Многие из собравшихся ещё издалека заметили медленно приближавшегося чужака.
Горцы в ожидании слов приветствия поглядывают на неожиданного гостя. Но тот проходит на годекан молча. Не обращая ни на кого внимания, обратив взор на большой камень, что стоит посреди годекана, садится на колени и в слезах начинает говорить:
"-Пусть ослепнут мои глаза, что стали свидетелем такого горя.
-Пусть отсохнут мои руки, что не смогли воспрепятствовать такому злу.
-Пусть отсохнут мои ноги, что принесли вам эту весть".
Все удивлёно смотрят на путника и, переглядываясь друг на друга, слушают внимательно, что он говорит.
Путник, мелодично рыдая, открывает камню своё сердце.

-О бездушный камень гор,
Ты старейший из старейших.
Я в тебя вперяю взор...
Ты мудрее всех мудрейших.

С каждою живой душой,
Я поклялся быть немым.
Но слеза течёт рекой:
Был бы лучше я слепым.

Бурка, чёрная как ночь,
Пропиталась кровью.
В ней завёрнут ваш пастух –
Убит он предо мною.

На кинжале палача
Смерть свою я видел,
Парня кровь текла журча...
Я их ненавидел.

Стадо ваше далеко:
Там гонцы лихие.
Месть за сына твоего
На тебе отныне.

После этих слов путник, совершив земной поклон, стал долго молиться Аллаху.
Услышав такую весть и поняв, о чём идёт речь, люди зашевелились и разбежались по домам.
Слух быстро прошёлся по селу.
Вооружённые кинжалами, саблями, топорами один за другим горцы, переполненные жаждой мести и желанием отбить быков, вышли в путь,
Быстрыми темпами Ричинцы собрались в целый конный отряд и вскоре, оставив за собой облако пыли, ускакали в направлении, что указал путник.
К сумеркам они добираются до местности Кунигl, где находят заваленное камнями, завёрнутый в чёрную бурку, растерзанное тело молодого пастуха. Несколько стариков возвращаются с Чархъи в село, чтобы придать земле тело молодого пастуха по всем законам шариата.
Остальные же, взбешённые увиденным зверством Ричинцы, с большей скоростью скачут дальше, думая что это дело рук грабителей с близлежащих сёл. Но следы быков вели всё дальше и дальше. На рассвете добирается отряд до одного из сел Курахского округа и видят что следы быков расходятся по разным сараям аула.
Ричинцы требуют выдать грабителей и отдать быков. Назревает бой, который влечёт за собой и смерти и увечья.
Разрушая всё подряд, Ричинцы выводят из разных сараев своих быков.
Мирное население тоже попадает в круговорот событий.
Обычный рассвет в тихом селе превращается в настоящий кошмар, в настоящую бойню.
Массового истребления людей не происходило, но кто становился препятствовать Ричинцам, лишался головы.
Хорошая организация и дисциплина, обеспечили Ричинцам успех, и
к обеду этого дня, ни одного целого дома в ауле не остаётся.
 Усталые голодные, но с чувством отмщения возвращаются они к себе домой, погоняя своё отбитое стадо...
Хоронят пастуха, но, как говорится "месть порождает месть".
Так, спустя много лет потомки тех разбойников,
чьё село было разрушено и перенесено в другое место, где развалины старого села и по ныне называют Харабкентом, тайком посетив Рича, на три части разбивают могильную плиту Чархъи Бахая...


Рецензии