на-до-59 радость 13. 01. 2022-9

.
КЛИП-ТЕКСТ
КЛИП-ПРОЗА
КЛИП-ЧЕЛО
КЛИП-РАЗМЫШЛИЗМ
================
===========
=======
.
.
.
.
РАДОСТЬ
НЕ ВКЛЮЧАЕТСЯ
ПО УКАЗКЕ
.
НЕЛЬЗЯ
ЗАСТАВИТЬ
БЫТЬ
СЧАСТЛИВЫМ
.
.
.
13.01.2022г.  09-34
.
.
.
.
.
http://stihi.ru/2018/03/30/1021  - Оглавление - 89 на-до 21. 03. 2019
.
.
.
.
.
.
=================
из интернета
.
.
=================

Надзиратель внутри: психика обладает механизмом самопринуждения, создающим стресс и убивающим творчество
16 декабря 2021

Мы проявляем пассивность потому, что устали, а устаём от излишнего напряжения, создаваемого нашей психикой без объективных причин
Котосова
Слежу за сыном, копошащимся над уроками. Сосредоточенное выражение лица, упрямо поджатые губы, напряжённые вздохи - всё свидетельствует о том, что без волевых усилий дело не обходится. Наконец, он завершает последнее задание. Звучит облегчённый возглас:

- Наконец-то! Теперь у меня целый день свободен!

А мне интересно: чем же он будет заниматься? Вот он посидел с книжкой, походил по квартире, немного поругался со старшим братом, потом взял выжигатель и начал что-то рисовать на фанерке. Язык вылез наружу от старания, глаза щурит от дыма... Нарисовал, запрыгал по комнате от удовольствия.

- Папа, смотри, какую котосову я придумал!

Я смотрю, и мне вполне очевидна простая истина: час назад, делая упражнение по технологии, он не переживал такой радости, хотя, казалось-бы - и там творческое занятие. Но уроки НУЖНО делать - и это меняет всё, потому что меняет состояние сознания.

Уроки для ребёнка - это обязанности. Если он их не сделал, то он - плох. Такова установка, формируемая мозгом. Когда же "целый день свободен", то это значит - ты свободен. Ты можешь делать ТО ЖЕ САМОЕ, но без принуждения, а значит, без установки "не сделаешь - плох".

Внутренне принуждение ("должен", "обязан") формирует напряжение - стресс, потому что создаёт угрозу ("не сделаешь - плох"). И именно этот стресс мешает разворачиванию эффективного мыслительного процесса (ведь стресс для мозга - это запуск реакции "беги или сражайся", когда интеллект не востребован). Так "котосова", выполненная по собственному желанию, получается лучше, чем сделанная по указке учителя.

Можно ли избавиться от внутреннего принуждения?

Принуждение равносильно рабству
Мы живём в современном мире, но пользуемся мозгом, мало изменившимся с палеолитической эпохи. Чтобы понять, что такое принуждение для первобытного человека, достаточно воспользоваться антропологическими исследованиями, проливающими свет на образ жизни и мышление наших предков.

Современные охотники и собиратели имеют куда меньше возможностей, чем жители мегаполисов, но зато обладают куда большими свободами: их мир не знает диктатуры и принуждения, у них куда больше свободного времени, и субъективно они более счастливы. Так было всегда: любое принуждение - это власть хозяина над рабом - прямая угроза не только благополучию, но и жизни. Поэтому мозг на любое принуждение (даже воображаемое) реагирует через запуск стрессовой реакции.

Однако в информационном обществе, построенном вокруг стратегии долгосрочного планирования, нельзя обойтись без "надо". Сегодня надо сделать, чтобы завтра получить то, что хочешь. Мы заинтересованы в том, чтобы УЧИТЬСЯ выполнять ежедневные дела (в том числе и обязанности) без апелляции к внутреннему принуждению. Это можно назвать оптимизацией мыслительных процессов.

Какой инструмент оптимизации мы можем использовать?

Выключи надзирателя
Избавиться от механизма внутреннего принуждения мы не можем: это часть нашей психики, которая вшита в бессознательное. Но мы можем его выключить. Вот как это делают те, кто сегодня осваивает метод "Охотник":

1. Откажись от лишнего.

Ещё Роберт Чалдини в своём бестселлере "психология влияния" писал о том, что свобода выбора усложняет выбор. Мы, имея множество возможностей, взваливаем на себя непомерную ношу из-за страха упущенной выгоды. Важно понять, что действительно тебе нужно, чтобы спокойно и уверенно повышать качество своей жизни, а что является тем самым "чемоданом без ручки", от которого есть смысл избавиться. Для этого метод "Охотник" предлагает определиться с целями и их приоритетом.

2. Организуй время.

Принуждение всегда появляется там, где появляется спешка. Внутренний сержант нас подгоняет, угрожая несоблюдением дедлайна. Правильно организованное время - это когда вы всё успеваете, но никуда не спешите.

3. Осваивай психорегуляцию.

Внутреннее принуждение - это стресс. Психорегуляция позволяет управлять стрессом, ведь он всегда - следствие наших мыслей, тех оценок, которые мы даём действительности. Психорегуляция создаёт новый мыслительный навык: она позволяет увидеть деструктивные привычки мышления, провоцирующие стресс, и заменить их новыми. Это и есть оптимизация.
=================
.
.
.
.


Рецензии