К эскизу Врубеля Снегурочка Римского-Корсакова

Экфрасис- это иллюстрирование своих стихов и прозы картинами. Или наоборот:текст к картине. "Сочинение к картине", которые мы писали уже в начальной школе. Учительница приносила в класс большие репродукции — и хотя теперь это в Сети называют иногда мудрёным словом "экфрасис", - мы такого термина не знали, а называли Сочинением к картине, что писали иной раз сообща всем классом, и это было весело и дружно, потому что такова коллективная творческая мысль в прочтении художественного(в том числе Изо) произведения.


Сайт Музеи мира.
Данные:
Автор: Михаил Врубель
Музей: Рязанский государственный областной художественный музей им. И.П. Пожалостина
Год: 1890
Для большеформатного обзора кликните на правую кнопку мышки  Открыть картинку в новой вкладке. И рассмотрите взгляд, шубку и кокошник, а также черевички(обувь) - всё в снежинках Снегурочки, не правда ли фантазия художника-иллюстратора партии оперной Снегурочки восхищает? И хотя всё изо льда и снежинок, но почему же в золотистой гамме? Не удивляет? Не в серебристой, а именно золотой гамме? Освещена Солнцем? А ведь Снегурка это персонаж эпоса древних славян-солнцепоклонников! Может быть, прочтение Врубелем эскиза костюма для партии Снегурочки в опере Римского-Корсакова исходит из этого тоже?!
Не забудьте взглянуть на белочку у ног Снегурочки!



Из цикла Мои танки. Зима.

         ***
Кружит снежинка на стекле
Зимнее утро предновогодья
Освещено солнцем новых надежд
 

Выложу заново одну из первых своих танок.
Хокку и танка вообще должны быть с картинами и/или каллиграфией с мудрыми изречениями, где сама танка - это и есть мудрое изречение, либо просто поэтическое.
По запросу "Снежинки на картинах" появилось на мониторе Гугл картинки много интересных образцов живописи, как классической, так и современной.
Но сейчас я хотела бы проиллюстрировать свою танку "Снежинка" вот этой картиной Михаила Врубеля. "Снегурочка". Она не так известна, как "Царевна-лебедь" и как иллюстрации Врубеля к поэме "Демон" Лермонтова. Я сама её возможно вижу впервые, но обратила внимание на кокошник на голове сказочной Снегурочки Врубеля:это Снежинки!
Удивительна и шуба из неведомого материала. Хотя отчего же неведомого, как пишут на сайте - приглянитесь:шубка из снежинок а по центру изо льда! Напоминает костюм Снежной королевы в экранизации сказки Андерсена.

А вот как описание картины на сайте Музеи мира:
   "Художнику были заказаны эскизы костюмов к опере "Снегурочка". Главная героиня особенно интересовала мастера. Героиню художник изобразил в момент появления на глазах у людей.
(...)
   Героиня немного растеряна, хотя и достаточно уверена в себе. На губах легкая, едва уловимая улыбка. Характер героини раскрывают глаза - большие, удивленные, готовые к новым, неведомым ранее впечатлениям, знаниям, приключениям.

   Интересно выполнен наряд Снегурочки. Мастер выбрал необычную технику, рельефно изобразив покрой волшебной шубы из неведомого материала.

   Несмотря на эскизность работы, главным в которой должен был быть именно костюм, автор не удержался от работы над фоном и деталями, даже схематичными.

   Стеной стоит зимний лес за спиной героини. У ее ног сидит белка, единственный провожатый героини, осмелившийся на минуту покинуть густую лесную чащу".
--------------

Итак, это театральный эскиз костюма для оперной героини. И так её увидел Врубель.
Между прочим, Снегурочка здесь явно брюнетка, а не блондинка, как казалось бы больше приличествует белоснежной русой Снегурке из славянского фольклора. Но, видимо, художник видел в партии Снегурочки — Надежду Забелу-Врубель, колоратуру русской оперной сцены. И очень похожа, на мой взгляд, Снегурочка Врубеля и на Царевну-Лебедь Врубеля(на ней изображена Н.Забела-Врубель в партии Царевны-Лебедь в опере Римского-Корсакова) и на Тамару из иллюстраций к лермонтовской героине. А Тамару, что интересно, Врубель писал не с кого-нибудь, а с Веры Саввишны Мамонтовой! С "Девочки с персиками", только уже повзрослевшей!
Верушку Мамонтову писали и В.Серов, и М.Врубель, и И.Васнецов, и многие еще. Такая интересная притягательная для многих художников Серебряного века модель оказалась дочь Саввы Мамонтова, фабриканта и мецената, что её образ, как и детский, так взрослой девушки, запечатлевали самые известные русские художники.

А в другой публикации обсудим другую Снегурочку, которую вы наверняка видели не раз в книжках:"Снегурочку" Васнецова.
---------------------

Ссылки на мои статьи в папке литературной и музыкальной критики и статьях об искусстве.
По постановке оперы Рубинштейна "Демон" в Геликон-опере:

По классике советской мультипликации  - мультфильму-экранизации оперы "Снегурочка" Римского-Корсакова:

https://proza.ru/2020/12/17/1352
Новогодний мультфильм-опера Снегурочка

"Девочка с персиками", эссе к картине:
http://stihi.ru/2021/12/13/9017
Здесь к своему короткому личному эссе о Девочке с персиками + портрет кисти Васнецова с взрослой Верушкой с кленовой ветвью в руках. Сравните с Снегурочкой Врубеля, сколько портретного сходства!

http://stihi.ru/2015/02/03/995
Демон в постановке Геликон
С иллюстрациями Врубелем "Демона" Лермонтова. Врубелевская Тамара не копия ли его же Снегурочки, а оба этих образа - не исписаны ли с образа Девочки с персиками?! Моё открытие!

По Снежной королеве моя статья о Томасе Лермонте:

12 января 2022г.

https://zera-cherkesov.livejournal.com/230628.html


Рецензии
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.