Иосиф Прекрасный

    Повествование в Библии об Иосифе начинается не с описания его красоты. «Иосиф, семнадцати лет, пас скот вместе с братьями своими, с сыновьями Валлы и с сыновьями Зелфы, жен отца своего. И доводил Иосиф худые о них слухи до Израиля отца их». Т.е. несомненно, что Иосиф был стукачок, а таких не любили тогда, и не любят сейчас. «Израиль любил Иосифа более всех сыновей своих, потому что он был сын старости его, - и сделал ему разноцветную одежду. И увидели братья его, что отец их любит его более всех братьев его; и возненавидели его и не могли говорить с ним дружелюбно». К этому добавились сны Иосифа: Он сказал братьям: «выслушайте сон, который я видел: вот, мы вяжем снопы посреди поля; и вот, мой сноп встал и стал прямо; и вот, ваши снопы стали кругом и поклонились моему снопу». После этого братья возненавидели его еще больше.
    И видел он еще другой сон и рассказал его отцу своему и братьям своим, говоря: «вот, я видел еще сон: вот, солнце и луна и одиннадцать звезд поклоняются мне. И он рассказал отцу своему и братьям своим; и побранил его отец его и сказал ему: что это за сон, который ты видел? неужели я и твоя мать, и твои братья придем поклониться тебе до земли?»
    Однажды братья ушли пасти скот далеко. Тогда отец позвал Иосифа и послал посмотреть, как обстоят дела, и принести ответ. Иосиф пошёл исполнять волю отца. Братья, увидев приближающегося Иосифа, замыслили убить его. Однако старший — Рувим, желая тайком позже спасти невинного младшего брата, уговаривает всех бросить живую жертву в ров, предварительно раздев. Иуда же предложил более хитрый план. От расправы отказался только его родной по родительской крови (у них одна мать Рахиль и отец Иаков) брат Вениамин, который его любил больше всех. Случайно проходивший караван измаильтян решил судьбу: Иосифа продали по совету Иуды за 20 серебренников, и он был перепродан в Египет. Братья испачкали одежды Иосифа в крови заколотого козла, чтобы их отец Иаков поверил в смерть Иосифа от хищного зверя (фото).
    В Египте Иосифа ожидали большие дела, и кто знает, выжило бы семейство Иакова, если бы ни он. В Египте Иосифа купил царедворец фараонов и начальник телохранителей Потифар. Господь был с Иосифом, и он был успешен в делах. И увидел господин его, что Господь с ним и что всему, что он делает, Господь в руках его дает успех. И снискал Иосиф благоволение в очах его и служил ему. И он поставил его над домом своим, и все, что имел, отдал на руки его.
    И всё бы было хорошо, но Иосиф же был «красив станом и лицем». «И обратила взоры на Иосифа жена господина его и сказала: спи со мною». Несчастный Иосиф отказался, «но она ежедневно говорила Иосифу, а он не слушался ее, чтобы спать с нею и быть с нею». Дальше я буду называть ее Зулейкой, хотя в Библии она по имени не названа. А называть ее буду так потому, что в средневековых легендах, в частности в мидраше «Sefer haYashar», она названа «Зулейка» (Зулайхо, Зулейха, Селиха, Злиха, «соблазнительница»). Под этим же именем, а также как «Зефира», она фигурирует в исламской поэзии, в частности, в поэме Фирдоуси «Юсуф и Зулейка».
        Итак, однажды Зулейка обвинила Иосифа в попытке изнасилования, показав в доказательство его плащ.  За это невиновный еврей был брошен в тюрьму. Но через несколько лет Иосиф истолковал сбывшийся сон фараону, за что был выпущен на волю и назначен визирем. Про семь тучных и семь голодных годов я не буду рассказывать, это события, всем известные. Фараон отдал Иосифу в жёны Асенефу, дочь дочь Потифера, жреца Илиопольского (Быт. 41:45). До наступления годов голода у Иосифа от Асенефы родилось два сына: Манассия и Ефрем. Волею судеб и Иакова, Манассия и Ефрем стали основателями двух колен Израилевых, а не их отец Иосиф.
    Дальше начались семь голодных годов. «И был голод во всех землях, а во всей земле Египетской был хлеб. И был голод по всей земле; и отворил Иосиф все житницы, и стал продавать хлеб Египтянам. Голод же усиливался в земле Египетской». Голод был во всех землях, в том числе и в земле Ханаанской. «И узнал Иаков, что в Египте есть хлеб, и сказал Иаков сыновьям своим: пойдите туда и купите нам оттуда хлеба, чтобы нам жить и не умереть». Братья пошли в Египет за хлебом, встретили там визиря Иосифа, но не узнали его. Дальше была скучная и иногда не мотивированная история отношений братьев, которые чуть не убили Иосифа и продали его в рабство. Зачем ему так нужен был Вениамин – абсолютно не понятно, зачем Иосиф засунул свою серебряную миску Вениамину в мешок, еще больше не понятно: по закону тому грозила смерть: всё это какая-то душещипательная мыльная опера, скучная и продолжительная. Главное, все остались счастливы и рады. А Иосиф мог бы и сразу рассказать все братьям, нагрузить им хлеба и не мучить престарелого отца своего Иакова. Ведь когда братья вернулись из Египта в первый раз, Иосиф оставил себе Симеона до тех пор, пока братья не вернутся с младшим братом, Вениамином (У Вениамина и Иосифа была общая мать Рахиль). Это очень расстроило Израиля, «И сказал им Иаков, отец их: вы лишили меня детей: Иосифа нет, и Симеона нет, и Вениамина взять хотите. Не пойдет сын мой с вами; потому что брат его умер, и он один остался; если случится с ним несчастье на пути, в который вы пойдете, то сведете вы седину мою с печалью во гроб». Но голод нарастал, и братьев вместе с Вениамином пришлось отпустить в Египет за хлебом. «И предстали они пред лицо Иосифа». И на этот раз Иосиф наполнил мешки их хлебом, вернул им и серебро, а Вениамину в мешок подложил серебряную чашку. Братья тронулись в путь, но их остановили, обыскали и нашли у Вениамина чашку. Иосиф сказал, что тот, у кого нашлась его чашка будет его работ, а братья вернутся к своему отцу. Дальше Иуда рассказал, что, если отец их не увидит отрока, он умрет от горя. Он предложил себя вместо Вениамина.   
     Тут Иосиф громко зарыдал и сознался братьям, что он Иосиф, которого они продали в рабство. «Но теперь не печальтесь и не жалейте о том, что вы продали меня сюда, потому что Бог послал меня перед вами для сохранения вашей жизни; Идите скорее к отцу моему и скажите ему: так говорит сын твой Иосиф: Бог поставил меня господином над всем Египтом; приди ко мне, не медли». Зачем так сложно и мучительно? Можно было сделать это и в первый раз, и не мучить престарелого отца.
    О Вениамине я напишу отдельно.  В конце дней своих Иаков благословил Ефрема и Манассию как двух глав колен Израилевых.
    Теперь об исламской версии отношений Юсуфа и Зулейки. Джами, Фирдоуси и многие другие описали их историю в своих поэмах. В исламском фольклоре и поэзии Зулейка не исчезает из повествования, как в Библии, а наоборот, в итоге завоевывает сердце Иосифа: она до конца своих дней остается верной своей любви, мужчине которого она увидела во сне - Иосифу. Она борется за свою любовь. На этом пути она не пренебрегает обманом и даже клеветой. Зулейка достигает своей цели спустя сорок лет, когда Иосиф полюбил ее.
    У Джами  Зулейка, за свою попытку соблазнения и клевету, наказана: на семь лет превращена в слепую страшную старуху. Потом она раскаивается, рассказывает царю о своем проступке, и бросается к его ногам. Её узнают только после того как она принимает истинную веру и от этого к ней возвращается её красота. В конце она -  скромная жена Иосифа.
    Любовь Зулейхи к Юсуфу здесь трактуется намного более возвышенно, чем в Библии, это чистое, высокое и вечное чувство, истинная самоотверженная любовь. Благодаря этому сюжет и получил такое распространение в поэзии.
    Последнее замечание: царедворец фараонов и начальник телохранителей Потифар и Потифер, жрец Илиопольский – одно ли это лицо? Я не знаю, да и трудно судить, уж мудрецы иудейские и мусульманские никак не решат. Возможно, но не доказано.
   
Диего Родригес де Сильва Веласкес (1599-1660) «Иакову приносят окровавленную одежду Иосифа». 1630 г.
10.1.2022


Рецензии