Великий раскол

Обмирщённая Католическая (Вселенская) Церковь стремилась к влиянию и власти. Вследствие легализации христианства Константином Великим в 313 году значительно увеличилось число христиан в Римской империи. При этом обнаружились и различия в вероисповелании и в отправлении культа в разных её частях. В Церкви стали созываться Вселенские соборы, на которых, с одной стороны, выявлялись расхождения позиций и, с другой стороны, принимались меры для установления единообразия. Так, на прошедшем с 20 мая по 25 августа 325 г. Первом Никейском соборе был принят Никейский символ веры, осуждены ряд ересей и в первую очередь арианская. При Константине же произошло возвышение древнегреческого города Византий, который Константин в 330 году объявил своей столицей, назвав её «Новый Рим», получившей неофициальное название «Константинополь». В 379 г. император западной части Римской империи Флавий Грациан назначил военачальника Феодосия императором восточной части Римской империи. В 394-395 гг. Феодосий (Феодосий I Великий) в течение нескольких месяцев был императором единой Римской империи и перед своей смертью, происшедшей 17 января 395 года осуществил раздел империи на Западную со столицей в Риме и на Восточную (получившую название Византия) со столицей в Константинополе. Феодосий Великий сделал христианство государственной религией. В результате нарастания культурных и политических различий между востоком и западом стали усиливаться и религиозные конфликты. С 863 по 867 гг. происходил раскол между константинопольской патриархией и папством, внутренней причиной которого было желание папства распространить своё влияние на епархии Балканского полуострова. Разногласия между Западной и Восточной церквами в XI веке были связаны с проникновением Запада на территории, прежде находившиеся под контролем Восточной Римской империи. Происшедший в 1053 г. т.н. «спор об опресноках» был связан с борьбой за влияние в Южной Италии. В этом же году произошло закрытие латинских церквей в Константинополе.

Сложилось так, что константинопольский патриарх был важным, но всё-таки звеном в административной системе Византии, в то время как папа римский был монархом. В  Х веке в Киевской Руси было принято христианство византийского образца. Считается, что окончательное разделение Церкви на римско-католичскую церковь на Западе и православную – на Востоке произошло, когда 16 июля 1054 года церкви взаимно предали друг друга анафеме. Возникшие на месте единой Католической, они унаследовали от своей родительницы её пороки.

История противостояния обеих церквей друг другу, привязанность к миру, плотской (1Кор.3;3) характер церквей и их взаимоотношений свидетельствовали о том, что, обольщённые богатством, привелегиями и властью, утратившие чистоту первохристианства, они никогда первохристианством не были и напрасно выдают историю своей матери за свою историю. Они с самого начала были Пергамской церковью, живущей там, где престол сатаны, в которой есть держащиеся учения Валаама, научившего Валака ввести в соблазн сынов Израилевых, чтобы они ели идоложертвенное и любодействовали (Отк.2;13.14) и церковью Фиатирской, попускающей жене Иезавели, называющей себя пророчицею, учить и вводить в заблуждение рабов Господних, любодействовать и есть идоложертвенное (Отк.2;20).

В Русском государстве, начиная с правления Иоанна III, стала складываться религиозная и политическая концепция, утверждавшая, что вследствие падения Константинополя и уничтожения Восточной Римской империи в 1453 г. единственным государственным оплотом вселенского православия стала  Москва,   получившая  достоинство  Третьего  Рима. Следуя византийской традиции, Русская православная церковь возникла как преданная служанка светской власти. В.Г. Белинский в «Письме к Гоголю» написал, что Русская православная церковь «всегда была опорою кнута и угодницей деспотизма... поборницею неравенства, льстецом власти, врагом и гонительницею братства между людьми, - чем и продолжает быть до сих пор». Напоминая о первохристианских истоках католицизма, Белинский пишет Гоголю о православном и католическом духовенстве: «Положим, Вы не знаете, что второе когда-то было чем-то, между тем как первое никогда ничем не было, кроме как слугою и рабом светской власти».


Рецензии