Русские императоры-ч. 30-1 Император Александр П
Часть 30-1
Версия:
По мотивам романов:
«Первые Романовы» - Казимир Феликсович Валишевский (1849 -1935);
«Последний Рюрикович» - Валерий Елманова (25 июля 1962…..);
«Русские цари» – Борис Иванович Антонов, (01.09.1941……);
«Тишайший» - Владислав Анатольевич Бахревский (15.08.1936…..);
«Сказание о спасении от поляков Михаила Фёдоровича Романова» - авто
Виноградов Николай Николаевич (1876 - 1938);
«Правда о Сусанине» - Алексей Данилович Домнинский (1794-1870);
«Иван Грозный» Костылёв Валентин Иванович (1884-1950)
«Колос мечты» - Георге Мадан (16 августа 1938…)
«Княжна Мария Кантемирова» - Майков Леонид Николаевич (1839-1900)
«Ледяной дом» - Лажечников Иван Иванович (25.09.1792 – 07.07.1869)
«Анна Леопольдовна. Наказанная добродетель» - Лев Иосифович Бердников (р.23.11.1956)
«Анна Леопольдовна» - Игорь Владимирович Курукин (р. 28. 1953-)
«Мирович» - Григорий Петрович Данилевский (1829-1885)
«Екатерина П» - Павел Мурузи (1915-2002)
«Елизавета Петровна – дочь Петра Великого» - Казимир Феликсович Валишевский (1849-1935)
«Фаворит» том 1, том2 - Валентин Саввич Пикуль ( 1928-1990)
«Г.А. Потёмкин. Его жизнь и общественная деятельность» - Василий Васильевич Огарков (1856-1918)
«Вокруг трона» Казимир Феликсович Валишевский (1849 -1935)
«Княжна Тараканова» - Григорий Петрович Данилевский (14.04.1829-6.12.1890)
«Княжна Тараканова и принцесса Владимирская» - Мельников-Печерский Павел Иванович (1818-1883)
«Деды» - Всеволод Владимирович Крестовский (1839-1895)
«Тихий ангел. Неразгаданный монарх» - Теодор Мундт (1808-1861)
«Императоры» - Георгий Иванович Чулков (1879-1939)
«Всё, что нужно знать об Александре1» - эссе Андрей Зорин (1956 -)
«Александр 1: Тайна за семью печатями» Андрей Самохин
«Записки Фёдора Кузьмича» - Лев Николаевич Толстой (1828-1910)«Император Александр 1 и Фёдор Кузьмич» - Балицкий Григорий Васильевич (1921-1999).
«Царственный мистик»- Владимир Владимирович Барятинсий (1874-1941)
«Правда о Николае 1» - Александр Тюрин
«Междуцарствие и восстание 1825 года» - Анисимов Евгений Викторович (1947-) доктор исторических наук, Санкт-Петербург.
«Пушкин и Николай». Исследования и материалы. Виктор Михайлович Вогман (1939-) историк литературы.
«Воспоминания» - Анна Фёдоровна Тютчева (1829-1889)
«Три царя» Эдвард Станиславович Радзинский (1936)
========================
Василий Осипович Ключевский (1841-1911), историк:
"Александр П,как великий реформатор, понимал, что Россия должна встать в один ряд с другими европейскими государствами, и осознавал, что для этого свобода ей нужна, просто кровно необходима... Свобода впервые, может быть, за всю тысячелетнюю историю России стала ценностью.
… А тот, кто её принёс, отдал за неё свою жизнь".
========================
Александр родился в семье великого князя Николая Павловича (будущего императора Николая I) и его жены Александры Федоровны 17 апреля 1818 года. Маленький Саша был долгожданным ребенком, ведь он стал первым, за долгое время рожденным мальчиком, в царской семье, (у Александра 1 детей не было,- две его девочки умерли в младенчестве).
Маленький Саша был очень красивым и обаятельным ребенком. Это очарование сохранялось у него и во взрослой жизни, и он этим пользовался неоднократно, особенно в общении с дамами.
Мальчик рос в спартанских условиях, которые были созданы для него строгим и дисциплинированным отцом.
Николай I, контролировавший всё в своей империи, следил и за воспитанием сына, пресекая всякие нежности и "сюсюканья" в адрес будущего императора.
От рождения он был очень мягким и ранимым человеком, ему нелегко было воспринимать тот режим, который начертал его отец, заставлявший вставать цесаревича в 6 часов утра, ежедневно заниматься спортом и военной подготовкой, жить в строгих и скромных условиях и учиться сдерживать свои эмоции…
Благодаря отцу, помятующему свой приход к власти совершенно не подготовленным, Александр стал одним из немногих Романовых, которые получили хорошее образование и солидную подготовку к принятию императорской власти. Он изучал законодательство, историю, физику, химию, математику, философию, геологию, из языков - французский, немецкий, польский и английский, кроме того военные науки, финансы, и внешнюю политику, а также токарное дело, фехтование, музыку, танцы, гимнастику, плавание, и мн.др.
Юный наследник был очень смышленым, обладал отличной памятью, поэтому уроки усваивал очень быстро и легко.
Его учителями были образованнейшие люди того времени - великий поэт В. Жуковский, знаменитый государственный деятель М. Сперанский, министр финансов империи Е. Канкрин, а одним из любимых воспитателей был полковник К. Мердер, опекавший и охранявший юного наследника.
По достижению Александром совершеннолетия в 1834 году, его, как наследника-цесаревича, ввели во все основные государственные институты власти. В том же году он стал членом Сената, в 1835-м вошел в Святейший Синод, в 1841 году получил членство в Государственном Совете.
В 30-е годы Александр поехал знакомиться с Россией, и за полгода побывал в 29-ти губерниях России, знакомясь с бытом населения; проникся необозримостью просторов страны, которой ему предстояло руководить в будущем. Затем отправился в Европу. Пройдя полный курс военной подготовки, он в 1844-м получил звание генерала. Ему доверили командовать гвардейской пехотой.
Будущий царь возглавляет военно-учебные заведения, занимает должности председателя в Секретном комитете в 1846 и 1848 годах. Он отлично разбирается в крестьянской жизни, знает их проблемы, и видит, что настало время заняться реформами и изменениями, которые назрели уже давно.
Он всегда помнил наставления своего учителя и воспитателя Жуковского Василия:
«Власть царя над человеком происходит от Бога, но не делай эту власть насмешкой над Богом и человеком»
«Уважай закон. Если законом пренебрегает царь, он не будет чтим и народом»
«Люби и распространяй просвещение. Народ без просвещения – это народ без достоинства. Им легко управлять, но из слепых рабов легко сделать свирепых мятежников»…
«Ни одно вступление на престол в Российской империи не сопрягалось с такими грозными внешними опасностями", - писал о воцарении Александра II в 1855 году известный историк той эпохи Михаил Петрович Погодин (1800-1875).
«Император Александр Второй заметно отличался от своих ближайших предшественников отсутствием наклонности играть царя...По возможности он оставался самим собой. Он не хотел казаться лучше, чем был, и часто был лучше, чем казался». (Василий Осипович. Ключевский)
Период его царствования стал важнейшим в российской истории. Именно ему, довелось проводить масштабные преобразования, ставшие своеобразным переходом от крепостнической к капиталистической системе правления. Перелом этот был резким и быстрым, потому что реформы назревали уже давно, ВРЕМЕ6НИ НА РАСАЧУ ПРОСТО НЕ БЫЛО. Царь разделил участь всех реформаторов: слава и заслуженная оценка пришли к нему только после смерти, а при жизни он не был понят никем…
Коронация Александра П прошла 26 августа (7 сентября) 1856 года в Москве. Вместе с правами на престол ему достались и неразрешенные проблемы Крымской войны, а также общество, недовольное декабристской ссылкой 1825 года.
Перед страной стоял ряд сложных внутри- и внешнеполитических вопросов (крестьянский, восточный, польский и другие); финансы были расстроены Крымской войной, в ходе которой Запад постарался изолировать Россию на международном уровне, в чём и преуспел. Франция, Австрия и Пруссия после поражения России создали антироссийскую коалицию.
В 1855 году в своей первой речи перед членами Государственного Совета новый император сказал: «Мой незабвенный Родитель любил Россию и всю жизнь постоянно думал об одной только её пользе. В постоянных и ежедневных трудах Его со Мною, Он говорил Мне: «Хочу взять Себе всё неприятное и всё тяжкое, только бы передать Тебе Россию обустроенную, счастливую и спокойную. Провидение судило иначе, и покойный Государь, в последние часы своей жизни, сказал мне: «Сдаю Тебе Мою команду, но, к сожалению, не в таком порядке, как желал, оставляя Тебе много трудов и забот».
Первым из важных шагов нового императора было заключение Парижского мира в марте 1856 года на условиях, которые, в создавшейся ситуации, были единственно приемлемыми для России, (ибо отражали реальный расклад сил), хотя и унизительными для неё, но иного выхода не было: Россия была ослаблена Крымской войной, изолирована на международной арене.
Весной 1856 года император Александр П посетил Гельсингфорс (Великое княжество Финляндское), затем Варшаву, и Берлин, где имел весьма важную для него встречу с прусским королём Фридрихом Вильгельмом IV (своим дядей), с которым тайно скрепил «двойственный союз», прорвав таким образом внешнеполитическую блокаду России.
В общественно-политической жизни страны наступила «оттепель», и император получил возможность заняться внутренними проблемами…
Начатая в 1861 году реформа, упразднившая крепостное право в России, явилась первой и наиболее значимой из «великих реформ» АлександраП; она была провозглашена Манифестом об отмене крепостного права от 3 марта 1861 года.
********************
Причины, приведшие к необходимости освобождения крестьян России:
- пришло понимание того, что рабство – это безнравственные остатки средневековья.
- Крымская война (1853-56) доказала, что система самодержавия давно себя исчерпала, страна в военно-техническом плане значительно отставала от стран Западной Европы;
- из-за того, что крепостных крестьян принудительно заставляли работать, качество проделанной ими работы было очень плохим, в результате чего сельское хозяйство перестало развиваться;
- огромные расходы на войну вынудили русское правительство прибегнуть к новым и новым налогам, что, в свою очередь, приводило к недовольству и крестьянским бунтам и восстаниям из-за ухудшающегося положения крестьян. Война вызвала мобилизацию многих тысяч рекрутов и ополченцев, оторвав их от сельского хозяйства. На нужды армии были реквизированы сотни тысяч голов рабочего скота. Тяжёлым бременем для крестьянства была поставка подвод для войска.
*****************
Император Александр П долго не мог решить с чего начать внедрять крестьянскую реформу. Планом его действий послужила разработка Константина Дмитриевича Кавелина (1818-1885), которая попала к Александру Николаевичу в виде записки. Константин Дмитриевич настаивал на том, что каждому крестьянину, при освобождении нужно за малый выкуп выдавать землю в пожизненное пользование с правом наследования, но без права продажи. Помещики были очень недовольны тем, что им придется отдавать свои земли крестьянам.
*** Кавелин К.Д. - выдающийся русский мыслитель, историк, юрист, правовед, философ, публицист и общественный деятель, один из творцов крестьянского законодательства 1861 года, в числе первых отечественных ученых исследовал сельскую общину, доказав, что в её сохранении – основа социальной и экономической устойчивости России. Разрушение тысячелетних обычаев крестьянского мира, по его мнению, приведет к упадку экономики и падению самого Русского государства. ***
Как всякое нововведение, крестьянская реформа содержала как положительные, та и отрицательные моменты:
Положительные стороны:
- реформа положила начало гражданского равноправия;
- крестьяне получили права на землю, и стали свободным сословием;
- зародилась предпринимательская деятельность;
- произошел значительный рост разных видов производств;
- появились новые слои населения, такие как пролетариат и буржуазия.
Отрицательные стороны реформы:
- крестьяне были вынуждены платить немалый оброк или барщину за землю в течение 9 лет, которую им выделили при освобождении из крепостничества;
- лучшая часть земли по прежнему принадлежала помещику, это вынуждало крестьян брать в аренду у него землю и, помимо платы за свою землю, платить и за аренду помещику;
- существование общины, в которой он тоже должен был работать и пополнять «общественную копилку» на случай неурожайных лет,- (здесь бы я скорее отнесла этот факт к положительному моменту, так как неурожайные годы на Руси не были редкостью);
- дабы реформа не вызывала гнев дворян, для них сохранились льготы;
- большая часть крестьян обанкротилась после внедрения реформы, поэтому они были вынуждены переезжать в город и становиться наемными рабочими, а из сельского хозяйства уходили рабочие руки;зато они притекали в развивающуюся промышленность.
И всё же, проведенная крестьянская реформа помогла стране выйти на международный рынок и начать более интенсивное развитие промышленности России.
ДЕТСКИЕ И ЮНОШЕСКИЕ ГОДЫ:
...Назначен он самой судьбой
Быть повелителем над Русью.
Решенья этого он узник,-
И не питал пустых иллюзий,
Но много делал он впервой.
Природа так щедра была:
Его усердьем наградила
И, как Творец, его лепила,
Поставить дабы у кормила,
Чтоб в гору шли в стране дела.
И средь его учителей -
Руси талантливые люди:
Желанье к знаньям в нём разбудят.
Он понимал уже подспудно,
Что знания всего важней.
Экзаменатор - сам монарх.
Его в учёбе не жалели,-
осознавал он в полной мере:
В пути быть могут и потери,-
Во все так было времена.
...Присягу дал великий князь -
(Шестнадцать лет ему в апреле),-
И вновь, как не было доселе,
Монарх его проверит в деле,-
чуднА его деяний вязь.
И вводит он его в Синод,
Затем в Сенат; в состав Совета.
Объездит скоро он полсвета
И сформирует своё кредо,
Увидит, как живёт народ.
Он посетит Ялуторовск,
Курган, - там встретит декабристов,
Чей путь нелёгким был, тернистым ,-
Конец их ссылки уже близок,-
За них он просит, как Христос.
...Немногих Николай простил.
Домой вернулись стариками.
С беспечной юности мечтами
Давно простились; и ночами
Раскаивались...за грехи.
...Теперь в Европу едет князь,
И там знакомится с невестой.
Не слушая ничьих протестов,
В любви поклялся своей честью
И победил на этот раз.
А дальше - едет на Кавказ,-
Туда его монарх направил,
Как (в будущем) главу державы;
Там усмирение кроваво
И жертвы множатся - всяк час.
Свидетель в Дагестане он
С чеченцами горячей схватки.
Сквозь неприятеля порядки
Летел, играя с смертью, в прятки:
Зря в ожидании Херон...
КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА:
...Срок подошёл,- и он – монарх.
БеднА, взволнована Россия;
Неуправляема стихия,
И, недовольных - истерия...
И беспокойство в их умах...
...Внутри страны проблем, как звёзд
На чистом небе,– их так видно...
Руси отсталость очевидна,
И крепостничество постыдно,-
И должен он решить вопрос.
...В день коронации явил
Монаршью волю на реформы.
Они грядут «по воле доброй»,
Остановить позволив штормы,-
Но требуется много сил.
...Он не приемлет перемен:
Их сердце принимать не хочет,-
Но «Колокол» вдали грохочет;
Крестьян же нетерпенье точит:
Ждут, что дадут им встать с колен.
...Опубликован Манифест,-
И от царя в восторге Герцен:
«Освободитель - самодержец»!
Приветствует его он сердцем,
Считает – это мудрый жест.
Он узел развязал тугой...
О, если б ведал, что за силы
При этом всём освободил он!
Восторг в России, эйфория...
Царь древний пошатнул устой...
Им дали «встать», но Боже мой!
Совсем не этого все ждали,-
Они на милость уповали...
Мечты не схожи так с реалом:
Бороться надо с нищетой...
...Им выделяется земля
На неудобьях и кусками;
Вновь поливается слезами,
(как раньше, долгими веками)–
Реформа радость не внесла.
Придётся выкупать её
Где барщиной, а где деньгами.
Работать долгими годами,
Вставая утром с петухами,
(дороже стало их зерно).
...И зароптали мужики:
Причины есть для беспорядков.
А чтоб не ширились масштабы
Средь недовольных «сиволапых»,
Была расправа «по-мужски»...
...Он явно чем-то потрясён;
В нём зреет чувство катастрофы.
Вести Россию надо к нови,-
И Александр это понял:
Судьбою жезл ему вручён...
Продолжение следует:
Свидетельство о публикации №122010806388
Светлана Светлова-Ягодина 11.01.2023 14:42 Заявить о нарушении
С теплом, Светик. Здоровья вам всем.
Евгения Грекова 2 11.01.2023 19:57 Заявить о нарушении