Поколения

Вдруг отчётливо понял, что почти полностью ушли два поколения, которые я очень хорошо знал - поколения моих бабушек-дедушек и родителей. Эти люди, их опыт и образ мысли были частью моей жизни. А теперь - я вроде не изменился, а их нет.

Описывать целое поколение, тем более, описывать одной фразой - дело пустое: люди все разные. Но всё же.

Первое - это люди, сформировавшиеся после революции. Не верившие в Бога, но верившие в построение нового мира. Потом увидевшие, что новый мир заканчивается тридцать седьмым годом. Пережившие войну - главный водораздел их жизни и главный источник их взглядов на всю оставшуюся жизнь («лишь бы не было войны»). Победившие и продолжавшие верить - те, кто остался в живых.

Вообще мне кажется, что люди без веры (как нынешние) - хуже, чем люди, верящие даже в иллюзорные вещи.

А второе поколение как раз в войну начало себя осознавать, и это отразилось на них даже в мелочах. Папа мой любил есть луковицы, как яблоки, потому что лук был единственным источником витаминов в войну. А ещё он создавал запасы крупы, соли и прочего, что очень помогло в начале 90-х.

Эти люди (условно назовём их «физики и лирики»: я не люблю слово «шестидесятники») уже не верили в дежурную коммунистическую риторику, высмеивая ее на кухне и в анекдотах. Кстати, они выработали в себе иммунитет к лицемерным лозунгам, чего на Западе не произошло: после падения «железного занавеса» стало понятно, что тамошние люди гораздо более brain-washed.

Они по-прежнему не то, чтобы не верили в Бога, но, скорее, были агностиками. Зато коллективно верили в разум и учёное знание, а равно в культуру, порядочность и достоинство гораздо больше, чем в накопление материальных благ. Поэтому то поколение полетело в космос и проникло в атомное ядро, породило Бродского, Тарковского и Высоцкого.

Понятно, что в обоих поколениях была масса отъявленных мерзавцев: в них наша Родина ни в какие времена нехватки не испытывает. Палачи, стукачи, аппаратчики, демагоги всех мастей. Но мне повезло вырасти среди других людей.

Теперь эти люди остались только в моей голове и других головах моего поколения. Ну, ещё в книжках советских классиков, да их никто не читает.

И я вот думаю: смысл жизни - очень простой: нести два поколения двум поколениям. Если повезёт - то три трём.


Рецензии