Монашье откровение

Мог бы молчать, конечно,
Только, таких немеряно.
Носит земля не вечно,
Всем не бывать потерями.

Я, лишь монах, не боле:
Много терпел, да видывал.
Княже,  а ты доколе
Будешь частить обидами?

Зла натворил без счету,
Жизни ломал по жадобе...
Бесу и то не продан,
Ты и ему не надобен.

Ладно  б,  рулила глупость,
А у тебя по замыслу.
Равен бы был врагу - пусть...
Душепродавца не спасти.

Не за тебя молюсь я,
Должен бы, да не можется.
В славу тебе - проклятья,
Праху пасть в бездорожицу.

Всякому есть награда.
В очереди и ты ещё.
Много тебе и ада -
Вечность тебе в чистилище.

08.01.2022

Анализ стихотворения
Автор и название
Автор Василенко Ольга Сергеевна название условно можно определить как «Обвинение» или «Молитва о возмездии».("Монашье откровение"
Жанр и композиция
Жанр: религиозно-философская лирика с элементами обличительной поэзии.
Композиция: стихотворение состоит из 7 строф, построенных как обращение к некой персоне («княже»). Композиция развивается от обличения к финальному приговору.
Тема и идея
Основная тема: обличение зла и беззакония, совершённых определённой личностью.
Идея: неизбежность возмездия за совершённые преступления против человечности.
Образный ряд
Центральный образ: монах-обличитель, выступающий от лица справедливости
Антагонист: «княже» — символ власти и зла
Религиозные символы: душа, бес, ад, чистилище
Художественные средства
Эпитеты: «небытыми потерями», «по жадобе»
Метафоры: «душепродавец», «праху пасть»
Антитезы: «не за тебя молюсь» — «в славу тебе — проклятья»
Олицетворение: «земля носит»
Размер и рифма
Стихотворный размер: вольный ямб
Рифмовка: перекрёстная и парная
Особенности языка
Использование церковнославянских элементов («молюсь», «праху»)
Просторечные выражения («не можется»)
Архаизмы («частить обидами»)
Настроение и интонация
Стихотворение проникнуто гневом, осуждением и горечью. Интонация переходит от обличительной к пророческой.
Личное восприятие
Произведение производит сильное впечатление своей эмоциональной насыщенностью и глубиной нравственного осуждения. Автор мастерски сочетает религиозную традицию с современным звучанием, создавая мощный обличительный текст.


Рецензии