Д. Шостакович и И. Соллертинский

 
 
 Друзья! Все мы любим получать подарки на праздники, я не исключение. Я получила от своей подруги замечательный подарок на Новый год, которому не могу нарадоваться уже который день! В то время, когда все пьют запоем, я читаю запоем « Письма Шостаковича Д.Д. Соллертинскому И.И» и эффект от чтива почти такой  же  -  опьяняющий!
Какой это роскошный эпистолярный жанр! Сокровище, о котором мы так легкомысленно забыли и переключились на телефоны и компы. Я сто раз пожалела, что сейчас он совсем исчез, и уже подумываю- как бы его возродить… Вы давно писали письма рукой, как положено? А когда в последний раз получали в конверте долгожданную весточку? Вспомните, какая это была чудесная человеческая традиция! Как-то мы тихонько себя обкрадываем… Как мы раньше бежали к почтовому ящику в ожидании желанного письма...Письмо- это был настоящий сюрприз и тайна. Я ведь помню, как Клавдия Ивановна Шульженко, зная цену письмам, пела, заламывая руки о старых письмах…  – « Хранят так много дорогого, чуть пожелтевшие листы, как будто всё вернулось снова…»… она знала в этом толк, так как получала мешками их, и читала всегда все письма до последнего, как, впрочем, и Леонид Утёсов. Он пел "Как много девушек хороших..." и каждая женщина считала, что он поёт именно ей, и никому другому. Он получал письма мешками от поклонниц и друзей. Несколько мешков он хранил и перечитывал. Это были письма от Шарля Азнавура, Михаила Зощенко, Мариэтты Шагинян, Исаака Бабеля и многих других друзей и поклонников. После его кончины они исчезли. Сколько в них было слов любви, дружбы, признательности, забавных и заманчивых предложений, стихов и посвящений, доверительных историй о человеческом счастье и несчастьях, о муках творчества и мечтах. Да, письма -это особая история у каждого человека.
Письма Шостаковича и Соллертинского, этих двух закадычных друзей - искреннее свидетельство того страшного времени, в котором, как в капле воды отражалась вся жизнь страны того периода с его особенностями. В них они писали о главном, и использовали язык аллегорий, намёков, высказываясь словами различных героев литературных произведений, употребляя язык Эзопа. Потенциал единомышленников был настолько велик, что им не составляло труда пользоваться свободно этим в переписке, цитируя от Данте и Микеланджело до реплик из газет злопыхателей и чиновников от культуры,- "творцов общественного мнения." Страх смерти поселялся в домах, люди боялись и прислушивались к каждому шороху и звуку, боясь дышать...Ночь- это был ежедневный апокалипсис, когда во двор въезжал чёрный ворон...Как колотилось сердце каждого, ведь как хотелось жить! Шостакович часто садился у двери с собранным чемоданчиком, ожидая, что за ним придут... Страх за судьбу своих близких всё время ощущался в воздухе. Друзья писали обо всём, об искренней дружбе и предательстве знакомых, о неудачах и победах, о взлётах и падении в творческой судьбе. По закону того времени они уничтожали письма, чтобы не подвести своих родных и близких каким- либо высказыванием, всё могло быть истолковано превратно. Эти письма сохранились случайно в архивах Соллертинского, у племянницы, и всплыли не так давно. Какая великая судьба выстраивается из одних только писем Шостаковича, а читается как роман. Это была дружба, которая была выше всех кровнородственных отношений.
Дмитрий Дмитриевич писал о Соллертинском И.И – «Всем своим развитием я обязан ему…». Шостакович гений, но и Соллертинский был великим просветителем, музыковедом, театроведом, литературоведом и известным критиком, артистом и эрудитом. Когда он вёл концерты в Ленинградской филармонии все сбегались слушать его, а не музыкальное симфоническое произведение, хотя считается что,музыка выше любых слов о ней. Но он был восхитительный,неповторимый лектор и ведущий программ. Как он вдохновенно рассказывал! Публика дарила ему цветы за его вступительное слово к музыкальному произведению.Настолько интересно, глубоко и эмоционально он воздействовал на неё, на глазах зрителей были слёзы, и пальма первенства всегда принадлежала  Соллертинскому.
    Его эрудиция зашкаливала, он знал 26 иностранных языков и сто наречий, вёл свой дневник на древне-португальском языке. В 26 лет стал профессором консерватории, и читал блестяще лекции, цитируя на разных языках всё наизусть, не заглядывая никуда!У него была феноменальная память и уникальная общая культура.Он как из бездонного колодца вынимал различные факты, материалы, свободно пользовался разными иностранными языками и своими потрясающими знаниями во всех областях. В Ленинграде друзья общались ежедневно, заходили друг к другу, когда жили рядом по несколько раз в день, в любое время дня и ночи, такая была потребность. Правда, что «дружба понятие круглосуточное». Дмитрий Дмитриевич, всегда учитывал советы и бесценные рекомендации Ивана Ивановича, и считал его главным авторитетом для себя.
Война...страшное слово. Как им не хватало друг друга... В письмах они писали друг другу о самых сокровенных вещах. Соллертинский во многих ситуациях был для ДД примером и образцом, как старший товарищ.
Всякие люди встречались в жизни друзей. Оба они ненавидели предательство, насилие и хамство. Хамство – самый распространенный способ самоутвердиться за счет другого человека. И часто ранимые люди болезненно переносят это, не могут сразу ответить хаму.  Д, Д, рассказывал, как ему Соллертинский дал урок на примере одной заносчивой дамы, которая ничего из себя не представляла, а муж был большой шишкой в Ленинграде. И вот на банкете в честь оперной премьеры в Малом театре, Соллертинский подошёл к ней, и, желая сделать ей комплимент, "сказал в своей обычной восторженной, сбивчивой манере: «Как замечательно вы выглядите, вы сегодня абсолютно восхитительны!»
Он собирался что-то ещё добавить, но дама прервала его: «К сожалению, я не могу сказать того же о вас». Ей, видимо, не нравилось лицо и одежда Соллертинского, он одевался экстравагантно. На что Соллертинский остроумно ответил: «Почему бы вам не поступить так же, как я? Солгите». Этот урок я помню давно и всегда благодарю про себя Соллертинского за такую находчивость.У французов есть ещё выражение: "эффект лестницы". По - французски «Esprit d’Escalier». Оно относится к моменту, когда ты находишь правильный ответ на неожиданное оскорбление обидчика слишком поздно,(too late), к сожалению,то есть " на лестнице",бывает такое.Горький опыт, но и он драгоценный, каждый такое переживал в жизни.   
 Война их разделила- Дмитрий Дмитриевич провел в Куйбышеве меньше полутора лет — 22 октября 1941 года композитор прибыл со вторым поездом Большого театра. Уехал он из Куйбышева 3 марта 1943 года. Но за неполные 17 месяцев Шостакович успел невероятно много! ДД переживал, что мать и сестра остались в осаждённом Ленинграде в холоде и голоде. Вообще, работалось тяжело. рядом не было верного друга и советника И.И, с которым решались все проблемы легче. Общая гнетущая обстановка в атмосфере всеобщего доносительства была просто невыносимой, трудно думать, работать, писать, дышать…. Он писал финал седьмой симфонии, но он не получался. Симфония была для него областью самых глубоких размышлений  и переживаний о человеке и действительности. «Не пишется»- писал он И,И, и тот понимал, что все ждут бравурного итога, яркого, победоносного разрешения темы войны, апофеоза с хором и литаврами, но обстановка сама говорила за себя, в ней не было основания писать так. Если первые три части о войне писались на одном дыхании, молниеносно, без задержек, то здесь, в финале возникает преграда, и нельзя перешагнуть через себя, наступить на собственное горло …финал должен дозреть… никакого насилия невозможно, только сердце и душа могут запустить этот механизм, а пока… время ждать, иначе сразу ложь будет всеми обнаружена,   – Ведь не случайно он пишет музыку к сонету Шекспира № 66 в переводе Маршака. Вспомним содержание - в нём ответы на все вопросы, которые не дают покоя ДД… каждое слово это подтверждение событий и отношений того времени.
«Зову я смерть. Мне видеть невтерпеж
Достоинство, что просит подаянья,
Над простотой  глумящуюся ложь,
Ничтожество в роскошном одеянье,
И совершенству ложный приговор,
И девственность, поруганную грубо,
И неуместной почести позор,
И мощь в плену у немощи беззубой,
И прямоту, что глупостью слывёт,
И глупость в маске мудреца, пророка,
И вдохновения зажатый рот,
И праведность на службе у порока
Всё мерзостно, что вижу я вокруг,…
Но как тебя покинуть, милый друг!

 Шостакович в Куйбышеве дописал самую свою известную седьмую (Ленинградскую) симфонию, здесь она была и впервые исполнена 5.марта 1942г оркестром Большого театра, которые тоже сюда эвакуировали. Премьера проходила в оперном театре, а дирижировал Самуил Самосуд. Даже с фронта вернули ряд музыкантов, чтобы исполнение симфонии не пострадало. Это уже витало в воздухе как ожидание великой победы. Шостакович не мог подвести ожидания. Эта премьера стала не только триумфом Шостаковича, но и крупным событием политического значения. Сегодня часто говорят, что симфония не столько антигитлеровская, сколько антисталинская, якобы из-за того, что он начал писать до войны симфонию, и она была заявлена в репертуаре. Да, была поставлена в репертуар заранее, но он только собирался писать, когда грянула война. И неизвестно, какая она была бы, если не началась война!
 « А осознание равновеликости зла, творимого тоталитарными режимами, – осознание, пришедшее к большинству из нас позднее – дает нам возможность сегодня наполнять эту музыку новым содержанием, прочитывать ее, даже исполнять по-новому (в пределах, разумеется, допустимых при интерпретации нотного текста). Но не дает нам ни малейшего права фантазировать на тему о некоем «первоначальном» замысле Шостаковича.»
Седьмая симфония триумфально шла по всем странам.
Вспоминают исполнение в Москве этой симфонии. 1942г Немцы пытались прорваться к Москве. Зал набит битком. Концерт уже шёл к завершению, были исполнены три части, когда объявили воздушную тревогу. Но ни один человек не покинул зал. Симфонию исполнили до конца. Мощный финал создал атмосферу ликования и ощущение победы над врагом. Бурные овации обрушились на нашего великого современника, и превратились в демонстрацию патриотических чувств.
 В течение года симфония прозвучала на американском континенте свыше 60 раз! Оценивая вклад Шостаковича в борьбу с нацизмом, дирижер Артур Родзинский писал, что «каждое успешное исполнение симфонии может стать эквивалентом минимум нескольких транспортов с вооружением». Музыковед Иосиф Райскин писал: «Как и все подлинно гениальные произведения, Третья Бетховена, Седьмая Шостаковича вбирают, «впитывают» в себя все, что с нами было, все, что с нами происходит. Мы, слушатели, сами наполняем эти симфонии новым, современным смыслом. Музыка выше любых слов о ней, шире любых программ, вдохновивших ее, больше навязанных ей сюжетов.» Это так! Не будем гадать о её будущем, но сегодня она является музыкальным портретом нашей многострадальной Родины, как и положено всем по -настоящему гениальным произведениям искусства, так как включает в себя элемент вечного, а история предлагает выбор, многообразие интерпретаций из потока времени.
А Иван Иванович Соллертинский с филармонией был направлен в Новосибирск. Условия у И.И. были тяжелые, они голодали,замерзали от холода, что сказывалось на здоровье всей семьи. Но,  друзья писали друг другу часто, почти ежедневно, передавали письма с оказией, с друзьями и знакомыми. Когда Иван Иванович Соллертинский неожиданно рано покинул этот мир, умер во сне в 41 год,11 февраля 1944г - солнце для Дмитрия Дмитриевича закатилось. Он с трудом переносил потерю любимого друга. Это была невосполнимая утрата, горе без берегов. Дмитрий Шостакович посвятил памяти друга Трио для скрипки, виолончели и фортепьяно №2 ми минор соч.67.Глубокое произведение - переживание, полное скорби и отчаяния от потери любимого человека. Это самое трагическое произведение композитора.
Они всегда говорили обо всем, и о неизбежном тоже- т.е. что ожидает их в конце жизни, - о смерти. "Мы оба боялись её и не желали. Мы любили жизнь. Но знали, что рано или поздно с ней придётся расстаться. Всегда давали торжественное обещание друг другу в случае смерти одного их нас всеми возможными средствами помогать осиротевшим нашим родным." И Д.Д. выполнил данную клятву. Многие восхищались Соллертинским и были потрясены его ранней смертью. Как интересно о Соллертинском рассказывал Ираклий Андроников, о его удивительной памяти и энергетике, его фантастических способностях. При написании своих симфоний, Д.Д часто вспоминал их беседы о Малере с И.И. Как он тонко понимал каждую сыгранную ноту, любую вибрацию звука, и мог всё объяснить о чём это всё.
Д. Шостакович работал над монументальной симфонией №4, и над симфонией № 5, в которых особенно ощутимо воздействие симфонизма Малера, этого великого и любимого ими композитора. Они оба относились просто коленопреклонённо к этому великому композитору. Как-то Шостаковича спросили о том,  что бы он взял с собой на необитаемый остров? Он ответил: - Симфонии Малера. У них и вкусы полностью совпадали.
 Дружба таких людей- великий Божий дар, когда такое единомыслие дарит «роскошь человеческого общения» не только им, но и всем, кто попадает в круг общения. Не теряйте друзей - единомышленников! Любите, цените и берегите их! Пишите своим близким и друзьям письма ручкой! В любом случае они бесценные свидетели истории.
Кроме всего,- учёные доказали, что письма- одно из лучших лекарств от деменции, старения мозга и старости вообще. Чтобы сохранить остроту ума, улучшить память и речь- писать просто необходимо! Желаю успеха на этом поприще! Да помогут нам письма в этом...и голуби!
 5.01.2022г.

 


Рецензии
Очень чувственно и проникновенно написано. Захотелось больше об этом почитать, послушать Андронникова.
Благодарю за ориентир.

Лев Дроздов -Лад   14.04.2024 01:06     Заявить о нарушении
Спасибо,Лев, за визит и отзыв. Я тоже их всех обожаю.Как жалко Соллертинского! Так рано ушёл... Андронников тоже большой умничка был. Сейчас такого плана музыковед только Михаил Казиник остался. Рада, что интересно и могла быть полезной.
С теплом-Ольга.

Ольга Сергеева -Саркисова   14.04.2024 09:28   Заявить о нарушении
На это произведение написано 9 рецензий, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.