Древние часть 33

Древние часть 33

Роберт Хайзер и Чарлз Эразмус в своих предположениях трактовали человека как абстрактную рабочую единицу, лишенную эмоций и интереса, а также понимания общих целей и чрезвычайных обстоятельств, которые, безусловно, являются факторами, способными значительно повысить производительность труда. Действовали они, конечно же, правильно, ибо речь шла об определении объема человеческого труда на основании объективных и поддающихся точному количественному выражению показателей. Ни мотивация, ни увлеченность к ним не относятся, а применительно к далекому прошлому эти понятия вообще не реконструируются. Но они, несомненно, существовали и находили свое воплощение, особенно в таких вещах, как строительство культовых центров.
Данные Хайзера и Эразмуса отражают скорее всего нижнюю границу производительности человеческого труда, а потому еще более убедительны. Справедливость подобной точки зрения подтверждает и культуролог-антрополог Йозеф Вольф153.
Книга мировых рекордов Гиннесса содержит множество данных о невероятных успехах людей, которые, как правило, были достигнуты именно тогда, когда имели под собой какую-то мотивацию. Разумеется, можно привести и другие примеры.
Во время второй мировой войны в упорном сражении за Сталинград советское артиллерийское подразделение из 12 солдат в критических условиях за одну ночь переместилось с орудиями на заданную позицию. Недавно при съемках военного фильма потребовалось это событие повторить. Не удавалось. Точно такую же пушку на точно такой же местности не могли переместить даже 24 человека. Киношникам пришлось прибегать к помощи трюка. Следовательно, коллективные усилия в чрезвычайных обстоятельствах, когда все действуют как один человек, могут дать такой результат, который многократно превышает сумму «нормальных» физических возможностей всех участников.
Тиауанако, Куско, Саксауаман — резиденции великанов
К таинственным мегалитическим объектам Эрих фон Дэникен относит также южноамериканские города-памятники Тиауанако (ошибочно называя его Тиахуанак), Куско, Саксауаман, Ольянтайтамбо, Мачу-Пикчу и другие. Он столкнулся там со множеством загадок, с которыми на этот раз мы познакомимся поближе, обратившись к его же словам, представляющим собой красноречивый образец неконкретного описания и объяснения фактов, что вообще присуще фон Дэникену.
«В городе Тиахуанаке тайны встречаются на каждом шагу. Он расположен на высоте 4000 метров над уровнем моря и, кроме того, на самом краю света. Есть ли у нас хоть какие-нибудь основания именно в таком месте ожидать встречи с древней, высоко развитой культурой?
Из перуанского Куско до города и его археологических объектов можно добраться, путешествуя целый день поездом или по воде. Горная равнина напоминает скорее ландшафт чужой планеты. Для тех, кто еще не акклиматизировался, любая физическая работа — страдание. Атмосферное давление здесь вполовину меньше, чем на уровне моря, и содержание кислорода в воздухе соответственно ниже. И все-таки когда-то здесь существовал большой город...
...Стотонные блоки из песчаника перекрыты шестидесятитонными массами кирпичей. Огромные каменные плиты, разделенные швами толщиной в волос, так плотно прилегают одна к другой, что поверхность кажется абсолютно гладкой. Они скреплены медными штырями, диковинка, с которой на других древних объектах мы еще нигде не встречались. Все каменотесные работы выполнены с чрезвычайной тщательностью. В десятитонных каменных блоках мы обнаруживаем отверстия глубиной два с половиной метра, значение которых до сих пор не объяснено. Не помогают решить тайны Тиахуанака и вытесанные из цельного куска камня плиты длиной пять метров. В земле находятся остатки каменных водоводов длиной два метра, высотой и шириной около полуметра, разбросанные, словно в результате какой-то катастрофы немыслимого масштаба. Все находки потрясают тщательностью ремесленной обработки. Неужели у наших предков, населявших Тиахуанак, не было ничего более важного, чем — без орудий! — в течение долгих лет обрабатывать водоводы и добиваться такой тщательности, что по сравнению с ними наши бетонные трубы кажутся халтурной несуразицей?
На одной из ныне реставрированных площадей можно увидеть целую шеренгу каменных голов, которые при более близком рассмотрении кажутся неким собранием различных рас: лица с тонкими либо, наоборот, толстыми губами, с длинными и курносыми носами, маленькими оттопыренными ушами, нежными либо грубыми чертами; на некоторых головах надеты особые шлемы. Не таят ли в себе эти странные фигуры некое послание, которое мы, связанные своими предрассудками, не понимаем или, лучше сказать, не хотим понимать?
Одним из величайших археологических чудес Южной Америки являются монолитные Ворота Солнца в Тиахуанаке — огромная скульптура, имеющая три метра в высоту и четыре метра в ширину, вытесанная из единого каменного блока. Ее вес равен примерно 10 тоннам. В три ряда высечены на ней 48 квадратных фигур вокруг существа, изображающего летящего бога...
...Какие тайны скрывают руины города? Какое послание из иных миров ожидает на боливийской горной равнине своей разгадки? У нас нет достаточно удовлетворительного объяснения ни начала, ни конца этой культуры, что, однако, не мешает некоторым самоуверенным археологам объявить о возрасте этих руин — 3000 лет — только на основании нескольких смешных керамических фигурок, которые, естественно, не имеют ничего общего с эпохой мегалитов. Уж очень просто склеить пару древних черепков, оглянуться на соседние культуры, наклеить на реставрированные находки таблички и, словно по мановению волшебной палочки, все это победоносно вставить в заранее заготовленную схему. Такой метод, разумеется, значительно проще, нежели последовательный анализ поразительной техники или рискованные предположения о древнем визите инопланетян. Ведь все это только напрасно усложнило бы ситуацию...
...Вспомним и о Саксауамане. Речь идет не о фантастической инкской крепости, располагающейся в горах, чуть выше сегодняшнего Куско, не о монолитных стотонных каменных блоках, не о террасе длиной 500, а высотой и шириной 18 метров, на которой так охотно фотографируются туристы. Мы говорим о почти неизвестном Саксауамане, лежащем менее чем в километре от крепости инков.
Наша фантазия пасует, когда мы пытаемся представить себе, каким образом наши предки ухитрялись поднимать из карьера, перевозить на большое расстояние и обрабатывать стотонные каменные блоки. Но она впадает воистину в шоковое состояние, хотя и привычна ко всему, будучи знакома с техническими возможностями современности, когда мы стоим перед обработанным каменным монолитом весом 20000 тонн...
С таким чудовищем, мегалитом размером с четырехэтажный дом, мы встречаемся всего в нескольких сотнях метров от крепости Саксауа-ман. Он лежит на склоне какого-то кратера. С ремесленной точки зрения он прекрасно обработан, оснащен лестницей с карнизами, украшен отверстиями и спиралями. Может ли кто-нибудь сомневаться в том, что обработка такого невиданного каменного исполина была для инков не простым времяпрепровождением, а, скорее всего, служила какой-то до сих пор неведомой нам цели? А чтобы решение загадки не оказалось слишком простым, эта огромная глыба еще и стоит вверх ногами. Ступени лестницы ведут сверху вниз, отверстия, напоминающие следы от взрывов гранат, направлены в разные стороны, особые углубления, весьма похожие на кресла, обращены наружу тыльной стороной.
Кто осмелится утверждать, что это человеческие силы с помощью человеческих рук оторвали столь огромный валун от скалы, переправили сюда и обработали? Кто сумел перевернуть его вверх ногами? Какие титанические силы были приведены здесь в действие? И с какой целью?
Возьмемся ли мы, наконец, за принципиальное решение древних загадок?» — вопрошает Эрих фон Дэникен154.
Поищем решение вместе с Вацлавом Шольцем155.
Тиауанако — это огромные руины, остатки крупного центра тиауанакской культуры, относящейся к периоду между 500 годом до н. э. и примерно 1000 годом н. э.
Мне довелось в самом Тиауанако изучать его культуру и памятники вместе с выдающимися учеными и знатоками этой культуры Карлосом Понсе Санхинесом и Грегори Кордере Мирандой. Поэтому я со всей ответственностью могу сказать, что хорошо знаю территорию города и его окрестности, равно как и результаты полевых работ вплоть до 1963 года, а из специальной литературы и переписки с указанными учеными знаком и с результатами последующего изучения этого объекта, а также со всеми новыми находками практически по сегодняшний день. Любопытства ради отмечу, что пражский музей Напрстека, в котором я проработал 35 лет, хранит в своих фондах второе по величине собрание памятников этой древней индейской культуры, собрание, которое в 1912 году было привезено из Боливии чешским археологом профессором Юлиусом Нестлером.
Тиауанако расположен не «на самом краю света», он находится в 16 километрах южнее озера Титикака, неподалеку от города Гуаки, и из столицы Боливии Ла-Паса туда можно добраться на автомашине по прекрасному шоссе со всеми удобствами за полтора часа. Местность вокруг заселена, имеются несколько деревень и два небольших городка, в которых живут около 20 тысяч индейцев аймара. Они занимаются главным образом выращиванием картофеля и разведением лам. Образ их жизни, вероятно, мало отличается от того, какой вели их предки, и, следовательно, можно предположить, что даже число жителей этой долины не слишком изменилось за столь продолжительный период.
Жизнь здесь отнюдь не так тягостна и трудна, как это изображает Эрих фон Дэникен.Я дважды работал в этих краях, каждый раз по нескольку месяцев, и всегда прекрасно себя чувствовал среди аймаров.
Самые обширные руины в Тиауанако представляют собой произвольно разбросанные строения, покинутые по крайней мере уже тысячу лет назад. Поскольку из этих развалин люди не менее 500 лет брали камни, сегодня лишь с большим трудом можно определить их первоначальный вид и назначение. Представляется, что здесь на трех возвышающихся площадках, сложенных из утрамбованной глины и облицованных камнем, располагались три монументальные постройки: Акапаиа, Каласасайя и Пума-Пунку. Акапана — ступенчатая пирамида высотой 15 метров, занимает площадь свыше 200 квадратных метров. Соседняя Каласасайя, по форме напоминающая букву U, имеет в поперечнике 130 метров, Пума-Пунку (Ворота Пумы), повторяющая по форме предыдущие строения, но в несколько меньшем масштабе, лежит в километре от них.
Тиауанакские строители использовали в основном местный песчаник, андезит и базальт. Самые крупные блоки песчаника, вес которых приближался к сотне тонн, применялись в Пума-Пунку. Строительный материал доставлялся из каменоломен, расположенных на расстоянии от 5 до 20 и более километров.
Стены возводили, устанавливая каменные блоки, словно столбы в заборе, а расстояния между ними заполняли плитами меньшего размера, укладывая их без применения раствора. В некоторых более важных стенах камни соединяли, выбивая в соседних блоках выемки в виде буквы Т, которые затем заливали расплавленной медью. В результате возникали штыри, по форме напоминающие букву Н. В Пума-Пунку каменные плиты соединены именно таким образом. Тиауанакские строители использовали различные инструменты, хранящиеся сейчас в местном музее.
Одной из выдающихся особенностей Тиауанако являются дверные обрамления, вытесанные из единого каменного блока. Самое знаменитое из них — Ворота Солнца — из андезита. Их высота три метра, ширина 3,75 метра. Эти ворота в прошлом, видимо, были разбиты, позднее восстановлены и вновь поставлены вертикально, но где они стояли первоначально, неизвестно. Над входным проемом находится рельеф, в центре которого размещается большая человеческая фигура, сжимающая в руках жезлы. Волосы фигуры и жезлы украшены головами кондора и пумы. К поясу подвешены человеческие головы, и кажется, что это существо плачет. Впечатление такое, будто по его лицу текут слезы. К центральной фигуре устремляются меньшие фигурки, в которых повторяется мотив бога в человеческом обличье, пумы и кондора. У некоторых имеются крылья. Фигуры и их исполнение похожи на прочие тиауанакские изваяния и рельефы, напоминают они и рисунки на керамике.
Воротами Солнца назвал этот монумент археолог-любитель Артур Познанский, усматривавший в рельефных изображениях свидетельство культа Солнца и некий календарь. Это название привилось, хотя в фигурах рельефа и не прослеживается никакой связи с Солнцем.
Коллекцию каменных голов можно увидеть в так называемом полуподземном храме. Длинной чредой они выступают из кладки стен, но ни на одной из них нет шлема. Все эти головы по большей части исполнены весьма примитивно и относятся к раннему периоду тиауанакской культуры. Одна из них выставлена в постоянной экспозиции музея Напрстека.
Дата возникновения Тиауанако (460±140 год до н.э.) подтверждается данными нескольких десятков радиоуглеродных анализов, проведенных в лабораториях США, ФРГ и Японии. Более того, она доказана результатами, полученными с помощью других методов (например, обсидианового, основанного на определении гидратации обсидиановых орудий), а также типологическими анализами различных памятников материальной культуры. Поэтому предположения о более древних истоках культуры Тиауанако и связывание ее с эпосом о Гильгамеше совершенно необоснованны.
Тиауанако был выдающимся центром поразительной тиауанакской империи и ее культуры, которая развивалась на протяжении пяти веков до нашей эры и десяти веков нашей эры. Наивысшего расцвета эта культура достигала в 600 — 880 годах, когда ее символы — фигура на Воротах Солнца, головы пумы и кондора — появились на обширной территории южного Перу и северного Чили, а также на керамике и скульптурах на всей территории еще более крупной и могучей империи Уари, одноименная столица которой лежала на плоскогорье, расположенном в 800 километрах северо-западнее Тиауанако.
В эпоху своего расцвета Тиауанако был главным городом империи. Естественно, что в нем и находятся грандиозные постройки. Однако ни их размеры, ни их возраст не являются чем-то поразительным и из ряда вон выходящим. Они полностью соответствуют общей картине строительства в этом районе Анд. И, как бывает с каждым городом, здесь тоже выявляются свои особенности, как, например, монолитные ворота или медные штыри.
Материал подготовлен на основе информации открытых источников


Рецензии