Джинн. Акт I. Сирота. Сцена 5. Душанда

Негромкий шорох дороги (асфальт в столице ровный).
В камере крупным планом руки Залегко на руле. Играет песня Александра Шульца "Легче":

"Легче пуха твой сон белого лебедя,
Легче облака вздох глядящего вглубь ручья,
Легче — и, неслышны, дай подобрать слова,
Легче которых лишь смех пестрого мотылька.
Легче вычерти круг, легче вступи в него:
Семь звезд по именам, семь дивно ярких роз…"

Audi с Залегко и Смешоном въезжает на женскую половину Душанды.
Монтажный переход. Смешон (один) поднимается по устланной ковром лестнице.
Еще один монтажный переход. Полумрак, ковры и двурогие светильники на стенах. Смешон и шесть старших законных сестер — Фируза, Озода, Рухшона, Тахмина, Парвина и Зарина — сидят на подушках вокруг дастархана, накрытого к легкому чаю.

ОЗОДА.
…не зная, под какие встать знамена,
Сложила вещи, спрятала Созвона,
Не сообщая нам деталей схемы.

ФИРУЗА.
Как мама, так бы поступили все мы.

ПАРВИНА.
Нам карты сдали первый раз без крапа.

СМЕШОН.
Подумаю-ка, что бы сделал папа.
На свете нет других таджикских наций.
Бежать, бороться — можно; но не сдаться.
Пусть государства твердь непостоянна —
Должна быть стража, тайный полк, охрана.

РУХШОНА.
Вот это брат — орел, а не альпака!
Знал папа, с кем плевать на узы брака.

ЗАРИНА.
Я, честно, о таком молилась чуде.

ОЗОДА.
Засада — не оружие, не люди.

СМЕШОН.
А их эквивалент.

РУХШОНА.
Орел!

СМЕШОН.
И решка.

ФИРУЗА.
Бумага есть?

СМЕШОН (покопавшись в карманах, выуживает чек из ларька).
Листок.

ФИРУЗА.
Пиши, не мешкай:
Сначала восемнадцать цифр IBANа,
А после ключ.

ОЗОДА.
И мой.

ТАХМИНА.
Таджикистана
Вся тайная казна рекой живучей
Приумножалась вот на этот случай.

РУХШОНА.
Мой.

ТАХМИНА.
Мой короче чуть.

ПАРВИНА.
Мой очень длинный.
Там "эль", а не "один". И ключ Зарины…

ЗАРИНА.
Не вслух! Впишу. Ну, воодушевленно
Напутствуем…

РУХШОНА.
А есть еще Фарзона.
Седьмой доверен нашей светской даме.

СМЕШОН (оглядываясь).
И правда. Ведь она должна быть с нами?

ФИРУЗА.
Она от нас отдельно: в первом классе.
Она тебя оценит. Ты — понравься.

Монтажный переход, не мгновенный, но очень быстрый (в доли секунды).

ЗАЛЕГКО.
Что рассказали?

СМЕШОН.
Дамы не без сметки.
На вид не сестры, а скорее тетки.
Мы посидели малым там диваном…
Они держали в рукаве туза нам.
Все купим сами: скакунов, мечи ли —
Мне золото партийное вручили.
Трезвеем, Зуль, подвязываем кеды…

ЗАЛЕГКО.
Чума. Не верю. С первой же беседы?

СМЕШОН.
Тут практика критерий, а не вера.
Сейчас поймем. Рули на Алишера.

Монтажный переход. Смешон стоит в дверях скромной студии Фарзоны. На окне тюлевые шторы в несколько слоев, пропускающие свет, но полностью рассекающие все и всяческие контуры. Перед окном мраморная тумба или стол, полностью (кроме небольшого блюда экзотических фруктов и пепельницы со странными порошками) заставленный коллекционным и экспериментальным алкоголем. У стены слева широкий диван с подушками, оленьи рога над диваном, алюминиевый лаптоп, брошенный поперек, аудиосистема.
Фарзона встречает Смешона в своем лучшем платье с бокалом вина (Moscato Otonel bianco).

ФАРЗОНА.
Фугас или осколочный?

СМЕШОН.
Фугас.
Метровые колонны — в пыль.

ФАРЗОНА.
Халлас.

СМЕШОН.
Официально это у#баны,
Но это…

ФАРЗОНА.
Штамп. Хотя они могли б,
Но будь заказ.

СМЕШОН.
…и понимаю — влип.

ФАРЗОНА.
По-моему, все это очень странно.

(поднимает бокал)

Уединимся ненадолго с белым?

СМЕШОН.
Чтоб лучше познакомиться?

ФАРЗОНА.
Всем телом.

СМЕШОН (опешивая чуть-чуть не до заикания).
Ты что. Так не бывает… Я же брат.

Фарзона выставочным жестом показывает накрытый стол и комнату.

ФАРЗОНА.
Бывает снежно-белый виноград,
Ковер из стеблей розы, мягкий лед,
Металл, который за душу берет.
Есть дальние плоды земного сада:
Душистых перцев жгучая прохлада,
Кудин, лакрица, "Эппл Макинтош".
Мир падает. Однажды ты умрешь,
Мы все умрем когда-нибудь. За это
Каких тебе достаточно наград?

СМЕШОН.
Фарзона, погоди. Я сам с приветом,
Тадж-металлист, но это же разврат.
Ты очень образована, Фарзона…

ФАРЗОНА.
Какой ты mou… ты даже не moujik.

СМЕШОН.
Фарзона, что за браво. Я таджик.
Мне не любой по нраву взлом шаблона!
И белого не пью.

ФАРЗОНА.
Какой халлас.
Ты этот самый, что ли… водолаз?

СМЕШОН.
Я Залегко люблю.

ФАРЗОНА.
Как это мило.
Ты трус, а вот она бы оценила.

СМЕШОН.
Не смей о ней…

ФАРЗОНА.
Ну да, она же идол,
Как все, что папа в пользованье выдал.
Ты так и сгинешь в понятийной яме,
Но есть реальный мир за именами.

(приподнимает левую грудь)

Боишься ягод с вольного куста?
Отца в гробу? Мента с холеной ряхой?

СМЕШОН (закрывая лицо и поворачиваясь было к двери).
Фарзона, б… везде какой-то на##й,
И ты решила, что ли, не отстать.

ФАРЗОНА.
Трус — значит, побоишься. Передам
Все старшим сестрам про твои подвижки.

(бьет Смешона по левой щеке)

Теперь вторую, как в старинной книжке.

СМЕШОН (глядя прямо).
Зачем?

ФАРЗОНА (отрывая две пуговицы с платья).
Скажу, напрашивался сам.
Поверят — мне. А ты дрожи, как заяц,
Или умней.

СМЕШОН.
А если будет запись?

ФАРЗОНА.
Откуда бы?

СМЕШОН (пожимая плечами).
А будет непременно:
Очки.

ФАРЗОНА (срывая со Смешона солнечные очки и переламывая мостик носком туфли-лодочки).
Они с тобою были, Гена.

Смешон молча выходит, не подбирая обломков и не захлопывая двери.
Ждущая в Audi Залегко впускает его, щелкнув замком изнутри.

ЗАЛЕГКО.
Кто так?.. Болит? Она тебя побила?

СМЕШОН.
Сестра сестрой, а жалит, как Далила.
Мне после ханки не бывало гаже.

ЗАЛЕГКО.
Ты приставал?

СМЕШОН.
Халлас. И ты туда же.

ЗАЛЕГКО.
Не говори. Пойму. Мне двадцать пять,
В мои года не стыдно различать
Еще не те тона в природном зове…
Она же ландыш горный царской крови.
Понятно же, ты был, как во хмелю.

(примирительно треплет его за шеей)

Смешон… Я все равно тебя люблю.

СМЕШОН.
Раз любишь — веришь.

ЗАЛЕГКО.
Верю и такому,
Как поклялась покойному Райкому.

СМЕШОН.
А веришь ты не мне, а всякой х#ри.

ЗАЛЕГКО.
Но что теперь? Ты обошел все двери.
Мы не дождемся помощи от баб.
Остался только Генеральный штаб.
Есть план у них, наверное.

СМЕШОН.
Не мой.
И я в нем лишний, пятой точкой чую.

ЗАЛЕГКО.
Куда несет-то голову лихую?

СМЕШОН.
Побьюсь пока.

ЗАЛЕГКО.
С протянутой сумой?
Без жалованья нукеры строптивы.
Получку ты извел на реактивы…

СМЕШОН.
Извел. А сток?

ЗАЛЕГКО.
Ты раньше б мазал лыжи.
На новостях вчера упала биржа.
И бонды, и твои дож-койны в яме.
Какие войны с этими деньгами?
Оставь уже мечты свои на ленте.

СМЕШОН.
Не сразу. Эту ночь мы спим в Ташкенте.
При выборе, чужбина или пуля…

ЗАЛЕГКО.
Как скажет господин.

СМЕШОН (примирительно треплет ее за шеей).
Ну что ты, Зуля…

ЗАЛЕГКО.
Привык уже б. Вы — буйволы. Мы — змеи.
Худжандом?

СМЕШОН.
Самаркандом. Так вернее.

За мостом через Чинарсай у Смешона на поясе звонит телефон.
Он принимает звонок, но молчит.

РУХШОНА.
Смешон!

СМЕШОН.
Я тут.

РУХШОНА.
Прости за это ралли.
Тебя мы, понимаешь, проверяли.

СМЕШОН (от трубки).
Стой, Залегко.

ЗАЛЕГКО.
Свернуть с шоссе?

СМЕШОН.
Погодь.

ЗАРИНА (тише и, по-видимому, из-за плеча Рухшоны).
Ты молодец, что укрощаешь плоть.
Ты нужен нам.

СМЕШОН.
Спасибо. Очень рад.
Какой-то позитив на общем фоне.
Так что, теперь мы едем вновь к Фарзоне?

РУХШОНА.
Ее украли пять минут назад.


Рецензии