Евреи

Евреи не имеют единого языка, культуры, единой хозяйственной жизни, территории проживания, принадлежности к единственному государству, единого самосознания. Евреи существенно различаются внешним видом, складом ума и т. п., то есть по множеству признаков не принадлежат к единой нации, к единому этносу, к единой национальности.

Согласно Торе, евреи – народ, имеющий общее происхождение. Сим, Арфаксад, Сала, Евер. Сыны Еверовы (Быт.10;21), евреи, вероятно происходят от Евера и наверняка от Авраама, первого человека, названного в Торе евреем (Быт.14;13). По признаку происхождения евреи – это народ, отличающийся от других народов одним – состоять в завете с Богом. Быт.17;4-7,10,11: «Вот завет Мой с тобою:... Я сделаю тебя отцом множества народов; и весьма, весьма распложу тебя, и произведу от тебя народы, и цари произойдут от тебя; и поставлю завет Мой между Мною и тобою и между потомками твоими после тебя в роды их, завет вечный в том, что Я буду Богом твоим и потомков твоих после тебя; и дам тебе и потомкам твоим после тебя землю, по которой ты странствуешь, всю землю Ханаанскую, во владение вечное; и буду им Богом... Ты же соблюди завет Мой, ты и потомки твои после тебя в роды их... да будет у вас обрезан весь мужеский пол; обрезывайте крайнюю плоть вашу: и сие будет знамением завета между Мною и вами. Восьми дней от рождения да будет обрезан у вас в роды ваши всякий младенец мужеского пола, рожденный в доме и купленный за серебро у какого-нибудь иноплеменника, который не от твоего семени. Непременно да будет обрезан рожденный в доме твоем и купленный за серебро твое, и будет завет Мой на теле вашем заветом вечным. Необрезанный же мужеского пола, который не обрежет крайней плоти своей, истребится душа та из народа своего, ибо он нарушил завет Мой». При внимательном чтении этого места Писания мы обнаруживаем, что речь в нём идёт о двух заветах: о завете с потомками Авраама, еврейским народом, которому Бог даст в вечное владение всю землю Ханаанскую (знамение завета – обрезание) и о завете с множеством народов, которые Бог произведёт от Авраама. О еврейском народе Бог сказал Авраму (Быт.12;2,3): «Я произведу от тебя великий народ, и благословлю тебя, и возвеличу имя твое, и будешь ты в благословение; Я благословлю благословляющих тебя, и злословящих тебя прокляну; и благословятся в тебе все племена земные».

Иудеи - это наследники Авраама по плоти, состоявшие в завете с Богом, соблюдавшие заповеди закона Моисеева, Божий народ, благословляющие который благословенны и злословящие который прокляты. Христиане – это наследники Авраама по вере из множества народов, состоящие в завете с Богом, соблюдающие заповеди Иисуса Христа, Божий народ, благословляющие который благословенны и злословящие который прокляты.

Это были завет о Христе и завет о народе. При этом «завета о Христе, прежде Богом утвержденного, закон, явившийся спустя четыреста тридцать лет, не отменяет так, чтобы обетование потеряло силу... Это два завета: один от горы Синайской, рождающий в рабство, который есть Агарь, ибо Агарь означает гору Синай в Аравии и соответствует нынешнему Иерусалиму, потому что он с детьми своими в рабстве; а вышний Иерусалим свободен: он - матерь всем нам... Мы, братия, дети обетования по Исааку. Но, как тогда рожденный по плоти гнал рожденного по духу, так и ныне» (Гал.3;17 / 4;24-26,28,29).
 
Христианство – не новая религия, имеющая иудаизм Второго храма своим источником, а предвозвещённый законом и пророками завершённый иудаизм Второго храма.

Христианство указало на искажения закона иудейскими ортодоксами, преодолело неспособность закона спасти грешников и очистить осквернённых в их совести. Христианство чтит израильтян,  «которым принадлежат усыновление и слава, и заветы, и законоположение, и богослужение, и обетования; их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки», но «Бог, желая показать гнев и явить могущество Свое, с великим долготерпением щадил сосуды гнева, готовые к погибели, дабы вместе явить богатство славы Своей над сосудами милосердия, которые Он приготовил к славе, НАД НАМИ, которых Он призвал не только из Иудеев, но и из язычников... Язычники, не искавшие праведности, получили...  праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности... Потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения, как написано: вот, полагаю в Сионе камень преткновения и камень соблазна; но всякий, верующий в Него, не постыдится» (Рим.9;4,5,22-24,30-32).

Иудеи, «не разумея праведности Божией и усиливаясь поставить собственную праведность... не покорились праведности Божией, потому что конец закона - Христос, к праведности всякого верующего... Что говорит Писание?... если устами твоими будешь исповедовать Иисуса Господом и сердцем твоим веровать, что Бог воскресил Его из мертвых, то спасешься, потому что сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению. Ибо Писание говорит: всякий, верующий в Него, не постыдится. Здесь нет различия между Иудеем и Еллином, потому что один Господь у всех, богатый для всех, призывающих Его. Ибо всякий, кто призовет имя Господне, спасется» (Рим.10;3,4,8-13).

«Неужели Бог отверг народ Свой? Никак... Не отверг Бог народа Своего, который Он наперед знал... Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам, чтобы возбудить в них ревность. Если же падение их - богатство миру, и оскудение их - богатство язычникам, то тем более полнота их. Вам говорю, язычникам. Как Апостол язычников, я прославляю служение мое. Не возбужу ли ревность в сродниках моих по плоти и не спасу ли некоторых из них? Ибо если отвержение их - примирение мира, то что будет принятие, как не жизнь из мертвых? Если начаток свят, то и целое; и если корень свят, то и ветви. Если же некоторые из ветвей отломились, а ты, дикая маслина, привился на место их и стал общником корня и сока маслины, то не превозносись перед ветвями. Если же превозносишься, то вспомни, что не ты корень держишь, но корень тебя. Скажешь: "ветви отломились, чтобы мне привиться". Хорошо. Они отломились неверием, а ты держишься верою: не гордись, но бойся. Ибо если Бог не пощадил природных ветвей, то смотри, пощадит ли и тебя. Итак видишь благость и строгость Божию: строгость к отпадшим, а благость к тебе, если пребудешь в благости Божией; иначе и ты будешь отсечен. Но и те, если не пребудут в неверии, привьются, потому что Бог силен опять привить их. Ибо если ты отсечен от дикой по природе маслины и не по природе привился к хорошей маслине, то тем более сии природные привьются к своей маслине. Ибо не хочу оставить вас, братия, в неведении о тайне сей,- чтобы вы не мечтали о себе,- что ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется, как написано: придет от Сиона Избавитель, и отвратит нечестие от Иакова. И сей завет им от Меня, когда сниму с них грехи их. В отношении к благовестию, они враги ради вас; а в отношении к избранию, возлюбленные Божии ради отцов. Ибо дары и призвание Божие непреложны. Как и вы некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их, так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами они были помилованы. Ибо всех заключил Бог в непослушание, чтобы всех помиловать» (Рим.11;1,2,11-32).


Рецензии